рейтинг блогов

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

топ 100 блогов lavagra16.01.2022
Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Сегодня я хотел бы изменить традиции своего авторского блога в ЖЖ и опубликовать у себя фрагмент воспоминаний о своём детстве человека, которого я даже лично не знаю. Его зовут Владимир Свет. На данный момент он живёт в Нью-Йорке, но родился и вырос Владимир в СССР. Да, я и сам родом из этой страны, которой уже нет и никогда не будет. Его детство прошло в крепости Даугавпилса, в которой я бывал неоднократно и писал о ней в своём журнале.


Сначала Владимир попросил воспользоваться моими фотографиями крепости, а потом предложил опубликовать здесь кусочек своих воспоминаний связанных с крепостью. Я их почитал и подумал: "Здорово! Этот рассказ очень живой, он по сути живая летопись уже ушедшей советской истории этой крепости." И я решил опубликовать их здесь. Пусть будут здесь как архив того, чего уже нет. А ещё, думаю, это будет интересно и Вам, мои дорогие друзья. Думаю, и Владимир, да, и я сам будем очень рады Вашим комментариям и отзывам. Но давайте перейдем, собственно, к самому произвидению Владимира. Итак...

Этот рассказ написан в связи с кончиной моего школьного товарища. Здесь, кроме описания совместных школьных и студенческих лет, я пробую коснуться эпохи 50х-60х, и даже некоторых эпизодов предвоенных годов прошлого века, как она видится мне сейчас, через десятилетия.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мишка ушел из жизни 20 июня 2021. Беспощадный рак. Меланома.

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Из письма его жене:

Люда, здравствуй. Отправил тебе письмо про Мишку, потом подумал, что, возможно, ты и ваши дети и внуки захотят когда-нибудь почитать текст про отца и деда, каким он был в молодости.

Решил дополнить свой предыдущий текст новыми эпизодами, и вот что получилось:

----------------------------

Как-то так пошло, что все друзья его называли Мишка. Не Миша, не Михаил, а Мишка. Его полное имя Михаил Сергеевич Александрович.

С Мишкой мы учились с 1-го класса по 9-й.

И, вместе с одной девочкой, Наташей Починской, конкурировали, кто будет первым учеником в классе. Собственно, больше конкурировал Мишка, мои успехи были скромней. 

Наша школа располагалась на территории военного авиационного радиотехнического училища в г. Даугавпилсе, втором по величине в Латвии. Школа была маленькая. Наш 10-й класс закончили всего 10 человек. На следующий год 10 класс, в котором училась моя сестра Людмила, закончили также 10 человек. В последующие годы численность выпускных классов была уже побольше.

Училище и школа находилось в старинной крепости, окруженной высокими валами и вынесенными за валы укреплениями-бастионами. Валы и бастионы были облицованы с фронта огромными камнями, плоско обтесанными снаружи, до высоты, наверное, метра 4-5. Между ними могла быть вода, дополнительное препятствие на случай штурма крепости неприятелем. 

Динабургская крепость. 

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)
Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Зимой мы катались с валов, горок высотой с двух-трехэтажный дом, на санках и лыжах.

Помню пару бесснежных но морозных зим, когда между валами укреплений оставалась вода, не спущенная с осени. Вода замерзла, превратившись в идеальный ровный лед. Получился прекрасный каток, защищенный от ветра, с множеством отростков-тупиков и крутых поворотов, и здесь всегда было много народа. Дети катались на коньках “снегурочки”, которые прикреплялись к валенкам веревками, натянутыми закруткой с помощью короткой палочки. Коньки, прикрепленные к ботинкам, были редкостью.

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

В этих водоемах весной вода прогревалась быстро, мальчишки здесь купались уже в апреле

Жизнь гражданских в крепости, в основном, это были семьи офицеров, была простой. Жили в двухэтажных домах, в коммунальных квартирах, за исключением старших офицеров-полковников. У них были отдельные квартиры. Все дома имели толстые кирпичные стены и хорошо держали тепло.

Первый начальник училища, генерал, жил в городе, в особняке. Его преемник в отдельной квартире. 

Хотя, может, я и ошибаюсь.

