Космические итоги 2021 года (часть 2)
kiri2ll — 03.01.2022 Вторая часть итогового материала, посвященного самым интересным и важным космическим событиям 2021 года. Строительство новой китайской орбитальной станции, туристическая гонка миллиардеров и испытание противоспутникового оружия.29 апреля Китай осуществил один из своих самых важных запусков за последние несколько лет. Ракета «Чанчжэн-5В» вывела на околоземную орбиту «Тяньхэ» — базовый блок новой китайской многомодульной орбитальной станции. Уже в июне «Тяньхэ» приняла первый экипаж из трех тайконавтов, который осуществил несколько выходов в открытый космос и провел на ее борту три месяца, установив новый национальный рекорд Поднебесной. В октябре на станцию прибыла следующая экспедиция. Она должна будет побить достижение предшественников и планирует провести на орбите целых шесть месяцев.
В следующем году Поднебесная существенно расширит свою новую станцию, добавив к ней пару лабораторных модулей. А в будущем к ней планируется отправить автономный модуль-телескоп «Сюньтянь», оснащенный двухметровым основным зеркалом. По словам китайских специалистов, он будет иметь такую же разрешающую способность, как и знаменитый Hubble, но при этом обладать в 300 раз большим полем зрения. При необходимости модуль сможет сближаться и стыковаться со станцией для обслуживания и замены ее экипажем научных приборов.
В 1961 году жители Земли с нетерпением ждали, какая из двух сверхдержав первой отправит человека космос. Пятьдесят лет спустя мы стали свидетелями другой космической гонки за первенство — только в этот раз с участием американских миллиардеров. Они боролись за право первыми совершить суборбитальный полет на своем детище. В одном углу ринга располагался Ричарда Брэнсон с ракетопланом SpaceShipTwo, в другом — Джефф Безос и его ракетная система New Shepard. В итоге победу в этом соревновании одержал Брэнсон. Но не исключено, что она оказалась пирровой. Вскоре после полета его компания Virgin Galactic стала объектом расследования из-за того, что SpaceShipTwo вышел за пределы установленного воздушного коридора. Штрафных санкций удалось избежать, но все же пришлось объявить о переносе начала регулярных коммерческих полетов до конца 2022 года. А вот New Shepard начал регулярные пилотируемые рейсы, и c тех пор свозил к границе атмосферы еще десять человек. На этом фоне на удивление тихо прошло куда более значимое с точки зрения космического туризма событие. В сентябре в рамках миссии Inspiration4 компания SpaceX отправила на околоземную орбиту корабль Crew Dragon с первым в истории полностью непрофессиональным экипажем — ни один из четырех участников полета не являлся астронавтом и не работал в государственных аэрокосмических учреждениях. Они провели в космосе три дня, после чего вернулись на Землю. Также, впервые за двенадцать лет, космические туристы посетили МКС. Ими стали японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его помощник Ёдзо Хирано.
2021-й стал годом, когда до финишной прямой добрались два космических «долгостроя» — проектов, разработка которых началась еще в конце прошлого столетия. Одним из них стал модуль «Наука». Изначально он создавался как дублер функционально-грузового отсека «Заря», но затем был переделан в многоцелевой лабораторный отсек. Первоначально запуск «Науки» был запланирован на 2007-й, но в итоге модуль отправился в космос лишь в этом году. Запуск прошел в штатном режиме, но вскоре после него в российской прессе начали появляться сообщения о множестве различных неполадок — начиная от нераскрывшейся антенны системы автоматической стыковки «Курс» и заканчивая сбоем в работе основных двигателей. Последняя проблема представляла наибольшую угрозу. Если бы инженеры не смогли наладить работу силовой установки, «Наука» попросту бы сошла с орбиты.
В итоге специалистам «Роскосмоса» все же удалось справиться с проблемами, и 29 июля модуль успешно состыковался с МКС. Но это еще был не конец истории. Вскоре после стыковки двигатели модуля самопроизвольно активировались. Это привело к нарушению ориентации орбитальной станции и временной потери связи с Землей. Руководителю полетов из NASA пришлось впервые объявить аварийную ситуацию на МКС.
Экипажу станции удалось исправить ситуацию, компенсировав отклонение при помощи двигателей модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс МС-17». К счастью, орбитальное «перетягивание каната» не привело к повреждению МКС. Но ситуация определенно оставила весьма неприятный осадок, вновь подняв вопрос о текущем положении дел в российской космической индустрии. Что касается причины инцидента, то, по неофициальным данным, все произошло из-за ошибки работников группы управления модулем, забывшим выключить систему стыковки после завершения причаливания «Науки» к МКС.
15 ноября экипаж МКС был разбужен экстренным сообщением. Наземные системы слежения зафиксировали появление непонятно откуда взявшегося облака космического мусора, которое могло пересекаться с орбитой станции. В результате астронавтам и космонавтам пришлось надеть скафандры и перейти в свои космические корабли, в готовности покинуть орбитальный форпост в случае столкновения. Пока разворачивались все эти события, ЦУП пытался выяснить размеры облака и определить, представляет ли оно опасность для станции. Достаточно быстро стало понятно, что произошло на самом деле. Россия провела испытание противоспутниковой ракеты «Нудоль», уничтожив старый советский спутник «Космос-1408». Это привело к образованию облака из примерно 1700 отслеживаемых обломков, находящихся на высотах от 440 км до 520 км. И это лишь самые крупные фрагменты, которые способны засечь системы наблюдения. На них приходится намного большее количество куда более мелких обломков, которые способны причинить значительный вред при столкновении с космическими аппаратами.
Если в случае с «Наукой» руководство NASA весьма спокойно прокомментировало инцидент, то после испытания противоспутникового оружия оно не стало себя сдерживать. Образовавшееся после теста мусорное облако пока что не представляет угрозы для МКС. Но по мере постепенного снижения высоты, траектории обломков начнут постепенно пересекаться с орбитой станции, что явно усложнит жизнь ее экипажу. И это уже не говоря о множестве других спутников, чьи орбиты тоже проходят на этом эшелоне высот. Да, это пока еще не сценарий фильма «Гравитация». Но если ведущие державы продолжат бездумно проводить подобные тесты, то со временем подобная ситуация вполне может воплотиться в реальность.
|
</> |