
Корсаков


Добраться в Корсаков проще простого - от привокзальной площади Южно-Сахалинска каждые 20 минут отходит маршрутка №115. Билеты в кассе автовокзала покупать не нужно, оплата у водителя.
Дорога займет чуть меньше часа. По пути проезжаем живописные распадки, напомнившие мне природу Байкала - здесь они так же, как и в Восточной Сибири и Забайкалье, носят название "падь". Названий у них нет, только порядковые номера, от первой до третьей - отсчет начинается от Корсакова.
1. Конечная маршруток - остановка "Пять углов" на большом кольце. В глазах пестрит от неумело подобранных ярких цветов!
В целом малопримечательное место.

2. Я последовал вверх по Приморскому бульвару. Многоэтажки в Корсакове тоже реновируются и обшиваются, но результат не такой эстетичный, как на большинстве улиц Южно-Сахалинска. Говоря простым языком, выглядит по-колхозному:

3. Памятник сахалинским корейцам, так и не вернувшимся на Родину (2007). Это место носит название Гора Грусти.

Сахалинские корейцы - обособленная группа диаспоры в странах бывшего СССР (корё-сарам).
Небольшой исторический экскурс. Корейцы с конца XIX века активно переселялись в российское Приморье, однако, в 1937 году в связи с вторжением в Китай Японии "в предупредительных целях" (Корея тогда оставалась ее колонией) 172 тысячи человек были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
На Южный Сахалин японские власти привозили корейцев в качестве дешёвой рабочей силы. К концу войны их насчитывалось около 70 тысяч. Несмотря на то, что родными для них были в основном южнокорейские уезды, составившие, как известно, другое государство, власти КНДР агитировали переезжать сахалинских корейцев к себе - так поступили около половины. На острове сегодня проживает 30 тысяч корейцев (5% населения).
4. Рядом с памятником находится смотровая площадка с видом на Корсаковский морской торговый порт

5. Корсаков - один из двух крупнейших "морских ворот" Сахалина наряду с Холмском. И если Холмск обслуживает преимущественно паромную переправу на Ванино, то главная специализация Корсакова - контейнеры, составляющие до 70% от общего грузооборота.

6. Корсаков связан линиями с Владивостоком и портами Курильских островов. С Курилами действует пассажирское сообщение периодичностью 6-7 раз в месяц. В летнее время работает паром до порта Вакканай (остров Хоккайдо), заходят круизные лайнеры из Японии и США. Правда, достойной инфраструктуры для пассажиров пока нет - строительство полноценного морского вокзала только в планах.

7. Видите маяк на горе справа? Там находится вторая смотровая с более интересной панорамой. Скоро пойдем и туда :)

8. Пару слов об истории Корсакова. На месте айнских селений в 1853 году российский мореплаватель Геннадий Невельской заложил военный пост Муравьёвский, названный в честь почитаемого на Дальнем Востоке генерал-губернатора. Меньше чем через год его пришлось эвакуировать в связи с началом Крымской войны.

9. В 1869 году пост был воссоздан уже под другим названием - Корсаковский, по фамилии другого генерал-губернатора Восточной Сибири.
Местная речушка также носит имя Корсаковка:

Корсаковский был центром одноимённого округа, одного из трёх на каторжном Сахалине.
В 1905 году по результатам русско-японской войны Южный Сахалин был передан Японии, Корсаковский пост получил новое название - Отомари.
Прибрежный городок быстро рос: в 1907 году начато строительство порта, до 1920-х Отомари оставался крупнейшим населенным пунктом на Сахалине, хотя еще в 1908-м центр губернаторства Карафуто был перенесен вглубь острова, в Тоёхару (нынешний Южно-Сахалинск). Первая железная дорога появилась здесь же, связав Отомари с Тоёхарой.
10. О японском периоде истории города напоминает только здание Хоккайдо Токусёку Банка, два года назад переживавшего реставрацию. Вроде бы собираются открыть здесь филиал областного музея:

11. Корсаков - чуть ли не исключительный случай сахалинского города, которому вернули историческое название "каторжной" эпохи. Дело в том, что на юге острова даже до 1905 года у многих мест были "неподобающие" японские или айнские топонимы.

12. Сегодня Корсаков - обычный постсоветский город.
Средняя школа №1:

13. Местная социальная реклама:

Статистика говорит об обратном: с 1991 года островная область потеряла почти треть своего населения.
14. Планировка Корсакова проста: город расположен в узкой долине меж двух сопок, по свидетельству бывавшего здесь Чехова, носившей японское название Хахка-Томари. Соответственно, город вытянут длинной полосой, уходящей от моря вверх.
В ближней к порту части роль общественного пространства выполняет сквер Вакканай - с этим городом Корсаков связывает не только международная паромная переправа, но и побратимские связи. В советские годы место называлось Комсомольской площадью

15. Памятник Невельскому (2013):

16. И бюст Корсакова (1993):

17. Послевоенные двухэтажки:

18. И снова тюльпаны

19. К осмотру города вернемся чуть позже, пока же спешим на видовую площадку!
Наверх ведет улица Дачная. Панорама части города за Корсаковкой - море частного сектора и храм Вознесения Господня

20. Вот мы и на месте. От ярких многоэтажек на крутом склоне, нависающим над портом, я снимал фото №№3-8.

