КПРФ БАШКОРТОСТАНА. Хроника кризиса.

Несмотря на юридическую драму, четверка избранных делегатов (Кутлугужин, Старов, Шайнуров, Ющенко) без стеснения собралась на съезд КПРФ в Москву. Они самопровозглашенно представляют Башкирию на всероссийском форуме, хотя значительная часть однопартийцев открыто не признаёт их мандаты. По свидетельствам из Уфы, обычные коммунисты пребывают в недоумении: как так получилось, что делегаты «избрали сами себя», предварительно зачистив конференцию от оппозиции? В воздухе витает горькая ирония — неужели судьбу партии решат люди, легитимность которых оспаривается в суде? Истцы тем временем полны решимости довести дело до победного конца. Если суд удовлетворит их иск (а шансы на это, как отмечалось, весьма велики), возникнет правовой казус всероссийского масштаба: решения XIX съезда КПРФ окажутся опротестованы задним числом. Ведь если делегаты от Башкирии незаконны, то и все постановления съезда (включая выборы руководящих органов партии) могут быть признаны недействительными, поскольку голосовали лица без права голоса news.mail.ru. Получается настоящая мина замедленного действия под съезд. В кулуарах уже шепчутся: «Если парни выиграют суд – это будет ***** *****».
Рассмотрим правовые аспекты и риски:
Готовы ли к этому в Москве?
Это ли не торжество политтехнологов системы? Столетие со дня создания КПСС (2025 год) КПРФ встречает, пародируя эсеровские расколы века минувшего, когда социалисты судились друг с другом при царских судах. История повторяется фарсом.
Подведем черту:
юридические коллизии, вызванные башкирским бардаком, потенциально крайне опасны для КПРФ.
Они либо поставят под сомнение решения съезда, либо потребуют постфактум сложных маневров (например, задним числом “исключить” голоса нелегитимных делегатов, чтобы обезопаситься – но тогда съезд потеряет кворум?). Можно ли было этого избежать? Безусловно, да – проявив политическую волю, вовремя примирив стороны или разведя конфликтующих. Однако вышестоящее руководство, похоже, пустило дело на самотек (а может, намеренно). Теперь же – все мы заложники прецедента.
Вместо заключения: Партия как политический труп?
Попробуем обобщить:
Региональное отделение КПРФ в Башкортостане более не принадлежит само себе. Им помыкают «смотрящие» – один от Москвы (ЦК КПРФ), другой от Уфы (администрации РБ). Реальная политика подменилась менеджментом в интересах кураторов. Внутрипартийная демократия уничтожена: конференции – фикция, результаты пишутся под диктовку. Как заметил эксперт, «электоральное поле полностью управляемо» – это относится и к самим партийцамufa.rbc.ru. Проще говоря, КПРФ в Башкирии ликвидирована как самостоятельная оппозиционная сила. Осталась вывеска.
Двоевластие и межклановая грызня.
Вместо здоровой внутрипартийной дискуссии – война кланов (Афонин/Старов vs. «белодомовский» Шайнуров, + группа Галина против обоих). Эта грызня носит сугубо кадрово-ресурсный характер: спорят не о программе или идеалах, а о том, кто будет контролировать депутатские мандаты, финансирование, квоты. Для рядовых коммунистов эта возня отвратительна, она их деморализует и отталкивает от участия. В результате, как признают политологи, позиции КПРФ в Башкирии слабеют с каждым годом ufa.rbc.ru – люди не видят в ней честной силы, которая борется за народ, зато видят крысиные бега функционеров. Это убивает веру активистов, многие выходят из партии или впадают в апатию. Что и требовалось внешним силам.
Идеологический провал.
Пока шла дележка мест и званий, КПРФ потеряла повестку. Реготделение занималось чем угодно (ресталинизацией, письмами о балете, междоусобицами) – только не реальными проблемами рабочих и крестьянufa.rbc.ru. В итоге даже традиционно лояльный электорат перестал видеть смысл поддержки коммунистов. На выборах КПРФ еле-еле набирает проценты, больше рассчитывая на админресурс Кремля (как “второй партии”), чем на энтузиазм масс. Про оппозиционность говорить не приходится вовсе: башкирские коммунисты голосуют в унисон с “ЕдРо” по ключевым вопросам. Вспомним, как бюро рескома осудило собственных эко-активистов, назвав их “предателями” – разве после этого экологически озабоченные избиратели пойдут за КПРФ? Нет, они отвернутся. Так и случилось: на уличных протестах в Башкирии (Куштау, шиханы, золотодобыча) КПРФ оказалась на обочине или даже в лагере противников народа idelreal/org. Это идеологический крах. Партия изменила сама себе. Башкирский реском стал примером, как не надо делать.
Административный ресурс превыше всего.
