Красные на белых - 12
qebedo — 19.04.2024 Белый король (окончание)Сражение 29 марта 1461 года было названо современниками Битвой в Пальмовое воскресенье (граждане типа читавшие Библию — в Иерусалиме вербы не растут, там пальмы…), однако историки предпочитают называть ея Битва при Таутоне. От прошлых сражений это отличалось тем, что обе стороны были настроены на «наш последний решительный бой», который уже наконец прекратит «всех этих безобразиев, сколько можно на самом деле». Если ранее и ланкастриане, и йоркисты отпускали рядовых пленников, подчеркивая, что сражаются с «глупым неразумным лордьём», то теперь оба командующих отдали приказ пленных не брать и пощады никакой. Белые или красные — этот день должен был поставить все окончательные точки над «ё».
Хенри VI с королевой остался в Йорке — ланкастрианами командовал Хенри Бофорт, герцог Сомерсет, его правой рукой был старый сухопутный волк сэр Эндрю Троллоп. Другими знатными лидерами были Хенри Холланд, герцог Эксетер, Хенри Перси, граф Нортумберленд, барон Томас де Рос и Ричард Файнс, барон Дакр. Йоркистами командовал герцог Эдвард, правой рукою его по случаю ранения Ворика (см. предыдущую серию) стал Вильям Невилл, барон Фоконберг. В лагере остался и престарелый герцог Норфолк, его людьми командовали Волтер Блант и Роберт Хорн. Обе армии были разделены на три «полка»: йоркисты — Фоконберг в авангарде (ставшем потом правым флангом), главные силы Эдварда (центр) и арьергард сэра Джона Венлока и лорда Джона Динана (левый фланг); ланкастриане — в авангарде граф Нортумберленд и Троллоп, герцог Сомерсет на правом фланге, герцог Эксетер на левом.
Ланкастриане укрепились в обороне, предоставив инициативу противнику. Фоконберг вывел отряд лучников, которые давали залп и убегали. Из-за попутного ветра их стрелы долетали до врага, а его ответные залпы не были эффективными (для него ветер-то был встречный). И так несколько раз (тм) Посему ланкастриане решили перейти в атаку — чтобы враг закончил пуляния. Во время столкновения баталий на левый фланг йоркистов из леса Касл-Хилл набежала кавалерия и заставила его попятиться — Эдвард лично поскакал туда держать ряды. Всеобщее рубилово длилось часа три, и ланкастриане медленно оттесняли армию врага. Однако тут внезапно появился с отрядом припозднившийся к общему сбору Джон Мовбрей, герцог Норфолк. Он скрытно обошел позиции сражающихся и внезапно вдарил с левого фланга.
Ланкастриане еще некоторое кремя сопротивлялись, но перевес был на стороне йоркистов. Когда их враг таки побежал, они, выполняя приказ не брать пленных, убили исчо более врагов, нежели в самой битве. Точных цифр погибших мы всё равно никогда не узнаем (мы и цифр сражавшихся-то тоже не…), но «овер много». (Согласно фейковым данным, Таунтон считается «самой кровавой битвой на территории Англии», но где пруфы, Билли?) Убили графа Нутртумберленда, баронов Лайонела Веллса, Дакра, Эндрю Троллопа. Около 40 лордов как-то умудрились сдаться, но к ним потом всё равно применили «пленных не брать» — кОзнили. Среди них оказались Томас Куртене, граф Девон, и Джеймс Батлер, граф Вилтшир. Йоркисты потеряли только одного аристократа — Роберта Хорна.
Семерсет, Рос, Эксетер и все, кто уцелел, бежали в Йорк, откуда вместе с королем и королевою — в Шотландию. Эдвард вошел в Йорк, снял висевшую на стене голову отца и посадил туда головы казненных ланкастриан. Весь север Англии ему покорился, 14 пэров и 96 рыцарей были объявлены госизменниками (среди них было 24 депутата парламента). 14 июня 1461 года герцог Йорк вернулся в Лондон, где 28 июня в Вестминстере после коронации превратился в короля Эдварда IV. Его брат Джордж стал герцогом Кларенсом, другой брат Ричард — герцогом Глостером, Хенри Буршье — графом Эксетером, его сын Хамфри Буршье — лордом Кромвелем, барон Фоконберг — графом Кентом. Шотландеры набежали на север, пользуясь анархией, и против них выслали Ворика — координировать силы и отгонять.
Маргарет д'Анжу
«…Король обратил свое внимание на другие части королевства и отправился в традиционную поездку по стране. Это была древняя и почетная обязанность монарха. Эдуард IV посетил юго-восточные земли — Кент и Сассекс, затем повернул на запад к Бристолю. По пути он проводил судебные заседания, разбирая жалобы и споры своих подданных, верша королевский суд и восстанавливая королевский мир, поскольку в стране по-прежнему было неспокойно, а закон часто действовал избирательно. Затем король проследовал через Глостершир и Херефордшир в Ладлоу. В Уэльсе и Уэльской марке у свергнутого короля Генри VI оставалось много сторонников, готовых предоставить ему убежище в своих замках, а Джаспер Тюдор активно собирал тех, кто оставался верен партии Ланкастеров. Эдуард IV принудил к сдаче все уэльские замки, кроме Харлёха, Тюдор скрылся в горах. Затем король двинулся через Мидлендс к Лондону. Он вернулся в столицу в начале октября».
4 ноября 1461 года начал работу парламент. Он подтвердил законность коронации Эдварда IV, принял акт, объявлявший всю Ланкастерскую династию «временными узурпаторами», хотя почти все их акты, законы и распоряжения оставили в силе. А также «Билль об измене», в котором содержался список лордов-ланкастриан, чьи поместья конфисковывались в казну. Сами «изменники», поддерживаемые регентом Шотландии Джеймсом Кеннеди, епископом Сент-Эндрюса (по малолетству короля Джеймса III Стюарта), организовывали набеги на Пограничье, но йоркисты их везде успешно отражали. Маргарет д’Анжу направила посольство во Францию, но там только что умер король Шарль VII, и эмиссарам королевы пришлось иметь дело с жучарою-кукушколетом Луи XI Паучарою, так что их очень долго мариновали и отпустили без внятного ответа. После провала еще одной миссии Маргарет решила взять дело в свои руки и высадилась во Франции 16 апреля 1462 года лично.
Младая Жупаучара
На сей раз Жупаучара согласился помочь — за Кале, который потребовал «вернуть взад». Немного войск, перевезенных в Шотландию, хватило бы на очередной большой набег. Но 20-летний Эдвард IV тоже постарался — он послал к вдовствующей королеве Шотландии графа Ворика, который уболтал Марию ван Эхмонт-Гелре на нэутралитэт, «вероятно что» обещая руки и сердце молодого и еще холостого короля. Так что вместо высадки в Шотландии и набега с ее территории французам и ланкастрианам предстояло самостоятельно захватывать какие-то порты на побережье Англии…
|
</> |