КП-Молдова

топ 100 блогов diak-kuraev17.10.2010 http://kp.ru/daily/24574/745452/ (там еще и небольшое видео с прерванной лекции)
Андрей Кураев: «Кишинев и Тирасполь могут стать Пятым Римом!»

Светский и церковный ученый рассказал "КП", почему сегодня модно увиливать от православия, должна ли церковь вмешиваться в политику и как реагировать на агрессивных церковников [аудио + видео]
Леонид РЯБКОВ, Александра ЛЯБИНА
Протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии, писатель, богослов и публицист, светский и церковный ученый, проповедник и миссионер Андрей Кураев — вполне себе современный батюшка. На телефоне в качестве рингтона — песня Луи Армстронга «Let my people go», заставка — Икона Божьей матери. Прилетел отец Андрей в Кишинев, дабы прочесть лекции в Теологическом институте.


«Модно увиливать от православия!»
- В Кишиневе я не в первый раз. Последний раз был здесь месяц назад. В этом году, так получилось, я побывал в Молдавии трижды. А так, могут быть перерывы и в пять лет. Я еду туда, куда зовут. И иногда удается приехать.
- В Молдове в школах ввели факультативный предмет «Основы православия». Это решение вызвало немало споров. Как вы считаете, необходим такой предмет в средней школе?

- Место этого предмета в расписании зависит от того, как он будет назван. Название должно определять метод разговора. В России, например, этот предмет называется «Основы православной культуры». Он обязателен по выбору. Он обязателен для изучения, но родителям дается право выбрать вариант преподавания. Общее название курса «Основы религиозных культур», а родители могут выбрать для своего чада основы православной, мусульманской, иудейской, буддисткой культуры.
Если это «основы православной культуры», тогда акцент идет на слово «культура». Разговор идет о том, почему у них, у православных, не у нас, а у них, у православных, так, а не иначе. Никаких религиозных императивов, призывов. Уроки ведут обычные учителя, рассказывающие о логике православного мира. Если речь идет об обучении, собственно, религии, тогда, конечно, надо предусмотреть возможность для родителей и детей, если их взгляды не совпадают с православием, не посещать эти уроки или заменить их чем-то иным.

