Космопупс и другие неприятности

топ 100 блогов andrey_perla27.04.2011  
Я давеча по Москве бесцельно гулял. Это со мной довольно редко бывает, но как-то так склалось: перерыв был в пару часов между важными встречами и поел уже - в общем, два пустых часа среди дня образовалось. И забрел я в "Парк искусств "Музеон" - кто не знает, это на Якиманской набережной, на задах Президент-отеля, с видом на церетелиевского Петра.

Парк искусств (20 рублей вход, детям и милиционерам скидка, для гостей из дальнего зарубежья 100 руб) это такое странное место, где много-много скульптур. Современных. По какому принципу они подбирались, я не знаю, я сам не местный, но факт, что при каждой статуе табличка, на табличке название, автор и год создания. Попадаются изваяния довольно замшелые, 60-х еще, а рядом стоят мраморные фигуры совсем почти свежие, 90-х, к примеру, годов.

И вот, пока я глядел на все это, в голову мне забрела мысль. Довольно банальная. Я подумал, что смысл скульптуры за время, что человечество занимается этим искусством, чрезвычайно изменился. Вот, скажем, греческий мастер создавал статую борца, победившего в Олимпийских играх. Будь мастером даже сам Фидий, смысл этого дела был предельно утилитарен - не было другого шанса запечатлеть победителя для будущего. То же, скажем, с римскими триумфальными арками: что на них изваяно, то, стало быть и памятно о победах римского оружия. Нет, конечно, Светоний, Плутарх там всякий, "Записки о гальской войне"... Но для масс - никакого другого способа рассказать, что же там, на далеких полях сражений происходило. Опять же, бюсты цезарей. Это нам нынешним - бессмертные произведения античного искусства. А тогда, две тысячи лет назад, при отсутствии  фотографии, ежедневных газет, кино и телевидения - единственный способ показать гражданам, как выглядит их богоравный правитель. 

Да, но теперь-то у нас есть все это - кино, фотографии, массовые печатные издания с иллюстрациями... Теперь нет нужды ваять бюст академика такого-то, чтобы показать, как он выглядел. Значит, бюст имеет другой смысл. Какой? Ну, оказать герою честь. Приравнять к античным образцам. Но это как-то... Недостаточно, что ли. И недостаточно понятно. Причем, если речь идет о малоизвестном каком-нибудь дважды герое соцтруда, еще ладно. А если речь идет о человеке, которого (или изображения которого) все видели? О Петре Великом, Ломоносове, Сталине, Гагарине...

Да, вот именно, хороший пример, что делать, если речь идет о Гагарине? Какой памятник ему подобает, если этот памятник не может - мир так устроен - исполнять ту работу, которую делали античные статуи? Потому что все же знают, как выглядел Гагарин, изображениям его нет числа. Должен ли памятник обладать стопроцентным портретным сходством? Должен ли он быть аллегоричен? Насколько? Между прочим, греки и римляне свои статуи красили - чтобы было больше похоже на то, как в жизни. А до нас они дошли беломраморными, отчего случилось все современное искусство и современное понимание античности. А если сейчас сделать раскрашенную статую, как во времена императора Октавиана? Это будет выглядеть глупо - или покажется неожиданным художественным жестом?

Вот, в Самаре рядом с одним предельно натуралистичным памятником - настоящей ракетой Р-7 - поставили другой предельно реалистичный памятник: фигуру в оранжевом скафандре с закрытым шлемом, кажется, в натуральную величину. Все принялись смеяться: разве это памятник? Памятник - он ведь бронзовый. Или мраморный. И большой. А этот маленький и из пластика. И разве может памятник быть цветным? Так не принято. Теперь не принято - мало ли, что древние греки, нам Микелянджело не велел. 

Если бы эту статую поставила какая-нибудь "Война", говорили бы, что жест, эпатаж и надругательство над традициями во имя современного искусства, но свежо и где-то даже протестно. Но "космопупса" установила власть, к нему есть отчетные документы и в тех документах он казенно именуется "скульптурной композицией". Можно было бы и в таком случае заявить про поддержку, по случаю 22 апреля, современного искусства... Но не додумались. А памятник не бронзовый. И оранжевый. Стало быть, бронзу кто-то того... Распил, стало быть. Ах, какая сладость - и даже Быков вызверился в каком-то печатном слове, все освободители ликуют такому позору кровавого режима...

А всего и надо было сказать: мы вернулись к античной традиции. Решили поэкспериментировать с гиперреализмом. И представить автора на государственную премию. 



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помогите, произошла небольшая беда - подскользнулся и упал, сев на сумку, а в сумке был iPad... Что с ним стало можете посмотреть по фото - разбитый экран (правда он работал - свет горел) и согнутый корпус... Понимаю, что возможно это из области ...
В ремонтных работах на сегодня был объявлен выходной день (наш работник, кажется, оказался человеком церковным). И пошла я в огород, благо, погода была сегодня просто чудесной после затяжного похолодания. Не бабье лето, но вполне приличные +18-20 днём, и даже солнышко выглядывало. Долго я ...
За что воюем . А вот луганчанин petr195912 ставит его так: ПОЧЕМУ И ВО ИМЯ ЧЕГО . Хотя суть дела от этого не меняется Найдется хотя бы один человек, который внятно сможет объяснить во имя чего погибли эти светлые люди? Кто то скажет почему этот стенд с лицами этих ...
Вторую неделю чищу образы. В моей личной хорошей девочке обнаружился запрет на жизнь и запрет на смерть. А я еще удивлялась почему я нежить. Все очень даже логично - как иначе можно жить и не жить одновременно? И тут никаких прошлых жизней не надо, ...
Кремль защищает Лукашенко. Пресс-секретарь президента Песков повторил вслед за Путиным: - нельзя возлагать всю вину за ситуацию с мигрантами на Лукашенко; - люди едут в Европу, их не пускают, хотя в других странах принимали. Лукашенко предложил свою версию происходящего: ситуация на ...