Ванны или душа в наших домах не было, как и горячей воды. Ходили в баню. По четвергам мылись женщины, по пятницам мужчины. В остальные дни недели мылись курсанты. 

Отопление печное, пищу готовили также на дровах, на керосинках и примусах. У каждой квартиры был сарайчик, они располагались в ряд и современным языком это строение можно назвать таунхаусом. В нашем хранились дрова, за которыми мой отец осенью ездил на лесобазу и привозил грузовик дров. Потом жильцы кооперировались и по-очереди пилили друг другу дрова двуручной пилой. В сарайчике стояла и бочка с квашеной капустой, и другая, поменьше, с солеными огурцами. Это мы заготавливали на зиму. 

В мою обязанность входило наколоть и принести дрова для печки, наскрести мерзлой квашенной капусты, набрать в бидончик огурцы, раз в неделю купить и привезти керосин, на санках или на велосипеде. Зимы в пятидесятые годы были знатные! Если оттепель случалась хотя бы дважды за зиму, то такая зима выглядела неудачной. И это в Латвии, про которую шутили, мол, Москва это сердце родины, а Латвия ее мочевой пузырь. 

Еще была конюшня, мы иногда заходили туда, гладили стоявших в стойлах лошадей и давали им с рук припасенные для этого кусочки хлеба. Зимой, по снегу, держась за сани, скользили на коньках по укатанной снежной улице.

В крепости был сад, хорошо ухоженный, в центре которого стоял фонтан. Струи воды били из трех поставленных в пирамиду старинных пушек. Но это случалось не часто. Вокруг фонтана разбит газон, а за ней круговая широкая аллея-площадь, на которой сходились радиальные аллеи парка. Этот памятник был поставлен в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. 

На площади зимой заливался каток, и школьники, курсанты училища, офицеры, их жены и любимые девушки катались на коньках в красивых свитерах. Рядом стояла беседка, в ней размещался военный духовой оркестр, под музыку которого мы катались по выходным.

Поставщиком молодых девушек был городской педагогический институт, его студентки часто становились женами молодых лейтенантов, выпускников училища. Молодые семьи затем разъезжались по всей стране по месту первой службы.

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

По прямоугольной периферийной аллее обычно прокладывалась лыжня, и здесь можно было покататься на лыжах. Также, местами лыжню прокладывали по валам, окружавшим Крепость и в лесу за учебным аэродромом.

Окруженная высокими валами территория была как бы огромным закрытым двором для нас, мальчишек. Компьютеры в то время, к счастью, еще не были изобретены, телевизоры появились много позже, и мы все свободное время проводили на улице. Прятки, казаки-разбойники, штандер-стоп… В начале 50-х еще находили немецкие каски, стволы от автоматов и др. и использовали их в военных играх. Находили и фосфор и поджигали его в лужах, благоразумно отступая подальше.

Пленные немцы еще подметали улицы. 

Посмотрев Трех мушкетеров, мы после школы бегали с палками, изображающими шпаги и фехтовали ими. Наши отцы в большинстве были преподавателями в нашем военном училище, и у некоторых из нас в качестве шпаги были указки с приделанными ручками и самодельными эфесами. Для украшения к ним привязывали цветные ленточки. Пока случайно не выбили глаз одному мальчику. После этого игры в мушкетеров прекратились. Были и другие несчастные случаи в мальчишеских играх. 

Однажды река Западная Двина (Даугава) вышла из берегов и грозила затопить крепость. Она уже затопила один из городских районов, Гриву. Туда по тревоге послали офицеров и курсантов, в полной полевой форме и с противогазами на боку. Помогать эвакуировать местных жителей. Никому не пришло в голову, что противогазы не понадобятся, а будут только мешать. Но приказ есть приказ. Хорошо хоть тревожные чемоданчики разрешили оставить на месте сбора.

Написав этот абзац, я задумался. А не было ли приказа бежать, а они именно бежали, через железнодорожный мост, куда их пустили, чтобы сократить путь, дальше по дороге. В противогазах? Смутные воспоминания того, что я, мальчишка, слышал от взрослых...