21. Общий вид порта. Корсаков расположен на берегу залива Анива, омывающего два южных сахалинских полуострова - очертания на карте напоминают рыбий хвост :)
Небольшой вдающийся в сторону суши полукруглый залив называют бухтой Лососей:

22. Железобетонный мост-платформа с причалом для кораблей построен еще японцами в 20-е, но используется и по сей день

23. На смотровой было ветрено, но уходить не хотелось совершенно. Суровый облик гавани и уходящая вдаль недружелюбная стихия производят неизгладимое впечатление.
А ведь я до Сахалина в портовом городе и не был... В Таганроге годом ранее ухватил кусочек вида на угольный терминал, но там антураж далеко не такой эффектный.

24. Ряды корсаковских пятиэтажек

25. Вид на юго-запад. В правой части снимка - железнодорожная станция Корсаков.
А вдали видны горы полуострова Крильон. Я поначалу ошибочно подумал, что там уже Япония :)

26. Северный пирс крупным планом

27. Контейнеры FESCO - транспортной компании на базе Дальневосточного морского пароходства. Вероятно, прибыли сюда из Владивостока

28. Недавно Корсаков получил статус свободного порта - это позволит увеличить трансграничную торговлю с соседями

29. Тот самый маяк.
Место достаточно популярное: за те 20-25 минут, что я здесь был, сюда подъехало несколько автомобилей. Неплохо для середины буднего дня

30. Всё, пора вниз по живописной дороге

31. И вторая порция снимков самого города. Магазин со стилизацией под русский терем:

32. Бюджет 35-тысячного Корсакова - 5 миллиардов рублей. Эта сумма сравнима с доходной частью Комсомольска-на-Амуре, превосходящего сахалинский городок в 8 раз.
Как вы понимаете, соблазн приложить руку к кормушке у власть имущих весьма велик. До города средства начали доходить лишь совсем недавно.
Вот, парковку асфальтируют:

33. Участок главной улицы города - Советской - сделали пешеходной зоной. Получилось неплохо

34. Сохранилась крутая советская вывеска.
Займ на продукты до 30 тысяч рублей не желаете?

35.

36. Местным властям должно быть стыдно за подобное состояние жилого фонда. В Европе или Китае на эти деньги уже давно бы превратили город в конфетку...

37. Главная площадь Корсакова - с администрацией, ...

38. ... фонтаном, ...

39. ... и неизменным Лениным.

40. Центр культурной жизни - КДЦ "Океан"

41. Забытая во многих других городах традиция в Корсакове жива, и это здорово

42. Среди почетных корсаковцев - двое корейцев

43. На площади Ленина уютно, хорошо бы, если весь город будет выглядеть так же.

44. С северо-восточного угла к ней примыкает узел связи, ...

45. ... от которого можно полюбоваться на малоэтажную часть города с нового ракурса.

46. В заключение поста расскажу вам еще об одной достопримечательности, с недавних пор входящей во все сахалинские туристические топы.
Это завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) "Пригородное", открытый в 2009 году на месте бывшего одноименного посёлка в 13 километрах к югу от города. Местные называют комплекс просто аббревиатурой - СПГ.

47. Расстояние немаленькое, рейсовый транспорт сюда не ходит. Я договорился с таксистом - 500 рублей за дорогу туда-обратно и небольшое ожидание на месте.
Увидел вблизи Охотское море. В Корсакове к нему не подойдешь: все занимает порт, нет даже набережной.

48. Это и первое мое знакомство с невероятной сахалинской природой, которой я посвящу три отдельных поста серии.

49. Дорога "огибает" завод по периметру, отклоняясь от берега. На ходу делаю снимки промплощадки.
"Пригородное" - первое предприятие подобного рода в нашей стране. В этих установках производится охлаждение природного газа до криогенной температуры (-160 градусов), что позволяет уменьшить его объем до 600 раз, делая возможной перевозку морским транспортом.

50. К заводу ведет 800 километров транссахалинской трубопроводной системы.
Помимо СПГ действует терминал по отгрузке нефти и порт, открытый для захода иностранных судов. "Пригородное" - ворота для экспорта нефтегазовой продукции проекта "Сахалин-2".

51. Резервуар для хранения нефти высотой 18 метров и диаметром 93 метра. Крыша у него - понтонной конструкции, она "плавает" на поверхности, что позволяет сократить потери на испарение и вредное воздействие на атмосферу.

52. Причал для отгрузки впечатляет - его длина 805 метров.

53. Ура, удалось застать газовоз! Считается, что это к удаче :)
"Гранд Елена", построенная на верфях Нагасаки, внушительна: длина судна - 288 метров, высота борта - 60. Оборудована четырьмя сферическими танкерами, объемом 36 тысяч кубометров каждый.

54. Процесс погрузки занимает несколько часов - уже к концу дня "Гранд Елена" повезла газ потребителям в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

55. Море!...

56. Запомнился местный красноватый песок

57.

58. Корсаковцы (да и многие жители Южно-Сахалинска) приезжают купаться и загорать сюда - в жаркий день здесь не протолкнуться. Правда, сезон в начале июня еще не начался - на Дальнем Востоке под влиянием холодных океанских течений привычные времена года смещены "вперёд". Пик лета - конец июля-август, когда в моём Забайкалье уже чувствуется веяние осени.

59. Говорят, СПГ особенно впечатляет с наступлением темноты - у меня, к сожалению, не было возможности проверить это лично

60. Таксист завез еще на одну точку обзора, за что ему спасибо :)

61. Немного разговорились. Военный в отставке каждый год летает в отпуск на Чёрное море - Сочи, Крым - но к концу отпуска его начинает одолевать сильная тоска по родному острову. Сахалин он любит всей душой и никогда не променяет на другие края.

Благодарю за то, что дочитали до конца :)
|
</> |