
Космический научно-производственный центр имени Хруничева


Ещё в марте ходила на экскурсию от «Открой Моспром». У них бывают очень интересные объекты и, самое главное, записаться туда гораздо легче, чем на культурное наследие. Видимо, в первую очередь, потому что промышленные гиганты интересуют культурных людей не так сильно, как особняки. Ну и прекрасно :) А я все люблю!

Акционерное общество «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — ракеты-носители семейства «Протон» и разгонные блоки к ним. Ведётся разработка перспективного семейства РН «Ангара».

Исторически корпуса завода располагались в районе Филей (Фили?)

Сейчас, как я понимаю, здесь производства нет и почти вся территория завода ушла под новый элитный ЖК. Нуштош (с) Зато вот есть выставочная экспозиция, куда не так уж сложно попасть!

Современный гигантский научный центр был образован Распоряжением Президента РФ от 7 июня 1993 г. на базе двух ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России – Машиностроительного Завода им. М.В.Хруничева и Конструкторского Бюро «Салют».

Целью создания ГКНПЦ было сохранение, укрепление и развитие научно-технического потенциала, повышение эффективности работы промышленности в новых экономических условиях и выход на мировой космический рынок. Ну, почти 20 лет держались.
Прямо в проходной центра уже можно начинать изучать прекрасное. Здесь и комсомольцы 50-80-х

И образцы продукции завода :)

Вот это прямо рыдательное, я такое обожаю, как несостоявшийся историк

Да, блин, мы уже знаем то, чего вы еще не знаете! Юра, мы всё проебали (с) Пусть всегда горит в наших сердцах!

У завода было много руководителей, но самый знаменитый — Сергей Горбунов. ДК им. Горбунова тут совсем рядом и назван в честь него

При нём авиационный завод №22 был крупнейшим в Европе. Под его руководством был освоен серийный выпуск цельнометаллических самолётов; АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-6. Но это ещё в будущем
Наконец-то все собрались, списки проверили, заходим!

Уже 106, кстати :)

Директоров, действительно, было много. Ко-то руководил всего 1 год, особенно в 30-40-е годы прошлого века :(

Но начиналось всё вообще в 1916 году!


Предприятие основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». Не вовремя, конечно. Первые пять автомобилей были выпущены только в 1922 году

А затем началась авиационная история завода! Кстати, немецкий орднунг иногда уж слишком перехвален. Бывало у них и такоЭ!

А с 1925 года начинается советская история, с Туполевым и другими известными советскими конструкторами

Ольга Миткевич руководила заводом 2 года, после гибели Горбунова. Там невероятная история — при нём она была парторгом. Старше Горбунова на 14 лет. И вдруг....

Совершенно неожиданно <�…> кумиры сами нанесли удар по собственному авторитету. Вначале поползли шепотом передаваемые слухи об интимной близости директора и парторга ЦК. В комсомольских кругах авторитет и культ Горбунова были столь велики, что первой была реакция: «Чепуха, сплетни, не может быть. У Горбунова молодая красивая жена, его друг еще по комсомольской работе в Зарайске. Миткевич не столько женщина, сколько партийный комиссар с большим дореволюционным стажем. Она на 14 лет старше. Если он сходит с ума, то у нее должно хватить воли и здравого смысла, чтобы не давать повода для всяких пересудов».
Но сплетни и слухи подтвердились. Горбунов оставил жене квартиру в заводском поселке на Филях, а сам переселился к Миткевич, которая жила в новом доме правительства «на набережной». Это было совершенно невероятно, тем более что Горбунов был очень щепетилен в вопросах семейственности на производстве. — Борис Черток
Горбунову «повезло» — он разбился на «самолёте наркомов» 5 сентября 1933 года. Все, погибшие там, были похоронены с почётом, семьи получали пенсии и квартиры. А Миткевич приняла руководство заводом. При неё был построен Дворец культуры имени Горбунова. Арестована в 1937, расстреляна в 1938 на полигоне в Коммунарке.

Совершенно фантастическая история о том, как сумели обмануть специалистов «Юнкерса» летом 1941 года

А потом завод, как и многие авиационные предприятия (и наш ЦАГИ в том числе), был эвакуирован в Казань

А после войны начинается новая, огромная история завода. Строили самолёты. Тут я конечно же среагировала на «нашего» Мясищева



Почему центр имени Хруничева? Он никогда не руководил этим заводом. Но — за выдающиеся заслуги!

В выставочном зале много интересного, для тех, кто понимает :)


Мир и Протон — тоже они!



И наш «Буран» :) Его строила вся страна, на Хруничева создавали модули командных приборов и приборные отсеки

И начало космической эры


Не очень мирный космос


А потом случилась Перестройка. И завод начал выпускать скороварки, детские санки

и лыжные палки. Говорят, хорошие, первоклассные 0_0

Прекрасная история и экскурсия, что будет дальше — посмотрим.

Сейчас известно, что сборка ракет «Протон» переводится в Омск... Но кто туда поедет из московских специалистов. Вот вопрос?

Но всё равно — вперёд в Будущее!