«Красотки в бегах»: отвязная криминальная комедия от одного из братьев Коэн
vitas1917 — 09.04.2024В международном прокате идет отвязная криминальная комедия, в которой парочка бандитов преследует подружек, рванувших во Флориду. Подробности о сольном режиссерском дебюте Итана Коэна рассказывает Дмитрий Соколов.
Филадельфия, 1999 год. Две очень разных подруги — скромница Мэриан и тусовщица Джейми — соглашаются за деньги перегнать чужую машину из одного города в другой. Сев за руль, девчонки отправляются в солнечную Флориду к тетушке Мэриан, предвкушая интенсивный марш-бросок по всем приличным (и не очень) барам по пути. Их путешествие действительно будет незабываемым, но по другой причине: в машине спрятан чемодан, за которым охотится команда отморозков, работающая на очень известного политика. И эти ребята готовы без колебаний пристрелить любого, кто им помешает.
Итан Коэн известен как постоянный соавтор своего брата Джоэла Коэна, вместе с которым они сняли немало культовых фильмов: от тягучего неонуара «Просто кровь» до трагикомедии «Серьезный человек». Впрочем, абсолютной коэновской классикой стали криминальные триллеры, такие как «Фарго» или «Старикам тут не место». Свой первый художественный фильм Итан тоже оформил как веселое «дорожное кино» с криминальным оттенком, но зарубежные критики и зрители «Красоток в бегах» встретили без особых восторгов. И хотя такая реакция отчасти объяснима, при ближайшем рассмотрении фильм выглядит вовсе не грандиозным провалом, а жертвой завышенных ожиданий. Это динамичная, местами (адекватно) кринжовая, но всегда забавная криминальная комедия с яркими актерскими работами.
Для начала, в фильме отлично выдержан темп. После краткого пролога (с убийством и расчленением!) сюжет переключается на историю Мэриан и Джейми, стремительно набирая обороты и не сбавляет бодрый ритм до финальных титров. А сценарий (написанный Итаном вместе с женой Тришей Кук, монтировавшей многие фильмы Коэнов) не только постоянно обыгрывает контраст характеров главных героинь, но и вовремя подкидывает им новые испытания.
То шина лопнет посреди оживленного шоссе, то Джейми впишется тусить с футбольной командой (увы, обошлось без групповухи, зато с поцелуями по кругу!), то надо решить, что делать с отрезанной головой в ведре для льда. И так всю дорогу. Учитывая, что фильм идет даже меньше 90 минут, «Красотки в бегах» на фоне нынешних трехчасовых блокбастеров и вовсе кажутся захватывающей короткометражкой.
Фильм населен пусть одномерными, но крайне колоритными персонажами. За парочкой девушек гоняется пара мужиков, напоминающая пародийные версии киллеров из «Коэна и Тэйта» — агрессивный дуболом Керли (Билл Кэмп, игравший экс-педофила в «Звуке свободы») и обходительный пройдоха Арлисс (Джои Слотник из недавнего боевика «Крушение»). Пока первый ломает пальцы и ребра, второй в нужные моменты смягчает пыл буйного коллеги вежливостью и широкой улыбкой.
В роли бедолаги с чемоданом из пролога мелькнул Педро Паскаль, а под конец появляется Мэтт Дэймон в небольшой роли сенатора-консерватора, который на людях топит за семью, веру и мораль, а закрыв двери служебных кабинетов предается беспросветному разврату. Джеральдин Висванатан (известная по сериалу «Чудотворцы») здесь хорошо изображает зажатую Мэриан, постепенно открывающую в себе неожиданные грани смелости и дикости. Но ярче всех в россыпи звезд сияет Маргарет Куолли — из нее получилась эталонная девчонка-зажигалка, озаряющая своим пламенем все вокруг. Джейми заливисто смеется, виртуозно матерится, спит с кем хочет и где хочет, умело хлещет любой алкоголь и никогда не теряет присутствия духа.
Наконец, для фильма характерна плотная, местами вполне «коэновская», атмосфера сумасбродного приключения. Дело не только в остроумных диалогах (хотя их немало), слегка абсурдном сюжете или бешеном ритме, но и в оформлении визуального ряда. Титулованный оператор Эри Вегнер (работавшая над «Властью пса») элегантно играет с перспективами, размерами кадра и планами, добавляя ощущение динамики даже в статичные сцены.
Особо хочется отметить два стилистических нюанса. Первый — контраст света и тьмы: днем преобладает естественное освещение и спокойные цвета, но с наступлением ночи темноту заливают мерцающие потоки неоновых огней, в полумраке баров звучит тягучий соул, а реальность кажется слегка размытой по краям. Мягкий психодел — вторая из приметных визуальных фишек: некоторые сцены ВНЕЗАПНО перебиваются абстрактными картинами, отсылающими к происходящим событиям. К примеру, размер кадра сокращается, и на зернистой пленке появляется гигантская пицца, вокруг которой летают ее маленькие клоны (да!). Или космическая дива гуляет по вселенной в окружении зеленых астероидных колец. Поверьте, это очень оживляет и без того веселое кино!
Изобретательную картинку отлично дополняет саундтрек. В одной из «барных» сцен звучит Peanut Butter от The Liverbirds, а во время сочных круговых поцелуев можно услышать томный кавер на Blue Bayou от Линды Ронстадт. Еще один кавер классики, Fly Me To The Moon, звучит в исполнении Дайаны Кролл. По фильму вообще разбросано немало приметной, но не навязшей в зубах музыки: от Eau d’Bedroom Dancing инди-рокеров Le Tigre до Maggot Brain от Funkadelic. Да, подборка вышла эклектичная, но гармоничная, и нужное настроение создает исправно.
А теперь пара слов об историческом контексте и восприятии фильма. Если слабые кассовые сборы можно списать на то, что фильм вряд ли планировался как мейнстримный хит, то в сдержанных рецензиях критиков сквозит легкое разочарование, связанное с репутацией братьев Коэн. Вместо ироничной драмы (в стиле «Воспитания Аризоны») или какой-нибудь вычурной стилизации под нуар (вроде «Человека, которого не было») маститый автор снимает разухабистую комедию про двух подруг и чемодан с кучей дилдо.
Если же отвлечься от предубеждений, то легко заметить, что «Красотки в бегах» — это оммаж «женским» эксплотейшнам 1960-х и 1970-х (вроде «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!»), только снятый в юмористическом ключе. Отсюда и постоянные шутки про секс (фаллоимитаторы в стенах — это сильно!), и обилие гротескного насилия, и сюжет, обыгрывающий наследие легендарной женщины, лепившей скульптуры из пенисов рок-звезд. В общем, это кино может понравиться поклонникам братьев Коэн (хотя и далеко не всем), но его точно оценят многие фанаты «Грайндхауса». Перед нами легковесное и стильное, насыщенное сексом и юмором путешествие, в котором познается ценность дружбы.
P.S. и fun fact напоследок: загадочная космо-дива — это и есть местная «гипсовая заклинательница», а играет ее Майли Сайрус!
Дмитрий Соколов
|
</> |