Коротко. Проедаем ли мы советское наследие. На примере судостроения...

Сегодня
7 мин
Tr2xolod


В одном из обсуждений высказалось сомнение, что мы проедаем советское наследие.
Буквально на днях прочел актуализированный документ:
Стратегия развития судостроительной промышленности
Документ интересен тем, что редко дается столь подробный анализ существующего положения вещей.
Вот давайте его и прочитаем.
Раздел так и называется. Ключевое выделю.
Текущее состояние российского флота
Структура грузового флота Российской Федерации по грузоподъемности распределена равномерно между танкерами-продуктовозами и сухогрузами. Танкерный флот насчитывает 910 судов, сухогрузный флот - 1465 судов.Российский танкерный флот характеризуется высокой степенью износа: 68 процентов, или 572 судна старше 30 лет. Наиболее устаревший сегмент - нефтеналивные танкеры, в котором 564 судна относятся к этой возрастной категории.Российский сухогрузный флот также характеризуется высокой степенью износа: 76 процентов, или 1076 судов старше 30 лет. Наиболее устаревший сегмент - суда для генеральных и рефрижераторных грузов в количестве 1037.По состоянию на декабрь 2023 г. обеспеченность экспортных перевозок российским флотом находится на низком уровне по всем ключевым грузам.Низкая обеспеченность собственным флотом и его высокий износ формируют риски для обеспечения транспортной и энергетической безопасности Российской Федерации. Для нивелирования указанных рисков необходимо наращивать объемы строительства грузовых судов, особенно для морских перевозок.По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации зарегистрировано 1877 пассажирских судов. С 2017 по 2023 год флот пополнился 115 пассажирскими и 325 маломерными пассажирскими судами.Из 1877 судов в 2023 году 1221 судно (36 процентов) является экскурсионно-прогулочным (пассажирские и прогулочные теплоходы), 292 (9 процентов) - скоростными пассажирскими (суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях, скоростные катамараны и глиссирующие теплоходы, развивающие скорость свыше 30 километров в час, или 16 узлов), 225 (7 процентов) - паромами и 143 (4 процента) - круизными судами.Пассажирский флот характеризуется высоким уровнем износа, так как 1319 судов из 1877 (70 процентов) старше 30 лет, из них 336 судов (18 процентов) старше 60 лет. При этом самый высокий средний возраст относительно других классов судов наблюдается у круизных судов - 48 лет, из них 39 процентов старше 60 лет.Численность российского морского флота промысловых судов является стабильной с 2019 года и держится на уровне 820 - 830 судов.Российский морской промысловый флот характеризуется высокой степенью износа. Возраст 65 процентов судов превышает 30 лет, а 13 процентов - 40 лет. При этом доля наиболее новых судов, возраст которых менее 10 и 20 лет, является незначительной и составляет 5 процентов и 6 процентов соответственно. Средний возраст судов тралового флота в России составляет 30 лет.В структуре российского морского промыслового флота преобладают траулеры, численность которых на конец 2023 года составляет 643 судна (77 процентов всего промыслового флота). Российский флот краболовов состоит из 153 судов. В настоящий момент добычей крабов преимущественно занимаются не специализированные краболовные суда, а переоборудованные для данного вида промысла рыболовные или прочие суда. Численность ярусоловов составляет 36 судов.Распределение флота по бассейнам неравномерно и соответствует структуре вылова водных биологических ресурсов: на Дальневосточный бассейн приходится 68 процентов флота, на Северный бассейн - 23 процента, а в прочих бассейнах ведут промысел только 9 процентов траулеров. В Дальневосточном бассейне также осуществляют деятельность 9 судов-фабрик, ключевой задачей которых является производство консервной продукции.Численность морских судов обеспечения по состоянию на 2023 год составляет 732 судна. Три основных типа судов обеспечения составляют 83 процента, в том числе буксиры (449 судов) - 61 процент, служебно-разъездные суда (95 судов) - 13 процентов и научно-исследовательские суда (65 судов) - 9 процентов.Численность речного флота обеспечения по состоянию на 2023 год составляет 5626. Три основных типа судов обеспечения составляют 95 процентов, в том числе буксиры (4460 судов) - 61 процент, служебно-разъездные суда (648 судов) - 13 процентов и обстановочные суда (518 судов) - 10 процентов. Около 35 процентов судов обеспечения имеют арктический класс.В составе российского флота обеспечения преобладают речные суда, возраст большинства которых превышает 25 лет. Доля судов морского флота обеспечения старше 25 лет составляет 57 процентов, в то время как доля судов речного флота старше 25 лет - 92 процента.Численность судов речного технического флота по состоянию на 2023 год составляет 1461.В структуре судов технического флота преобладают плавучие краны, доля которых составляет 64 процента (941 судно), земснаряды - 25 процентов (372 судна) и плавучие доки - 10 процентов (148 судов).Российский технический флот характеризуется высоким уровнем износа. В составе российского технического флота преобладают речные суда, возраст большинства из которых превышает 35 лет. Доля судов морского флота обеспечения старше 35 лет составляет 70 процентов, доля судов речного флота старше 35 лет - 74 процента.По состоянию на 2023 год российский ледокольный флот состоял из 45 ледоколов, из них 37 (84 процента) - дизель-электрические и 8 (16 процентов) - атомные ледоколы. Российский флот ледоколов нуждается в обновлении в связи с тем, что 43 процента судов (28 процентов по водоизмещению) старше 40 лет. Моложе 10 лет 13 процентов ледоколов (6 судов), что составляет 30 процентов общего водоизмещения ледоколов.Расчет обеспеченности российскими судами сделан путем деления объема грузовой базы (в миллионах тонн), имеющегося в 2024 году, на объем грузовой базы, который можно вывезти с помощью имеющегося в наличии количества судов флота с учетом простоев и среднего плеча перевозки. Расчетная обеспеченность российскими судами приведена в приложении N 1.Можно сделать вывод, что потребность в судах рыбопромыслового флота, пассажирских и грузо-пассажирских судах удовлетворена, но следует принять во внимание, что средний возраст судов данных классов значительно превышает 40 лет и приближается к возрасту списания.Диаграмма "Динамика строительства флота в Российской Федерации" согласно приложению N 2 подчеркивает ключевой вызов в судостроении: большинство судов было построено в 1970 - 1980-е годы, что означает в дальнейшем их массовое списание, которое повлечет резкое снижение обеспеченности судами российского флота на фоне роста грузовой базы.Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что текущий уровень ввода судов в эксплуатацию, наблюдаемый в последние годы, недостаточен для компенсации ожидаемого выбытия устаревших судов. В ближайшем будущем судостроительная отрасль может столкнуться с резким сокращением общего количества действующих судов, что негативно отразится на обеспечении потребностей различных секторов экономики, зависящих от водного транспорта. Это создаст дополнительную нагрузку на оставшиеся суда и потребует увеличения инвестиций в обновление флота для поддержания необходимого уровня обслуживания и транспортировки грузов.
Я думаю вопросов тут просто нет - настолько очевидно, что здесь мы именно проедаем советское наследие в буквальном смысле. Большая часть эксплуатируемых судов построено в советское время.
Может мы на гора выдаем сейчас новые суда?
Этого нет и близко. В этом же документе крайне наглядная диаграмма

