Костыли, глаза, руки и ноги были развешаны по церквям в Средневековье

Предметы, которые христиане с раннего Средневековья вручали своим небесным патронам, принято называть вотивами — ex-voto. Это существительное происходит от латинского выражения ex-voto suscepto — «по данному обету». В его основе лежит древнее слово votum — «обет, обещание». И в Античности, и позже в христианском мире вотивы приносили в храмы, чтобы попросить высшие силы об исцелении (тут работала логика, заключенная в римской юридической формуле do ut des — «даю, чтобы ты дал») либо чтобы возблагодарить их за помощь (в соответствии с формулой votum solvit libens merito — «исполнил обет с готовностью и с полным основанием»).
Это не значит, что за каждым даром, который мы называем вотивным, действительно стоял формальный обет, похожий на обещание, данное Оранж де Фонтене: если ты мне поможешь или меня исцелишь, то я…

До нас дошло немало изображений средневековых вотивов из воска, но сами они почти все сгинули: были переплавлены на свечи или другие восковые образы, которые тоже давно исчезли. Самые старые из сохранившихся фигурок были обнаружены в 1943 году в соборе английского города Эксетер. Годом ранее он сильно пострадал во время немецкой бомбардировки, и во время реставрационных работ в каменной ограде хора, над гробницей епископа Эдмунда Лейси, умершего в 1455 году, была обнаружена ниша со множеством предметов: осколками стекла, ракушками и более чем тысячью восковых фрагментов.
В 1272 году у чесальщицы шерсти по имени Оранж де Фонтене, которая 30 лет прожила в Париже, начала отниматься рука. Четыре года промучившись, она по совету знакомых решила отправиться за исцелением в аббатство Сен-Дени — к гробнице короля Людовика IX, который в 1270 году скончался в Тунисе во время Восьмого крестового похода. Его еще при жизни начали почитать как святого, а когда кости короля привезли во Францию, молва разнесла, что они творят чудеса и исцеляют толпы недужных. В 1297 году папа Бонифаций VIII его официально канонизировал.

Исповедавшись священнику в церкви Сен-Жерве, Оранж дала обет, что отправится босиком к могиле Людовика и принесет ему восковую свечу такой же длины и ширины, как ее больная рука. А если умерший монарх услышит ее молитвы и она излечится, то отблагодарит его вторым даром — рукой из воска. Молясь у гроба и держа над ним парализованную конечность, Оранж внезапно почувствовала страшную боль и вскоре исцелилась.
Эта история, среди множества прочих чудес, была пересказана Гийомом де Сен-Патю (1250–1315) — монахом-францисканцем, который был исповедником королевы Маргариты Прованской, жены Людовика, а потом их дочери Бланки. На миниатюре со сценой исцеления Оранж мы видим, как она несет к гробнице святого Людовика руку из желтого воска. Ее собственная правая рука еще черна от болезни. Впереди нее на коленях стоит женщина с молитвенно сложенными руками. Возможно, это она же, но уже после исцеления. Тогда мастер совместил в одной сцене два эпизода истории. Над гробницей закреплен шест, а на нем, как в тысячах средневековых храмов, висят дары: похожая рука, дарованная каким-то другим паломником (а может, это как раз та рука, которую принесла Оранж), а также два костыля и свеча, скрученная в спираль.

На протяжении столетий модели кораблей были одним из самых заметных даров, которые верующие несли в церкви. Восковые, деревянные или металлические: железные, серебряные, порой золотые. Схематичные фигурки, похожие на игрушки, и огромные реалистичные модели, по которым можно изучать историю кораблестроения. Их жертвовали в храмы люди, которые пережили шторм, спаслись во время кораблекрушения, отбили атаку пиратов, выстояли в морской битве или хотели поблагодарить небеса за избавление от еще какой-нибудь морской беды. Некоторые из таких даров — например, корабль из каталонского городка Матаро (XV век) — сохранились до наших дней.
Больше всего кораблей в Средние века получал святой Николай Мирликийский, которого почитали как заступника мореходов. Подобные подношения были распространены и в Средиземноморье, и в землях, которые выходили на северные моря: Нормандии и Бретани, Англии и Скандинавии. Порой вотивные корабли появлялись вдали от морских берегов — в родных местах потерпевших бедствие или в популярных храмах с широкой специализацией, таких как святилище Девы Марии в Рокамадуре (на юго-западе Франции, примерно в 200 километрах от Средиземного моря и от Бискайского залива).

В 1508 году Томмазо Ингирами (1470–1516), ученый клирик, служивший при папском дворе, едучи верхом сквозь арку Тита на Римский форум, столкнулся с тяжелой повозкой, которая перевозила зерно. Он не удержался в седле и чуть не погиб, попав под колеса. Чтобы возблагодарить небеса за спасение, он заказал вотивную табличку с изображением случившегося и двумя надписями. Внизу на развернутом свитке, надорванном в двух местах (художники Возрождения любили такие игры в trompe-l’oeil ), выведено: «T[оммазо] Федр, от такой опасности спасшийся» («T. Phaedrus tanto periculo ereptus»). А на табличке в золотой раме, будто свисающей с небес, золотом начертано: «Иисусу Христу Спасителю».
Сегодня вотивы тоже распространены. Приносят и картины и свечи фигурные.
Почему Дворник заинтересовался вотивами? Так это совсем другая история. :-)
#осеньвкармане #вотивы #религия
|
</> |