Крепления авиадвигателя к пилону

топ 100 блогов engineering_ru14.03.2016
Крепления авиадвигателя к пилону

Сегодня посмотрим, как двигатель крепится к пилону.

Во первЫх строках сразу отмажусь, что я сам двигатель никогда не менял, и даже близко не проходил от этого процесса.
Так что фоточки буду комментировать с такой же дилетантской колокольни, как и большинство присутствующих.

Итак, двигатель CFM56-5 на самолёте семейства Airbus-320 крепится к пилону в двух зонах - передним узлом и задним.
Крепления авиадвигателя к пилону
Передний узел воспринимает и передаёт на пилон нагрузки по трём осям - продольную (тяга), поперечную и вертикальную (вес).
Задний узел воспринимает и передаёт нагрузки по двум осям - поперечную и вертикальную (вес), а также крутящий момент.
Весь пилон в сборе подвешен на срезном болте, который разрушается при превышении заданной нагрузки. Это нужно, чтобы не повредить крыло - например, при посадке на грунт. Узел этого болта виден на  схеме правее правой стрелки, напоминая цифру 8.

Для доступа к точкам крепления двигателя к пилону надо открыть и поднять капоты реверса (примерно как это упомянуто здесь ).
Крепления авиадвигателя к пилону

Влезнув, узреем две зоны крепления к пилону - спереди и сзади.
Вот эта треугольная ферма подходит к переднему узлу крепления (это - вид слева по полёту).
Крепления авиадвигателя к пилону

Как видно, эта ферма пилона держит двигатель за четыре болта (вид справа).
Крепления авиадвигателя к пилону

Двигательные крепления рассчитаны на нормальную работоспособность при разрушении одного из элементов крепления. То есть, для переднего узла подвески это означает потерю одного из болтов крепления к пилону.
Крепления авиадвигателя к пилону
Особенностью двигательных креплений является мудрёность контровки - вот как в данном случае:
- болт завёрнут самоконтрящейся гаечкой (хочется в это верить),
- она держится контровочной шайбой,
- которая привинчена к выросту узла на двигателе болтом поменьше с тоже самоконтрящейся гайкой;
- и самый главный болт ещё заботливо до шайбы приконтрен проволочкой.
И всё это как бы можно понять: двигатель сам весит тонны три, да ещё тяга тонн до 25 - в общем, усилия тут немаленькие, да плюс ещё и постоянная вибрация способствует сепаратизму. А у нас статья корячится даже за одни призывы, не то что за отрыв от коллектива. Так что законтрено оправданно.
Ещё интересно глядеть на винт в ферме пилона над правым болтом. Помимо обычного Эйрбасного шлица Hi-Torq, - видите там вокруг потайной головки жёлтый ободок? Это есть антикоррозионный состав, которым намазан весь винт. Состав этот мажется очень хорошо - один раз попадёшь, потом весь день всех красишь жёлтым. Такой же состав, по идее, должен быть и на болтах крепления двигателя.

Ниже болтов видна наклонная тяга. Их - две: по одной с каждой стороны.
Тяги эти тянутся от кронштейна, привинченного к внутреннему корпусу вентилятора.
Крепления авиадвигателя к пилону
Тут интересно посмотреть ещё и на решёточки в правом верхнем углу. Они закрывают клапана перепуска воздуха (противопомпажные). Клапана те перепускают воздух из компрессора во внешний контур двигателя. Это позволяет на низких режимах работы увеличить осевую составляющую скорости движения потока на лопатках, и уменьшить вероятность срыва потока на них - то есть, и помпажа.
Поэтому двигатель на малом газе сильно шипит - часть воздуха из компрессора бесплатно дует наружу.
При небольшом увеличении режима клапана закрываются, и шум двигателя немного уменьшается.

Соединение кронштейна с тягой тоже не простое: болты-шайбы-гайки.
Крепления авиадвигателя к пилону

Другим концом тяга соединяется с поперечной тягой.
Крепления авиадвигателя к пилону
Здесь конструктор контровки явно маньячил на пике своей паранойи.
Хитрый шлиц в болте, сквозь него - контровочная пластина, крепящаяся двумя болтами.
И такого там - три. Сдельщик был, видимо.
Крепления авиадвигателя к пилону
Слева - трубочка о трёх концах.
Полагаю - от пожарного баллона, для выброса фреона при пожаротушении.

Задний узел крепления дозволяет двигателю теплово расширяться по продольной оси.
Крепления авиадвигателя к пилону

Крепится к пилону тоже болтами.
Крепления авиадвигателя к пилону

От траверсы отходят три точки крепления - средняя и две боковых.
Боковая - это примерно так:
Крепления авиадвигателя к пилону

Тяга - явно составная из трёх частей.
Крепления авиадвигателя к пилону
Верхняя и нижняя точки её крепления являют собой замысловатую комбинацию из трёх (!!!) контровочных пластин, болтиков и гаечек.
Крепления авиадвигателя к пилону
Гайки, естественно, не могут быть одинаковыми с верхним концом.

Дополняют щенячью радость контровочные булавки на другом конце болта.
Крепления авиадвигателя к пилону

Всё это бордельеро сделано, видимо, потому, что болты тут составные :)
Крепления авиадвигателя к пилону
Видите? - их там два соосно :)

Ну, и примерно так же устроена средняя точка крепления.
Крепления авиадвигателя к пилону
Она видна примерно посредине кадра.
Чуть левее неё стоИт небольшой бочонок - очень похоже на датчик вибрации.
А трубочки слева - это как раз для обдува корпуса турбины и регулировки таким образом зазора между ним и торцами турбинных лопаток. Чтобы меньше перетекало газа по зазору мимо лопаток, и улучшался КПД.

И бесплатным бонусом проходит фотка клапана HPTACC (регулировки зазора в корпусе турбины высокого давления) Крепления авиадвигателя к пилону .
Крепления авиадвигателя к пилону
Ниже него - кажется, клапан регулировки обдува корпуса турбины низкого давления.
Воздух забирает из внешнего контура, после вентилятора.

В общем, как-то так висит двигатель.



Ах да - чуть не забыл про дефект.
Когда мы смотрели задние крепления, то обнаружили люфт в одной точке.
Там шаровый подшипник, и кажется, многовато он люфтил по оси.

Оператор извещён.

Всем спасибо.

Фотографии большего размера доступны в альбоме «Engine Mounts», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Знаете, у нас в Израиле начался 5776 новый год. Напечатал я статью по этому поводу, ребята попросили, но как-то не очень писалось мне. Печатаю здесь полную версию. Все-таки, это мой блог. История реальная. Пишу. Я приехал в Израиль в 1990 году. Уже через несколько дней всплыло множество в ...
Итак, я долго этого ждал и вот оно уже не за горами, новые эмоции, новые приключения, новое путешествие. Совместно с ООО СУБАРУ МОТОР на следующей неделе мы поедем покорять сразу две наши области, это будет очень увлекательное и интересное путешествие, подробности под катом. На са ...
... и в зале, где на его фоне выступали Беглов и Матвиенко. Украина не состоит в СНГ с 2018 года. В мае 2022 года Украина разорвала три соглашения с СНГ: о мигрантах, аграрном рынке и памятниках. В феврале 2022 года Украина вышла из антитеррористического соглашения ...
На вечерню о.Глеб прибежал с опозданием. Задержался на требах. По дороге всё думал, что надо бы поменяться , если на четверг служить поставят – надо жену с младшей к врачу отпустить, дела у третьего ребёнка - дочки Нади, были не очень, а со старшими ...