Вместо опоры на народ – опора на чиновников. Вхожесть Шайнурова во власть, зависимость Старова от спикера парламента, игра Афонина по указке АП – все это создало ситуацию, когда администрация фактически распоряжается судьбой партии. Возможно, в Кремле и Белом доме этому аплодируют: все под контролем, коммунисты ручные. Но это пиррова победа: партия, перестав быть живой, превращается в политический труп, который годится только для манипуляций. В критический момент (например, экономический кризис, рост протестных настроений) такой “управляемый” КПРФ не мобилизует народ – он мертв. А полностью подавлять протесты силой рискованно... В общем, власти, убивая КПРФ, рубят сук, на котором сами сидят (системная разрядка недовольства). Но это их выбор. Задача коммунистов – не дать использовать себя втемную. Увы, в Башкирии эта задача провалена.
Моральный облик и кадры.
Какую картину видит сторонний наблюдатель? Первый секретарь – жалкий, фракцию ведет назначенец, в партии заправляют перебежчики от власти, снизу бунтуют обиженные карьеристы, честные и активные затюканы или маргинализированы, молодёжь в шоке. Вывод очевиден: при таких раскладах ничего путного ждать нельзя, нужна полная зачистка “верхов” и перезапуск организации. Но сделает ли это сама партия? Сомнительно. Центральное руководство, похоже, устраивает модель “тишь да гладь, Божья благодать” – лишь бы скандалы не выплескивались наружу. То, что сейчас всплыло наружу через суды, – для Зюганова крайне неприятно, и скорее всего он прикажет эту историю замять любой ценой. А это значит – никаких серьезных оргвыводов не последует. Опять всё прикроют лозунгами об “единстве рядов”. И гнилое болотце останется.
Готовы ли вы, товарищи в Госдуме и ЦК, рискнуть легитимностью XIX съезда ради прикрытия чьих-то местечковых амбиций?
Стоит ли дружба с местными князьками (или страх перед ними) того, чтобы потом оспаривать в суде собственный съезд? Не лучше ли самим признать проблему и переутвердить делегатов по-честному (пусть даже ценой скандала сейчас, но зато без риска позже)?
Понимают ли в Кремле, чем чревато полное удушение КПРФ в регионах?
Да, сейчас это кажется удобным – коммунисты не бузят, сидят на привязи. Но заполнится ли вакуум? Есть законы политики: свято место пусто не бывает. На месте умерщвленной системной оппозиции придут несистемные силы, куда менее контролируемые. Башкирия уже не раз видела всплеск народного возмущения (вспомним протесты защитников шиханов или против мусорного полигона) – и там КПРФ практически не было, зато были националисты, анархисты, кто угодно. Не слишком ли опасной игрой занимается Администрация, превращая КПРФ в пустышку? Может случиться, что в критический момент народ пойдет не за красным знаменем (его скомпрометировали), а за совсем другими флагами. И тогда нынешние стратеги еще пожалеют, что выбили почву у умеренных левых.
И наконец, к простым коммунистам Башкирии и всей России:
долго ли вы будете терпеть бардак ради бардака? Где та легендарная партийная принципиальность, непримиримость к нарушителям устава? Неужели вы позволите кучке приспособленцев своими интригами похоронить дело, которому многие из вас отдали жизнь? Если сегодня из нелюбви каких-то кандидатов к Кутлугужину можно поставить под сомнение решение съезда – что завтра? Может, завтра из-за чьей-то неприязни отменят итоги парламентских выборов, где КПРФ победит? Прецедент-то будет создан. Задумайтесь: пора требовать наведения порядка в собственных рядах – открыто, смело, без оглядки на чины. Иначе партия действительно рискует превратиться в клуб им. Зюганова без будущего.
сегодня КПРФ Башкортостана – это политический труп, над которым склонились чужие “смотрящие” и стервятники-интриганы. Останки когда-то влиятельной организации лежат в тартарарах. Вместо марша к социализму – марш в суд общей юрисдикции. Вместо борьбы с олигархами – борьба с однопартийцами. Такой фарс может вызвать лишь саркастическую усмешку, если бы не его разрушительные последствия.
Впереди – съезд в Москве. Формально – торжественное событие, переизбрание Геннадия Зюганова, рапорт о достижениях. Но знамя над этим съездом уже запачкано башкирской грязью. Хочется верить, что высшее руководство КПРФ одумается и сделает хоть какие-то шаги к очищению: аннулирует провокационные мандаты, инициирует партрасследование, на худой конец публично поставит на вид башкирским товарищам. Если же нет – история рассудит.
Врагам КПРФ останетс
я только нажать на курок, который башкирские стрелки сами вложили им в руки. И тогда действительно «всему пипец», как грубо, но метко выражаются на местах.
Башкирия – это тревожный звонок.