«Красное небо» Кристиана Петцольда, 2023


Гран-при Берлинского фестиваля текущего года.
Начало тягостное, если не сказать мерзкое. С намёком на гомосятину (которая таки там есть, но… на удивление не давяще навязчивая, а мягкая и оправданная). Ну, а что возмущаться-то? Германия доразлагалась – теперь это там обыденность. Однако по ходу развития сюжета негатив как-то незаметно истаивает, уступая место лёгкости и даже романтичности. А картина, наконец, приобретает цельность.
Пара парней приезжает на курорт. У родителей одного из них там уединённый старый домик. Не развлеченья ради, а поработать: герой номер раз – фотохудожник, герой номер два – писатель. Однако домик вовсе не пустует – в нём обосновалась знакомая родителей, молодая-красивая. Далее совсем не то, что вы подумали – фемина, конечно, не без секса, но отнюдь не с нашими мальчиками.
Кто-нибудь пробовал работать на курорте? Не в кафе где или в магазине, а мозгами? И если первый герой успешно совмещает отдых на природе с творчеством, второй, писатель, всё более и более раздражается – ему мешает буквально всё: эротические охи за стенкой, комары, вид моря, чужая работа. Книга, которую он только-только с превеликим трудом закончил, откровенно плоха. И ладно, это было бы мнение какой-то далёкой от литературы малообразованной прислуги. Во-первых, оказывается, вовсе не прислуги. Во-вторых, это его собственное ощущение…
А в тридцати километрах бушует лесной пожар. И небо такое красное-красное… Хорошо, что ветер не в нашу сторону. Или всё-таки в нашу? Потому что уже не в тридцати…
И на ум приходит триеровская «Меланхолия» с постепенно приближающимся неотвратимым концом. Ассоциация уж очень яркая…
Нет, писатель наш уцелел – тот конец счастливо обошёл его стороной. И книгу он потом написал новую, хорошую. Вот только с тем пожаром мимо прошла и не состоявшаяся любовь. И не состоявшаяся жизнь. И что-то такое важное в себе… Пока он злился на весь свет… Зато теперь всё это можно наблюдать у других. Со стороны. И написать ещё одну хорошую книгу. Или не написать.
Изящная картина. Камерная. К Петцольду определённо стоит присмотреться. Остался ещё у германцев порох в пороховницах. Не то что у прочих…
|
</> |