Костюмы из фильма "Прощание с Петербургом" (1972) / Большая любовь Иоганна

топ 100 блогов nash_dvor10.01.2023 Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна _900 x 600 22.jpg

"Прощание с Петербургом" — это название вальса, который австрийский композитор Иоганн Штраус написал после своего очередного путешествия в Россию. В 1972 году студия "Ленфильм" выпустила одноименную музыкальную мелодраму Яна Фрида. Картина рассказывает о российском периоде жизни и творчества Штрауса, его концертном сезоне в Павловске летом 1857 года и любви к русской аристократке Ольге Смирницкой. Ей австрийский композитор посвятил несколько своих сочинений.


Именно "Прощание с Петербургом" стало первым музыкальным фильмом в творчестве Яна Фрида. Впоследствии он снял много музыкальных картин: "Собака на сене", "Благочестивая Марта", "Летучая мышь". Главную роль сыграл латвийский актер театра и кино Гирт Яковлев. Музыку исполнил оркестр Ленинградской Государственной филармонии под управлением режиссера Михаила Валоваца. Фильм снимали в тех же местах, где бывал когда-то Штраус. В картине можно увидеть живописные пейзажи Павловского парка и интерьеры дворца. Также съемки проходили в Царском селе: в Лицейском саду, Екатерининском и Баболовском парках.

Здесь прекрасно всё: актёрская игра, декорации, костюмы Татьяны Острогорской, романтические пейзажи Павловска. И всё это окутано волшебной музыкой Иоганна Штрауса!
А в конце звучит один из его лучших вальсов – "Прощание с Петербургом".

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 1 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Прощание с Петербургом". Иоганн Штраус (Гирт Яковлев) и Ольга (Татьяна Бедова) в парке.
   
Молодой, но уже популярный композитор приезжает в Россию в 1856 году. Он становится дирижёром летних концертов в Павловском вокзале. Так продолжалось пять лет. Хотя Штраус приезжал в Россию и позже.
"Живут лишь в России!" – написал Штраус на родину из Павловска, где он был восторженно принят русской публикой.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 2 scale_1200 (1).jpg
Старый вокзал в Павловске. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.
   
Павловский вокзал был построен в 1838 году. Это была не только станция железной дороги. В здании вокзала находились ресторан и огромный концертный зал, где давались концерты и балы. К сожалению, во время войны старый вокзал в Павловске был разрушен.

В 1858 году Штраус знакомится с Ольгой Смирнитской – девушкой из богатой дворянской семьи, которая сочиняла музыку на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета. Ольга просит Штрауса исполнять ее романсы в Павловске. Между молодыми людьми вспыхивает любовь.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 3 scale_1200 (2).jpg
Портрет Ольги Смирнитской, 1856 год.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 4 707632.jpg
Кадр из фильма. Слева Татьяна Пилецкая - Наталья Георгиевна Смирнитская. Справа Татьяна Бедова - Ольга Смирнитская.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 5 scale_1200 (10).jpg
Кадр из фильма "Прощание с Петербургом". Штраус и Ольга.

Штраус делает Ольге предложение, и она соглашается стать его женой. Но родители девушки отвечают на сватовство композитора резким отказом. Ведь Штраус – не дворянин, а всего лишь «какой-то капельмейстер». Мать Ольги цинично заявила, что чувства её дочери к Штраусу – всего лишь "игра, театр", что Ольга тщеславна, и ей нравится видеть у своих ног великого артиста. Штраус был возмущен до глубины души.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна
"Прощание с Петербургом". Штраус (Гирт Яковлев) и мать Ольги (Татьяна Пилецкая).
     
Ольга не смогла пойти против воли родителей и бежать со Штраусом в Вену, как он предлагал ей в отчаянии.
Композитор долго не мог забыть Ольгу, он страдал, тяжело переживал разлуку с любимой. Они состояли в тайной переписке. Всё закончилось в 1862 году, когда Ольга вышла за богатого аристократа Лозинского...
Костюмы в фильме прекрасны. Чувствуется, что к их выбору подошли ответственно, стараясь максимально совместить правду художественного образа и правду исторического факта.
Тогда были в моде платья с кринолинами – "круглыми", в форме купола. На юбках могло быть от двух до десяти и больше оборок. Платья часто шили из лёгких, невесомых тканей, они были пожароопасными - дамам следовало держаться подальше от подсвечников и каминов.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 7 scale_1200 (8).jpg
Ольга Смирнитская в вечернем платье. Кадр из фильма.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 8 scale_1200 (3).jpg
Картинка из журнала мод 1858 года.
   
На фотографии ниже - мать Ольги, Наталья Георгиевна Смирнитская, в нарядном платье с модными рукавами "пагода". Они расширялись к запястьям, имели манжеты или съёмные подрукавники белого цвета.
Платье подчёркивает аристократизм мадам Смирнитской. А ещё мы чувствуем здесь контраст между её внешней утончённостью и жестокосердием, цинизмом. Ведь от дамы в прелестном сиреневом наряде этого не ждёшь...

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна
Кадр из фильма "Прощание с Петербургом". В кадре на две картинки выше рукава видны лучше

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 10 scale_1200 (5).jpg
Модная гравюра 1850-х. Платья для прогулок с рукавами "пагода".

Причёски милы и изящны. Правда, больше смахивают на причёски 1840-х, но всё равно гармонируют с платьями:

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 11 scale_1200 (6).jpg
"Прощание с Петербургом". Ольга на концерте Штрауса.

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна
Кадр из фильма "Прощание с Петербургом".

Костюмы из фильма Прощание с Петербургом (1972) / Большая любовь Иоганна 12 scale_1200 (7).jpg
Кадр из фильма "Прощание с Петербургом". Дамы в модных шляпах.
   
Вообще, об этом фильме сложно рассказать. Его нужно смотреть, наслаждаясь пленительной атмосферой этого киношедевра.





Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже говорил, что если бы был умным, то написал бы рецензию на Начало. К счастью за меня это сделали в журнале Wired.Я перевел статью и повесил ее здесь, потому что считаю это самой лучшей из всех, прочитанных мной интерпретаций (а их было много) и к ...
Сейчас домоется и расскажет ...
Правящие нами министры-капиталисты внезапно заметили, что в результате ударного построения капитализма в России по рецептам Гайдара-Чубайса и их нынешних продолжателей, страна из передовой в научном и технологическом отношении превратилась в одну из самых отсталых стран в мире.. И теперь ...
Боуи был и остаётся не просто музыкантом, прожившим несколько эпох, менявшимся вместе с ними. Он превратился в символ. Дэвид Боуи. Фото взято из открытого доступа в Интернете И ...
У Анастасия Синаита трактуется вопрос о милостыне. Так например, вопрошатель желает знать, что лучше - жертвовать ли деньги в церковь, или на бедных: В ответе на поставленный вопрос говорится, что нужно различать церкви бедные и богатые. В церкви богатые жертвовать не следует, ибо к чему ...