Кстати, а даже то, что строим, то из чего?
Опять цитирую документ:
В зависимости от типов кораблей, судов и образцов морской техники, а также их конструктивных особенностей и назначения стоимость входящего в их состав судового комплектующего оборудования может составлять от 40 до 70 процентов стоимости их строительства. В настоящее время доля стоимости импортного комплектующего оборудования в гражданском сегменте в структуре стоимости строительства судна исходя из типов судов составляет от 65 до 80 процентов. В сфере военного кораблестроения меры импортозамещения обеспечили практически 100 процентов российских комплектующих
Еще момент - возраст доков, это тоже есть
По состоянию на декабрь 2023 г. 46 компаний на рынке гражданского судоремонта владеют 81 доком, 60 процентов из которых осуществляют исключительно ремонт гражданских судов. Плавучие доки составляют 89 процентов имеющихся доковых мощностей. Однако эксплуатируемые доковые мощности характеризуются высокой степенью износа: 38 процентов плавучих доков старше 50 лет, а на горизонте 2035 года их доля вырастет до 64 процентов. Данный фактор формирует риски для ремонта судов на долгосрочную перспективу.
Ладно, и так далее и тому подобное. Там весь документ сплошная безнадега.
Вывод тут простой - мы действительно проедаем советское наследие.