"Костюмные" [почти]-понедельники: Еще раз про сильную женственность (КИНзУ IV)
na_shpilke — 12.12.2014 Коль скоро в понедельник вместо планового выпуска о стиле и образах персонажей сериала How to Get Away with Murder aka КИНзУ ("Как избежать наказания за убийство) меня потянуло на "И если в предыдущих выпусках мы разбирались с тем, как в при помощи костюмных приемов художники/стилисты "рисуют" на экранах образ девочки плохой и девочки хорошей, то сегодня предлагаю затронуть тему всегда интересную и даже чуть контроверсальную - посмотрим, какие приемы используют художники по костюмам для воплощения образа femina fortis.
В предыдущих постах я уже описала, как сам типаж актрисы Виолы Дейвис, воплощающей на экране Эннализ - её телосложение, её черты лица, мимика, особенности походки и движений и даже голос - влияет на построение нужного впечатления от персонажа (более подробно можно почитать об этом здесь).
Да, внешность Эннализ, крепкая, "тяжелая", "заземленная", призвана максимально увести нас от идеи женственности традиционной, где энергетический посыл базируется на мягкости, отсутствии агресси, женсткости, напора => образ, продиктованный социальными нормами, предполагающими, что женщина должа быть податлива, пассивна, ведома. Так что персонаж профессора Киннинг на первый взгляд кажется настоящим вызовом, фактически ходячим протестом против консервативной системы. Поэтому логично и не удивительно, что для самого первого нашего с ней знакомства художники по костюмами выбрали для Эннализ наряд воительницы, костюм-броню:
И в последующих эпизодах сериала в большинстве своем мы продолжаем наблюдать Эннализ в однотонных и лаконичных нарядах, плотно облегающих её крепкую, даже тяжеловатую фигуру. Даже слишком плотно, как заметили не только я, но и многие критики, блогеры, мои читатели:
Однозначный ответ на вопрос "зачем же так сильно" ни один из художников, работающих на площадке КИНзУ, так и не дал вопрошающим. Однако в том, что такая одежды была подобраня для героини намеренно, я не сомневаюсь, ибо мотив повторяет себя из одной сцены с Эннализ в следующей. Плюс, КИНзУ это вовсе не маленький независимый теле-проект, так что списать все на низкий бюджет тоже не получается.
В связи с этим у меня на этот счет есть своя теория, имеющая сразу несколько ветвей, так что разбираемся.
Первую часть своей теории касательно подобного выбора костюмов для Эннализ я уже частично описывала в самом первом "костюмном" выпуске, посвященном сериалу. А следующие за первым эпизоды КИНзУ эти мои предположения только подтвердили. Дело в том, что с момента первой встречи, с момента нашего знакомства с Эннализ, сценаристы всеми способами стремяться дать зрителю понять, что перед ним женщина не просто сильная и уверенная в себе, она живая противоположность "хорошей и правильной девочки" - активная вплоть до агресси, обладательница гибкой морали, не пренебрегающая "неконвенциональными" методами, готовая идти правилам, причем, как в карьере, так и в личной жизни.
Свод правил, система традиционных ценностей, даже законы в глазах самой Эннализ порой кажутся лишними преградами, останавливающими и сдерживающими её на пути к собственной цели (будь то выигрыш дела в суде или личная удовлетворенность). Не удивительно, что подобный взгляд на жизнь довольно часто заставляет её чувствовать себя запертой в слишком тесной клетке. И слишком тесные облегающие платья могут быть своеобразной костюмной метафорой этого душевного состояния, в котором так часто находит себя сама героиня.
Как выбирает она наряды "на грани", что называется, slightly inappropriate, что особенно явно видно в некоторых судебных сценах, где Эннализ в своих ярких и тугих платьях противопоставляется женщине-прокурору в строгом деловом черном костюме:
И как тело Эннализ заставляет трещать по швам её платья, так её личность заставляет порой трещать по швам систему законов, ценностей и устоев, в которой она существует, живет и работает:
Однако, у этой медали есть и обратная сторона. Ибо, как демонстрирует нам сам сюжет, активно расшатывая прутья одной клетки, Эннализ сама загоняет себя в клетку иную, охваченная желанием соответствовать. Соответствовать чему? - Ответ на этот вопрос дает следующая, прекрасная в своем молчаливой емкости сцена:
Будучи скорее триллером, КИНзУ все-таки не смог удержаться от ряда социальных ремарок, к том числе
Да, со стороны Эннализ наравных общается с белым руководством университета, не опасаясь и перечить, и не соглашаться, она замужем за белым мужем-профессором и среди её клиентов подавляющее большинство - успешные и состоятельные белые американцы. Может показаться, что расовая принадлежность Эннализ вообще значения не имеет. Пока...
