"Красота в глазах смотрящего"
ru_royalty — 03.02.2017 в продолжение темы lapetitevalise в О "дурнушке" Анне КлевскойИнтересная тема: приукрашивали художники заказанные у них портреты принцесс или нет?
возвращаюсь к своему топику про Лизелотту Пфальцскую (в замужестве герцогиню Орлеанскую).
Перевод пассажа из биографии Лизелотты автора Dirk van der Cruysse, из которой я черпала почти всю информацию для топика. Синим - мои дополнения).
".....Тот факт, что королева Богемии и Софи (Ганноверская) волновались по поводу сомнительной красоты Лизелотты, не был простым тщеславием. Принцессы во все времена рождались исключительно для того, чтобы быть выданными замуж и таким образом вносить вклад в упрочение связей своей семьи. Поэтому их внешность была весьма важным козырем, который трудно было переоценить. Девиз матримониальной политики Габсургов "Bella gerant alii! tu, felix Austria, nube" («Пусть другие ведут войны! Ты, счастливая Австрия, заключай браки») был и для других династий не пустым звуком.
Вследствие этой политики при дворах европейской аристократии подвизалась многочисленная братия художников-портретистов, надеясь извлечь выгоду ...Они сопровождали посланников герцогов и королей в их поездках по Европе, запечтлевая на полотнах по просьбе заказчика прелести заневестившихся принцесс. Блестящая карьера Рубенса в начале (17-го) века была ярким примером того, как удачно может складываться карьера художника при сотрудничестве с высочайшими дворами.
При каждом дворе были толпы родственниц, компаньонок, посредниц и свах разных рангов, которые большую часть времени только тем и занимались, что шушукались на темы, которые загнали бы в краску и опытную сводню. Отцы-аристократы, которыx бог благословил многочисленным женским потомством, запирались в кабинетах со своими канцлерами и министрами и углублялись в расчеты и продумывали на будущее ходы, достойные по своей сложности ходoB шахматного гроссмейстера.
А что касалось самих принцесс, от них требовалось только помалкивать и быть привлекательными.
Лизелотте было ясно, что и ей не избежать этой судьбы....
..........................................................................
(далее идет описание на несколько глав, с какими принцами и как велись "брачные" переговоры, какие препоны появлялись....)
.........................................................................
....В декабре 1666 Софи снова завела речь о нем (принце Оранском). Она пишет брату-курфюрсту (отцу Лизелотты): "Я пересылаю Вам письмо Мадам де Гент (посредница), из которого Вы узнаете о ее планах.....Судя по всему они (Оранские) хотят принцессу из действительно хорошего дома, но чтобы с другой стороны она не была из более могущественной семьи, чем они сами. Я им написала, что Вы наверняка будете согласны с этим выбором. Они тоже не против. Лизелотта будет там счастлива. Мадам де Мерод (еще одна сваха или посредница?) постоянно просит портрет Лизелотты. Но в Германии портреты рисуют так плохо, что лучше не послать никакого портрета, чем послать плохой..."
Намек на посредственные таланты немецких портретистов говорит скорее об их неспособности льстить объекту портрета. Карл Людвиг (отец Лизелотты) постоянно заказывал у художников портреты своих детей. Но он требовал, чтобы потреты не только походили на оригинал, но и льстили ему. „Если художник ни на что не годен, то лучше не тратить деньги на потреты, чтобы не демонстрировать потомкам наших детей в безобразных позах. Если портреты плохие, я их сожгу», - и писал Карл Людвиг своей второй (морганатической) жене Луизе фон Дегенфельд . (И действительно, в сети не найти ни одного портрета никого из его 13 детей от второго брака в детском и молодом возрасте)
Способностью "приукрашивать" портреты славились в Германии французы. Поэтому в Германии всегда околачивалось так много французских художников, многие весьма сомнительного таланта. Они увековечивали на своих картинах пышные формы немецких принцесс, часто одним взмахом кисти исправляя несправедливость природы. В конце концов всем известно, что красота - в глазах смотрящего.
1657. Портрет 5-летней Лизелотты. Художник Wallerant Vaillant (по другой версии автор - Johann Heinrich Roos):
1667/1668. Портрет 15-16-летней Лизелотты кисти Jean Baptiste Ruel (опять француз):
Этот портрет написан в период интенсивного сватовства Лизелотты. Скорее всего портрет не был послан никому из потенциальных женихов, потому что ее мать забрала портрет себе - так он попал к ее родне в Гессен. Портрет до сих пор находится находится в собственности ланд-графов Гессенских.
1673. Портрет (уже замужней) 21-летней Лизелотты кисти Louis Ferdinand Elle (тоже француз):
А вот у этого портрета Лизелотты год и авторство не нашла. Неизвестно, была она уже замужем или нет.
Все остальные ее портреты тоже написаны французкими художниками уже в ее бытность герцогиней Орлеанской.
|
</> |