- После развала Советского Союза стало модно верить в Бога. Эта мода и сейчас не прошла. Как вы относитесь к повальной вере в Бога?
- Не знаю ситуацию в Молдове, но то, что я вижу в России, на Украине, вижу только одну моду — модно так говорить! Это такая модная отмазка от религиозной тематики. Православие модно, но это не так. Зайдите в любой магазин и найдите книгу по православию. Настоящая мода — на иноязычество. Модно по той причине, что православие — это труд. Модно увиливать от православия. Модное, такое обывательское отношение к религии. Я возьму что-то из этой религии, что-то - из другой... На пресс-конференции в Екатеринбурге директор местной телерадиокомпании очень точно сказал, не знаю, оговорился он или нет: «Каждый из нас судит Христа по-своему». Это очень точно было сказано. Люди избегают хождения к традиционной религии, там, где есть четкие принципы жизни. Модно объявить себя друидом, наследником древнеславянских богов или эльфом. У этих религий нет живых институтов. Это модные течения, а православие — это труд. Православие реально есть, оно не молчит. Подогнать себя под православие — трудно. Это работа.
- А наше сегодняшнее общество духовно?
- Общество не духовно. Духовными могут быть люди, а не общество. Господь спасает не народы или страны и не общественно-экономические формации! Спасению подлежат личности. Этносы приходят и уходят, а вот мы с вами бессмертны. В этом наше отличие от любой страны, от любого народа. Мы с вами увидим смерть Евросоюза, смерть Российской Федерации, даже увидим смерть Млечного пути и всей нашей Галактики. Потому что наши души бессмертны.
«Христос к терпимости никогда не призывал!»
- Мы все жили в великой империи под названием Советский Союз. Есть ли шанс, что мы когда-нибудь будем жить вместе и сможет ли православие сыграть в этом объединении какую-то роль?
- Я совсем не буду возражать, если Молдова станет таким интегрирующим центром этого процесса! Почему нет? В чем-то православие сохранило себя более органично в жизни молдавского народа, чем в жизни русского народа.
- А в чем это выражается?
- На встречу к вам я ехал из монастыря села Сирец. Батюшка из местного монастыря был за рулем. И все дети, подростки, которых мы встречали по дороге, приветствовали нас, кланялись, улыбались. Это говорит о том, что в Молдове, в отличие от России, есть СЕЛО. В центральной России села нет, крестьян нет. На протяжении XIX и XX веков православие являлось религией крестьян, а не горожан. А сегодня в России живы, скорее, городские приходы, чем сельские. Молдова была меньше времени интегрирована в советский мир, атеистический, несколько менее давящим был каток репрессий. Опять же в молдавских селах больше этнической монолитности. У вас нет такой поликонфессиональной пестроты, как в Российской Федерации. Так что, не исключено, что Кишинев и Тирасполь станут Пятым Римом.
- Читал, что вы в Сухуми живете?
- Прописка у меня московская. Большей частью я в самолете живу. Постоянные перелеты. Неделю живу в Абхазии, неделю еще где-то, сейчас в Молдове.
- Тяжело, наверное, так жить?
- Тяжело, это когда замолкает телефон. Мой не замолкает и я его, конечно, проклинаю за это. Смиряешься с этим. Потому что, если телефон замолчит, я окажусь никому не нужным, это будет настоящая беда.
- У вас есть много сторонников и противников. Последние набрасываются на вас за ваши резкие и откровенные высказывания...
- Что вы, я белый и пушистый. Слова «толерантность», равно, как и слова «терпимость» нет в лексиконе Библии. Ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии этих слов нет. И призывов к терпимости из уст Христа никогда не звучало. Это мифы нашего городка о том, что терпимость — это добродетель, которая должна быть присуща христианам. Христианство — это религия любви. А где любовь, там есть эксклюзивность, предпочтение и чувство. К Богу надо идти всецело, не кастрируя себя, в том числе и со своей ненавистью. Гнев, ненависть, отторжение — это Божьи дары человеку. Так, как в крови есть антитела, создающие иммунную защиту организма, точно так же в душе должно быть умение гасить зло, которое родилось во мне. Иногда нужно сказать что-то горькое человеку, иначе он не станет расти, допустим, профессионально или по-человечески. Сам Христос и апостолы были очень полемичны. Не случайно всех их убили. Если бы апостолы приходили с толерантными речами, они остались бы живы. Признаем, что христианство таково и не надо ему навязывать иные модели поведения.
«Тотальный контроль несет угрозу»
- Как вы считаете, церковь может участвовать в политике? Митрополит Владимир на множестве плакатов, развешанных по Молдове, стоит вместе с одним политическим деятелем...