Валы крепости имели отметку, сопоставимую с отметкой существующей дамбы, которая тянулась вдоль реки. Крепость стояла рядом. Опасаясь возможного перелива через дамбу, решили построить на ней дополнительную насыпь, вал высотой около метра. Для этого возили песок с района старых захоронений. Ближе песчаного грунта не нашлось, и времени на поиски не было. Самосвалов и экскаваторов тоже не было, все делалось лопатами, благо рабочей силы в училище и лопат на складах было достаточно. Ворота, ведущие на учебный аэродром училища, частично засыпали песком. Около главных ворот, они показаны на первом снимке, внутри разложили сотню срочно изготовленных носилок, загрузили их песком. Рядом насыпали гору песка и разложили десятки мешков с мукой. Они должны были образовать первый барьер. Наготове были лопаты. Здесь дежурила рота курсантов. Пока ворота были открыты, непрерывно осуществлялся подвоз продовольствия. При поступлении сигнала, что вода идет, дежурная рота должна была бегом засыпать и эти ворота. 

К счастью, вода, поднявшись до критической отметки, почти до верха только что насыпанного вала, начала спадать прежде чем плывущие по реке огромные льдины его бы разрушили.

В песке оказались человеческие кости и даже целые черепа. Мальчишки насаживали череп на палку и бегали по крепости стайкой. Но родители вскоре запретили нам так делать. Потом песок убрали.

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Пионерский лагерь в Погулянке (Местечко за городом)

В первом ряду, между двумя мальчиками в галстуках, самый маленький - Мишка. Я оказался на переднем плане, второй справа.

Кажется, мы идем на ручей мыться. Это видно по полотенцам на плечах.

Для мальчишек крепостные бастионы и развалины храма были местом притяжения, везде лазили и ничего не боялись. Там можно было и покурить и в карты поиграть. Чтобы выйти за крепость, надо было пройти в ворота (снимок н-р 1), но там стоял часовой с оружием и требовал пропуск. Для старших учеников, которые могли выйти за крепость без родителей, это был ученический билет. Для тех, кто помладше, за крепость можно было попасть, если перелезешь через вал и спустишься по вертикальной каменной стене. Для этого было несколько мест, где камни были частично разрушены. Одно такое место попало на снимок н-р 2, правее этих, теперь отреставрированных ворот.

А ещё вспоминается дружеская атмосфера. Мы не делились на богатых и бедных, на детей офицеров и гражданских, национальности не имели значения. И хотя детство было не особенно сытное, но счастливое.

Мы постепенно взрослели, казаки-разбойники уступили место баскетболу, волейболу и другим спортивным играм. Ватагой мы мчались на подростковых велосипедах по всей крепости. Однажды кому-то из нас пришла в голову идея выехать за крепость и отправиться, ни много ни мало, в соседнюю республику Литву, в г. Зарасай, находящийся в 25 км от нашей Крепости. Человек 15. По дороге с большим количеством подъемов и спусков. Доехали и вернулись назад, проехав 50 км! С этого неожиданного похода и началось для нас с Мишкой многолетнее увлечение велосипедом.

На территории крепости было несколько спортплощадок. Волейбольные, баскетбольные, даже теннисный корт. Турники, гимнастические кольца, вертикальные канаты и шесты для лазания. Мы всем этим пользовались, когда у курсантов не было спортивных занятий, соревновались между собой.

А еще был стадион и водная станция на озере Шуня. 

Клуб офицеров был для жителей Крепости чем то вроде дома культуры. Там был зал, где показывали кино и фойе, оно же танцевальный зал, хорошая библиотека, которой заведовал И. И. Батрак. Там было много книг для детей. Снаружи, с тыльной стороны здания клуба, находилась летняя танцплощадка и деревянный домик - туалет. Большая комната с двумя бильярдными столами, и смежная комната, где стоял стол для настольного тенниса. 

Мы, мальчишки, тоже паслись здесь. Иногда представлялась возможность поиграть. Помню, лучшим игроком училища был ст. лейтенант по фамилии Яичница. Со своим напарником они обменивались пушечными встречными ударами и долго удерживали шарик в игре. Я смотрел как завороженный и слушал звонкие щелчки ракеток по шарику. Ракетки когда были фанерные, оклеенные только резиной с пупырышками. 

