красиво жить не запретишь
tttkkk — 28.05.2014Однако на практике пользоваться многие из этих устройств бывает непросто. Снабжение электроэнергией в северокорейской глубинке крайне ненадежно, пресловутые «веерные отключения» – явление обычное, и во многих городах поменьше электричество вообще подаётся всего лишь несколько часов в день.
Телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры могут неплохо работать от аккумуляторов (тоже – важное устройство в северокорейском богатом доме). Хуже обстоят дела с кондиционерами и холодильниками.
Как я убедился из своих бесед с северокорейскими богачами, некоторые из них, являясь обладателями холодильников или кондиционеров, вовсе не собираются пользоваться ими. Эти устройства приобретаются по соображениям престижа. Время от времени их включают на несколько часов, используя портативные генераторы, которые тоже весьма распространены в современной Северной Корее. Однако питать холодильник от генератора невозможно – во-первых, слишком дорого, во-вторых – постоянно работающий генератор создаёт шум и злит соседей.
Впрочем, многие из северокорейских бизнесменов находят из этого положения своеобразный выход – они покупают электроэнергию частным образом.
Воровство электроэнергии из общественных сетей было довольно распространенным явлением в Южной Корее 1950-х и 1960-х годов. Тогда некоторые домовладельцы нелегально подсоединялись к электрической сети и получали энергию бесплатно. Причины для такого поведения в те времена были чисто экономические, ибо электроэнергия в Южной Корее тогда стоила дорого, а страна была бедна.
В Северной Корее подобное явление в последние годы тоже получило распространение. Впрочем, в строгом смысле слова богатые северокорейцы не воруют электроэнергию. Они просто договариваются с местными менеджерами сетей электроснабжения о том, чтобы их дома получали бы электричество либо непосредственно от местной трансформаторной подстанции, либо же, что встречается чаще, от какого-либо важного государственного или военного учреждения. Для этого о дома к объекту или подстанции протягивается нелегальный провод. Иногда, например, богатые северокорейцы договариваются с командованием местных воинских частей о том, чтобы подсоединиться к сети какого-нибудь военного объекта. Знаю я и случай, когда такую сделку об электроснабжении валютчик заключил с местным управлением госбезопасности .
Если дом богача подключён к электрической сети важного государственного учреждения или военного объекта, то ему куда реже приходится иметь дело с последствиями веерных отключений электричества. Когда энергии начинает не хватать, электричество в первую очередь отключают в частных домах, потом страдают некоторые гражданские предприятия и наименее влиятельные государственные учреждения. Военные объекты и органы власти (а, значит, и подсоединившиеся к ним дома богатых людей) получают электроэнергию до самой последней возможности.
Наличие частного соединения с электросетью означает, что предприимчивый бизнесмен может спокойно пользоваться и холодильником, и кондиционером, и другими энергоемкими бытовыми приборами. В некоторых случаях бизнесмены кооперируются и договариваются о том, что все они вместе оплачивают прокладку нелегального провода, электричество из которого потом подаётся в несколько богатых домов, расположенных по соседству. Стоит недорого.
Что же, голь на выдумки хитра. Назвать северокорейских бизнесменов "голью" довольно затруднительно, однако и им приходится всячески приспосабливаться, чтобы обеспечить себе комфортабельный уровень жизни.
|
</> |