Коша!

В общем, когда я вижу фэнтези "про Кощея", я как минимум стараюсь хотя бы пробежаться по страницам. Далеко не всегда это окажется стоящей вещью, но вызывающей любопытство - да.
Почему я бы сказал, что это не просто "тема". Потому что в книгах "про Кощея" важен не столько сам по себе Кощей (или Кащей, забыл уже, как правильнЕй...), а тот набор, совокупность тем, сюжетов, образов, которые почти обязательно должны быть приложены. Можно писать докторские диссертации, настолько богатая... тьфу, снова тема. Но богатая. Я просто навскидку так, без подготовки попробую назвать несколько.
- бессмертие само по себе и его отношение к смертному;
- образ почти всемогущего злодея (причём, сам по себе, даже вне вопроса о его падении);
- тема огромной власти;
- "преданья старины", "тьма веков", бездна всего-всего, что может таиться у истоков его силы;
- поход за "Кольцом Всевластья", то есть, Иглой, сюжет о том, как огромная мощь вкладывается в некий артефакт и зависит от него, и от смертного человека;
- почти всегда ему сопутствует образ "Василисы", который тянет за собой пучок смежных тем, "неравный брак" там только одна из них, некоторые писатели "играют" с сеттингом, "не так всё это было", начиная с того, что Василиса сама оказывается вовсе не так проста - и такдалее;
- сам путь к Кощею, насколько бы ни был он избитой картинкой, неизменно зачаровывает, если у сочинителя есть хотя бы минимум таланта сколько-нибудь интересно показать всех этих "бабов-ягов" в преддвериях - это только кажется, что всё просто, там огромное богатство интересных вариаций, рисуй-не-хочу.
По каждому пункту можно много рассуждать отдельно. А надо ещё иметь в виду, что опять таки огромный потенциал в теме имеет выворачивание сюжета наизнанку. Если с выворачиванием Саурона и Моргота затеи оказываются чаще либо унылы, либо грубы, то в случае с Кощеем свобода творчества менее кусача. Кощей (или в некоторых вариациях - Просто Тёмный Властелин, Некромант и т. п.) может оказаться "своим в доску, весёлым парнем", у которого вообще-то от разных василис отбоя нет, только успевай отваживать. И вообще, он только кажется злым и чОрным, а на самом деле задумал всех злодеев перевоспитать и поставить на путь исправления... ну и такдалее. Плюс, в разной степени привнесение юмористических оттенков.
Тут надо сказать, что чем дальше сочинители отступают от "классики", тем больше рискуют свалиться в унылый штамп ЛФР "вся такая интересная я укрощаю Великого И Ужасного Звэра". На самом деле всё просто. Когда пишете "про Кощея", держите в голове все указанные выше пункты. Старайтесь, чтобы они гармонично присутствовали. Не позволяйте чему-то одному, в том числе романтике или йумору, задавить всё остальное. И тогда почти наверняка получится хотя бы просто интересная книжка.
Странно, что такой простой инструкцией так мало пользуются... Я же вам плохого не посоветую, а?
пс. А, да. Из-за чего сыр-бор то? Просто сейчас попалась на глаза книжка... не знаю точно, то ли про Кощея, то ли там будет в основном про Добра Молодца, который пошёл искать у него невесту. Пока не читал, но думаю хотя бы попробовать. Мне сразу понравился стиль... точнее, даже не стиль в смысле языка, а стиль в смысле построения текста. Хотя и язык там кажется очень даже ничего. Это не распространённое сейчас рассусоливание, а типичное изложение Истории, то есть, книга написана (кажется) так, как положено. Ну и обложка интересная. Мне (опять кажется) к ней есть один дизайнерский вопросик, а возможно я ошибаюсь, но в любом случае эта обложка на писят порядков лучше типовой ЛФР-овской [нрзб].
Речь о книге некоей Ветровой "Варварин свет". Посмотрю...
ппс. А, забыл. Насчёт приёма "всё не то, каким кажется". Да, проще всего устроить так, что Кощей не таков, как о нём знают. И Баба-Яга не такая, как принято считать. Да и с Василисой "всё сложно". Это простой путь, и обычно он работает, если надо простенько и чтоб работало. Но в самом интересном случае автор поступит тоньше. "Не то, чем кажется" - вовсе не будет значить белое превратить в чёрное и наоборот. На этом простом пути легко скатиться в дурновкусие и примитив. По такому пути часто идут написатели фанфиков по ВК или ГП.
Смещение, иногда очень легкое, иногда даже неуловимое, придающее картинке зыбкость, странность, стереоскопичность и, в результате, глубину - вот что это такое самое правильное "не то, чем кажется". Когда всё вроде то самое, но какое-то неуловимо другое. Когда вроде всё понятно на этой полянке, но какой-то странный ветерок колышет знакомые кустики...
пппс.
То одно, то другое важное забуду.
Ещё.
Я неправ. Дело даже не в том, что в пучке тем "про Кощея" так много составляющих.
Дело в том, что любая из них, и любой из упомянутых образов (сам Кощей, Яга, Василиса и другие) - при том, что они вроде как множество раз много где и много как описаны - всё равно потенциально очень ёмкие. В них можно вливать множество вариаций, добавлять и менять глубину, интонации, делать так, что за каждым из этих образов будет маячить бездна. Это всё... ну, хочется сказать, архетипичные, но это слишком громко... Короче, образы, которые хорошо принимают в себя смыслы и истории. Чуть тронь - и гудит, открывает позади себя пути в зеркалах...
|
</> |