Коронавирус как кризис постмодернизма?
vas_s_al — 08.05.2020 Постмодернизм хорош тем же, чем и плох - он сохраняет статус-кво.После эпохи "бури и натиска", когда разные точки зрения о желаемом общественном устройстве стремились уничтожить друг друга в идеологических и обыкновенных войнах, наступил перелом, своего рода перемирие, базирующееся на постулате, что всё - конструкт, всё - относительно, истины нет, а есть интерпретации.
Вы можете обсуждать что угодно, нет никаких запретных тем, но вы не можете ни о чём договориться, т.к. единая точка зрения - это самый страшный грех, "тоталитарный дискурс".
А раз ни о чём нельзя договориться, ничего нельзя изменить.
Раньше условные сторонники Троцкого рисковали, высказывая свои взгляды. Теперь можешь быть сторонником кого угодно - до тех пор, пока ты не пытаешься свои взгляды сделать нормативными. Интеллектуальная свобода приходит в комплекте с интеллектуальным бессилием.
Любую систему доказательств тот, кому она не нравится, может просто отказаться рассматривать. Любой тезис можно иронически обыграть, любой факт поставить под сомнение. В истории так вообще постмодернизм утверждает, что знать о прошлом нельзя ничего, любая статья историка - это манифест личной позиции историка, и только.
Поддержание статус-кво выгодно тем, кого оно устраивает.
Условные коммунист и анархо-капиталист могут спорить до хрипоты под чавканье поп-корном своих зрителей, но остаются жить в том обществе, в котором жили раньше.
Поговорили, и разошлись.
Вы можете думать о мире что угодно, но живёте в том мире, в котором живёте.
Предшествующие поколения создали нынешнему достаточно комфортную среду, где многие процессы поддержания жизнедеятельности так отлажены, что происходят как бы "сами собой". Благодаря предкам, дикие представления о мире совершенно необязательно приводят к скорой смерти их носителя, как это было раньше.
Думать, что нынешняя эпидемия коронавируса одним махом покончит с постмодернизмом, наивно.
Но она явно может вызвать "кризис жанра" - насколько глубокий, покажет время.
ВНЕЗАПНО! выяснилось, что если в обществе половина граждан считает, что коронавирус существует, а другая - нет, то страдают все. Диссиденты страдают, т.к. эти параноики всё запретили, а "эти параноики" страдают т.к. из-за диссидентов запреты оказываются бесполезными.
Первой "новую реальность" на себе, кажется, почувствовала РПЦ. Если раньше у нас была официальная веротерпимость с подспудной государственной поддержкой официальной церкви, то тут ВНЕЗАПНО выясняется, что попам, которые призывают в эпидемию не бояться и идти в церковь, начинают перекрывать кислород. Принцип "я не мешаю тебе верить во что угодно - ты не мешаешь мне" начинает сбоить.
Активизировалась борьба с фейками в интернете.
Не знаю, дойдём ли до административных наказаний за отрицание коронавируса, но идёт к тому.
В самих попытках властей навязывать населению определенный взгляд на мир нет ничего нового, постмодернизм как раз стал ответом на их чрезмерную настойчивость.
Но, кажется, сейчас впервые за долгое время сложилась ситуация, когда в умы обычных граждан начинает приходить мысль, что "свобода верований" по крайней мере по ключевым вопросам типа наличия или отсутствия эпидемиологической угрозы, сама представляет угрозу.
|
</> |