Краткий архитектурный ликбез - новая настольная книга


В последнее время становится все меньше времени на чтение. Да и книги, очередь которых подошла наконец на прикроватной тумбочке, требовали осмысления и размышления. Одна из них не просто обрадовала - вдохновила и воодушевила. Дилетантам от архитектуры вроде меня - просто сказочный подарок. Как я на эту совершенно свежую книгу набрела - уже не вспомню. Скорее всего, увидела информацию в ленте в соцсетях. Пока заказала, пока доставили, пока очередь дошла на прочтение...

"Книга «Архитектура. Что такое хорошо и что такое плохо» Анастасии Головиной — это четкое и лаконичное руководство к пониманию архитектуры. Эта книга будет идеальным подарком для каждого, кто хочет разобраться в архитектуре, научиться ее чувствовать и понимать. Красочные иллюстрации и уникальные видеозаписи лекций автора, эксклюзивно доступные по QR-кодам внутри книги, сделают изучение архитектуры незабываемым! Автор анализирует определение архитектуры, введенное римским архитектором Витрувием, которое включает пользу, прочность и красоту. Головина анализирует эту концепцию и проводит параллели с современным миром, демонстрируя, как эти три аспекта касаются современной архитектуры. Также она рассматривает различные аспекты визуального выражения зданий, включая гармонию, пропорции, симметрию и цвет, то, как архитектура может быть связана с другими видами искусства. Отдельная часть книги посвящена архитектурным деталям. Автор рассматривает различные элементы зданий, включая двери, окна, углы, перемычки, карнизы и многое другое. Она анализирует, какие роли эти элементы играют в создании общего силуэта здания. Автор демонстрирует, как пространство влияет на архитектуру, и, наоборот, какие есть психологические эффекты взаимодействия людей с пространством.

Все эти знания помогут вам научиться «читать» фасады зданий, разобраться в стилях и направлениях, увидеть главные шедевры мировой архитектуры от Версальского дворца до музея Гуггенхайма.

АНАСТАСИЯ ГОЛОВИНА — специалист по истории, теории и реставрации архитектуры. Архитектор-реставратор, художница, лектор, экскурсовод. Работала архитектором в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, принимала участие в реставрации усадьбы Кузьминки, здания Провиантских складов, усадьбы Архангельское и др." <.............................>

Даже если бы я прочитала предисловие перед покупкой, я все равно книгу бы заказали. Меня такое либретто несколько смутило. Но автору - браво-брависсимо, я уже неделю хожу под впечатлением. Под таким сильным впечатлением, что побежала искать возможные координаты. Нашла жж-журнал автора


Пожалуй, больше всего меня впечатлило и обрадовало, что примеры частенько используются венские, такие знакомые и любимые. Поэтому пусть все это лежит здесь, как памятка и подсказка - буду возвращаться и искать ответы на вопросы.
"Как понимать архитектуру, как разбираться в ее, порой сложном, характере? Ведь архитектура ничего не изображает, подобно графике, живописи, скульптуре. Однако мы знаем, что произведения архитектуры способны передавать многие идеи, вызывать разнообразные чувства. Мы легко можем себе представить приветливый, словно приглашающий войти, дом, где так уютно, так хорошо чувствуешь себя, где хочется побыть как можно дольше. Но мы знаем и мрачные, даже отталкивающие здания, к которым и приблизиться не хочется. Уже это одно заставляет нас считать архитектуру искусством, искусством своеобразным, наделенным большой образной силой, выражающим как определенные воззрения времени, так и общественное сознание той или иной социальной среды.


Здесь — в этих гостиных, кабинетах, залах и столовых — можно было провести время и в интересной беседе, и потанцевать, и пообедать. Помимо этого, владелец дворца выходил к гостям, более того — торжественно шествовал им навстречу через все эти великолепно отделанные помещения, с тем чтобы показать свое дородство, свое высокое положение в обществе. Существовали даже танцы-шествия, которые были рассчитаны на вереницу зал. Рассматривая то или иное архитектурное произведение, мы должны знать причины и цели, вызвавшие его постройку, иными словами, хорошо представлять себе историческую обстановку, время его создания. Знакомство с планом здания поможет нам многое понять и оценить сооружение по достоинству. Под прочностью архитектуры мы понимаем прочность тех материалов и выполненных из них конструкций, которые образуют, если так можно сказать, как оболочку и костяк сооружения, так и отдельные его части — стены, перекрытия, внешние и внутренние опоры." <...........................>

Совершенно удивительные мысли автора о питерской застроке - просто не смогла пройти мимо! "Cквер перед Адмиралтейством, Сенатская площадь, Петропавловская крепость образуют очень красивый ансамбль в центре города, но ходить по нему достаточно тяжело. Расстояния большие, фасады иногда тянутся довольно долго, надо прикладывать усилие, чтобы увидеть их красоту целиком, и в целом иметь доволь-но хорошее здоровье для подобных прогулок. Просто эта красота сделана для движения на другой скорости. Центральные ансамбли Санкт-Петербурга построены не для пешехода, а для человека, перемещающегося со скоростью лошади, верхом или в карете. Тогда эти фасады смотрятся иначе и эту красоту можно объять. На машине (или другом общественном транспорте) всё слишком быстро пролетает в окнах, не давая собой на-сладиться. А скорость лошади — в самый раз." В книге еще огромное количество интереснейших мыслей по таким знакомым объектам, что читалось просто на одном дыхании. Рекомендую. Однозначно и категорически.

PS:Ну разве не здорово видеть примеры , так хорошо знакомые , как немецкая Валгалла!