- Насколько мне известно, эти плакаты появились еще до начала избирательной кампании. Валерий Пасат позиционировал себя не как политический деятель, а как человек, ратующий за введение «Основ православия» в школах. Митрополит Владимир на фотографии вместе с ученым, который выступил с такой идеей. Скажите, как мог митрополит отреагировать на такое предложение? Неужели он мог сказать «нет»? Это не вмешательство церкви в политику, это такая закупорка образовательной жизни Молдовы. Слишком долго на эту тему было наложено табу. Поэтому в данном случае политика вмешивается в духовную жизнь, а не наоборот. После того как Пасат выступил с этой идеей, правительство Владимира Филата стало реально реализовывать эту концепцию. Я вчера с Филатом встречался, мы полтора часа общались на эту тему.
- Как вам показался Владимир Филат?
- Не знаю, что он за человек, но мне он показался светлой личностью.
- У нас скоро досрочные парламентские выборы. Как вы думаете, церковь имеет право на них поддержать какую-либо политическую партию?
- Практика показывает, что иной раз церковь напрямую вовлечена в этот процесс. Это воспринимается очень болезненно. Очень важно для церкви оставаться церковью. На Западе и на Востоке по-разному воспринимается политическая активность лидеров церкви. В вашей стране, может быть, есть такая идея, по которой имеется национальный консенсус. Если митрополит высказывается в поддержку национального консенсуса, то это органично. Всякое бывает, и политика разная бывает... Иногда церковь должна сказать «нет» какой-нибудь канибаллистической идеологии. Никогда не говори «никогда»! Должна быть культура политического действия церкви.
- Представители православной церкви Молдовы выступили категорически против введения биометрических паспортов. Аргумент следующий: это нарушение прав человека....
- В узком смысле слова это не является нарушением прав человека. Но тотальный контроль все же несет социальную угрозу. Социальную, но не духовную. Сумасшедшие те попы, которые говорят о том, что те, кто получает биометрические паспорта, предают Христа. Я лично тоже против их введения и буду говорить об этом, общаясь с политиками. Но делать таких резких заявлений не нужно.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Кишиневе Андрею Кураеву угрожали расправой
Утром 12 октября к ректору Теологического института пришли представители общества «Святой матроны Московской». Они потребовали отменить лекцию Андрея Кураева, запланированную на этот день, в противном же случае - обещали беспорядки.
- Они называют меня антихристом, жидомасоном. Не удивлюсь, если они решат меня закидать камнями, - прокомментировал Андрей Кураев по дороге в Теологический институт.
Но лекцию все же не отменили, хотя и решили усилить меры безопасности. Порядок обеспечивали сотрудники МВД в штатском.
К сожалению, без неприятностей не обошлось.
- На лекцию пришли 4 или 5 священников общества «Святой матроны Московской» и с полсотни их «верных гвардейцев». Главный их вопрос состоял в том, почему, выступая на одном из молдавских каналов, я назвал их сектой. Я объяснил, что секта — это, в первую очередь, психологический настрой членов организации, во-вторых, четкое деление мира на своих и чужих, мнение, что кругом — все враги, правы только мы, и жесткое послушание лидеру, - объяснил «Комсомолке» Андрей Кураев.
Во время лекции, по его словам, члены организации скандировали: «Вон, Кураев, из Молдовы!». Звучали угрозы: «Появишься еще раз в Кишиневе, мы за себя не отвечаем». Кроме того, представители общества «Святой матроны Московской» назвали патриарха Кирилла еретиком.
- Аргументировали они это тем, что патриарх высказывает еретические суждения. Какие, поинтересовался я. Оказывается, ересью они считают то, что патриарх Кирилл по-доброму отзывается о людях, исповедующих другую религию, - отметил Кураев.
Корреспондент «КП» поинтересовался, приедет ли Андрей Кураев еще в Молдову, после такой-то выходки?
- Да, приеду, я знаю другую Молдову. А студентам, присутствовавшим на лекции, это был хороший урок. Теперь они будут куда более устойчивы перед лицом пропаганды этой организации, - ответил отец Андрей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В наличии парень 7 месяцев, гв с рождения, я диету не соблюдала, ела все подряд, включая и шоколад, и мандарины, и сгущенку, и ты ды, ребенка за 6 месяцев ни разу ни на что не сыпало, вообще! Я не знала, что такое крема (ы) и куда их надо мазать. В 6 месяцев я как приличная мать начала п ...
На прошлой неделе в Москву к кратким деловым визитом прибыл akela2017 . Многих хороших людей он посетить и пообщать в итоге не успел, ибо значимую часть того дня, что он провёл в столице, он провёл в Следственном Комитете, о чём я расскажу несколько позже. Ну а пока - вот вам ...
Вечернее... ...
Оригинал взят у коллеги nortwolf_sam в Министр обороны посетил Казанский авиационный завод По сообщению Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ 20.01.2016 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетил Казанский авиационный ...
Моя печень свой отдых уже отмучалась, поэтому немного поделюсь опытом от поездки на наше южное взморье, информация может быть полезна тем, кто машиной едет на курорты Краснодарского края и в Крым (пост не проплачен). Остальным это всё может быть не интересно, поэтому читаем под катом. ...