Раньше у клуба стояли две пушки, у которых фотографировались выпускники училища. Такие-же, как у этого дома, ниже. Оба здания очень похожи между собой. Очевидно, их наружные стены построены по одному проекту. Здесь жили некоторые наши одноклассники. Пушки от клуба перенесли к зданию полицейского управления, которое обосновалось в Крепости после отсоединения Латвии от СССР

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Кроме офицерского клуба был в Крепости и курсантский клуб. Когда по выходным в клубе крутили кино, мы пытались прорваться туда. И иногда нам удавалось посмотреть фильм бесплатно.

Крепостные из Даугавпилса (из воспоминаний одного мальчишки)

Очевидно, 8й класс. 

Верхний ряд, слева направо: Ерухимов Миша, Моисеенко Лариса, Попов Саша, Лещенко Галя, Смирнов Саша.

Средний ряд: Починская Наташа, Солодухин Валера, Папка Таня, Катасонов Юра. Нижний ряд: Свет Володя, Александрович Миша

Когда проходили соревнования по разным видам спорта на первенство училища, толпы болельщиков окружали площадки плотными рядами. Команды батальонов соревновались между собой и с командой от Учебного отдела. То есть офицеров, среди которых было много хороших спортсменов. Мы с Мишкой, конечно, были здесь и болели за своих отцов, то есть за Учебный отдел.

Поэтому спорт для многих мальчишек и некоторых девочек стал впоследствии спутником жизни. В нашей школе учились член республиканской юношеской команды по плаванию (увы, не могу вспомнить его имя), члены сборной юношеской города по волейболу Юрий Катасонов, его сестра Неля и Наташа Верле, гимнаст Аркадий Шмыков, все переменки ходивший на руках, прекрасный баскетболист Виктор Тарасов, капитан нашей школьной сборной. Наташа Верле также играла в настольный теннис на республиканском уровне. Вадим Башмаков, легкоатлет, имевший, наверное, столько первых разрядов, сколько беговых дисциплин было в легкой атлетике. 

К сожалению, многих уже нет…

Простите меня те, кого не удалось вспомнить.

В городе нас называли Крепостные.

Сейчас группа с таким названием - “Mы-Крепостные” - есть в Одноклассниках. Там же можно узнать о судьбе Крепости после ухода Латвии из СССР. Сейчас в Крепости идет весьма неторопливая реставрация. Например, на снимке н-р 2 показан отреставрированный фрагмент вала снаружи Крепости.

Так и прижились названия – Город и Крепость. Между ними проложена одноколейная трамвайная линия, длиной километра два с половиной. В ее середине был разъезд. Здесь встречались навстречу друг другу и разъезжались два одновагонных трамвая .Они имели по две водительских кабины. На конечных остановках водитель трамвая разворачивал штангу с токосъемником на 180 град. и садился в кабину, которая становилась передней...

Продолжение рассказа можно почитать здесь.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пряжа Пехорка  Австралийский меринос 400м/100г, ушло 2,5 мотка. ...
Делай раз - получаем в жж типичный комментарий поцреота: Закон Димы Яковлева судя по реакции публики в определенном смысле очень логичен - поскольку вызывал истерику примерно у тех кругов, которые аплодировали магнцикому закону. Так что если ...
Из вечерней почты: в продолжение темы "Иван Березюк": "«Березюк», как символ эпохи. За свою жизнь я видел многое, но Иоанн ( Иван Владимирович Березюк) настоятель Богоявленского собора города Вышний Волочек, превзошёл всё, что я видел. С его приходом в Тверскую епархию Саввы ...
Ну, что? Сезон грибного геноцида объявляю открытым! Пошли дожди и появились, наконец, лисички. Вместе с лисичками появилось какое-то ненормальное количество грибников. И их как-то сильно больше, чем лисичек. :D В прошлом году я сидела в деревне, потому грибников опередила. А в этом все ...
Так, уже завтра я собираю творческую элиту и даже буду им вещать творческие мысли И хочу выложить свой спич сюда. Не обессудьте, спич рассчитан на неискушенную ЖЖ молодую аудиторию писателей и поэтов и иже с ними, для которых я должна быть экспертом и авторитетом. Как писателю вести ...