И при этом, именно в своем истинном, неприкрытом и незамаскированном виде Эннализ чувствует себя на пике слабости и уязвимости, что, между прочим, демонстрируют и её костюмы:
Это не только и не просто мягкие "домашние" материалы, но тонкие, нежные, не способные держать четкую форму шелковые ночные сорочки и халаты с вставками из кружева. Кружево, особенно визуально хрупкий материал, может символизировать "прорехи" в крепкой защите, которую выстроила себе Эннализ в общественной жизни, её слабые зоны, известные и открытые её мужу. А еще оно напоминает паутину, как бы опутывающую героиню подозрениями и страхами, когда она оказывается один на один со своим супругом.
И наконец последний в моей теории аспект, задуматься о котором меня заставила недавно найденная в и-нете статья (*к сожалению, не могу сейчас найти на неё ссылку) об эволюции образа женщины-супер-героя.
*Думаю, мало кто будет спорить, что согласно сценарию КИНзУ Эннализ Киттинг своего рода супер-женщина (положительны или отрицательны её супер-силы - вот в чем большой вопрос) и именно воительнице и амазонкой показывают нам её с первых кадров, в том числе при помощи костюма.
Так вот, тезис той самой статьи очень прост и отлично укладывается в теорию "стеклянного потолка" современного феминизма. Сексуальность была одним из центральных атрибутов женщины супер-героя во все времена. Причем, сексуальность явная, порой даже агрессивная (в противовес "правильным девочкам", у которых это качество либо должно совсем отсутствовать, либо глубоко скрыто). Четыре-три десятилетия назад никто с этим не спорил, и масс-медия демонстрировала нам соответствующий образ супер-вуман: в минимальном количестве облегающей одежды, с большими участками ображенной кожи:
Обнаженное тело - out, плотный костюм a la "вторая кожа" - in. Так что на деле сексуальность никуда не делась, просто поменялась обертка, по другому оказались расставлены акценты, создалась видимость. А теперь посмотрите, как четко укладываются плотно облегающие лаконичные наряды Эннализ в этот новый тренд образа супер-вуман:
Такова моя теория...
И от неё вернемся к костюмам, ведь если Эннализ - женщина-супер-герой, у неё обязательно должно иметься супер-оружие, и по возможности, не одного калибра. Здесь художники по костюмам обеспечили героине, в принципе, достаточно стандартный набор.
В первую очередь
Кстати, если присмотреться, украшения Эннализ зачастую подобраны также, чтобы передавать определеленный посыл. Так, одним из повторяющихся мотивов в её бижутерии являются цепи - на шее или на руке:
*смотрите, как в противовес агрессивным цепям у адвоката, клиент надел "безобидный" и "мягкий"
галстук с цветочной расцветкой
Не менее символичными оказываются крупные красные бусы - именно такие обвивают шею Эннализ как во время точки накала во время выяснения отношений как с любовником, так и с мужем (когда то, кстати, пытается её...задушить):
И еще одним "инструментом" в костюмном арсенале femina fortis Эннализ оказывается цвет - насыщенный винно-бордовый (*очевидно, ярко-красный в таком количестве был бы уж слишком прост и тривиален), который используется в те моменты, когда героине требуется проявить особые напористость и силу:
*кстати, не могу не обратить ваше внимание на самый последний образ в этой бордовой череде - как удачно использована здесь правильная баска, чтобы сделать Эннализ одновременно более женственной, не ударясь в откровенный New Look, который для такой внешности не подходит и явно контрастировал бы на её фоне.
И напоследок, т.к. речь не только о силе, но и о женственности, предлагаю закончить следующим образом Эннализ (и сравнением похожего костюма на её коллеге Бонни):
Эннализ "в цветах" - in or out, что скажете?
У меня на этом на сегодня все. Иду работать. А для тех, кого тема сильной женственности и стиля продолжает интересовать, вот пост о моей работе с такой клиенткой.
https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.