Королевский Флот по-албански.

топ 100 блогов grand-fleet — 26.12.2024 Вернее, по-албански (не по-олбански) это будет более многословно: Forcat Mbretërore e Mbrojtjës Detare Shqipetare, что переводится: Королевские Военно-морские Силы Обороны Албании. Пожалуй, это был самый маленький из всех балканских флотов после Первой Мировой войны, сумевший однако оказать эпизодическое, но яростное сопротивление агрессии фашистской Италии против Королевства Албания 7 апреля 1939 г.
Королевский Флот по-албански. s-l1600.jpg
Албанский патрульный катер Tirana, 1930-e гг. Его командир Муйо Улькинаку, геройски погибший в бою с фашистами в порту Дурреса 7.04.1939 г., считается национальным героем и самым известным албанским моряком.

ПЕРИОД ИМПРОВИЗИРОВАННОГО ФЛОТА.
Албания получила государственную независимость от Османской империи сравнительно поздно для Балкан - по результатам Первой Балканской войны решением "великих держав" в тексте Лондонского мирного договора в мае 1913 г. было прописано образование Княжества Албания. Первым и последним королем княжества (такая вот балканская казуистика: "У черногорцев король, а мы, гордые шкиптары, чем хуже?") стал племянник румынской королевы князь Вильгельм Вид. Выбор пал на румынского претендента потому, что Румыния первой признала суверенитет Албании, да и языки двух стран относительно близки. Между прочим, большим поборником албанской независимости был российский император Николай II, и даже распорядился направить для обороноспособности молодого государства 2 000 винтовок Мосина. Однако военно-морской техники Россия Албании не передала.
Моряки уже были. Как и большинство приморских балканских народов, албанцы несколько веков охотно ходили матросами под чужими боевыми и торговыми флагами - Венецианской Республики, Оттоманской Порты, морских городов Далмации и Аппенин, Королевства Италии, Двуединой монархии Габсбургов "с одной стороны омываемой Адриатическим морем", Черногории... Случалось ходить и под своими, правда, пиратскими - пираты из Ульциня в XVI-XVIII вв. сказали свое полновесное слово в истории морского разбоя на Средиземноморье, якобы даже Мигеля де Сервантеса в плен взяли (сам отрицал: "Баян, олбанский йезыг не панимаю!").

Королевский Флот по-албански. skoda-6.jpg
Ульциньский пират. Юмористическая реконструкция Марии Васильевой, https://www.artstation.com/.

Первой очень условной единицей флота Княжества Албания стала яхта Taurus, на которой красный штандарт с черным двуглавым орлом (орел по-оалбански: sqip, что дало самоназвание стране и народу) был поднят 5 марта 1914 г. для перевозки из Катарро (Австро-Венгрия, ныне черногорский Котор) в Дуррес (Албания) албанского короля Вильгельма, он же по-олбански для внутреннего пользования Скандербег II. Это был довольно элегантный пароходик британской постройки (1903) и австро-венгерской службы (с 1909 г.) водоизмещением 1220/1388 тонн, габаритами (длина-ширина-осадка): 79,6×9,1×4 метров, две паровых машины которого могли давать скорость до 14 узлов, а вооружение состояло из трех 47-мм пушек и 2 пулеметов. Как "Таурус" ненадолго превратился в албанскую королевскую яхту, так и вернулся в прежнее состояние неделей позже. Судьба ему выпала бурная: в Первой мировой в качестве австрийской канлодки он обстреливал черногорские войска на побережье, затем был передан победившей Италии и нес колониальную и пограничную службу во флотилии Финансовой гвардии, прошел глубокую модернизацию (1927-28) и будучи правительственной яхтой несколько раз возил самого "дуче", а с вступлением Муссолини во Вторую мировую снова был преобразован в брандвахтенную канонерку под названием Aurora. После объявления Италией перемирия с Союзниками Aurora 23 сентября 1943 г. у берегов Анконы была застигнута немецкими "шнельботами", отчаянно отстреливалась из двух старых 57 мм. пушек, уклонилась от одной торпеды, но получила другую и затонула вместе с 26 моряками экипажа.
Королевский Флот по-албански. KocarekSrapnel.jpg
Временная королевская яхта Албании из 1914 г. в бытность свою итальянской канонеркой во Вторую мировую войну. Рисунок командира корабля лейтенанта Аттилио Гамальери (выжил).

Вторым кораблем албанского флота периода княжества, успевшим даже немного повоевать в гражданском конфликте, стал австро-венгерский пароход Herzegovina. Когда с началом Первой мировой войны Албанию охватил "парад местных сепаратизмов", инспирированных разведками стран Антанты и Центрального блока, стремившихся перетащить этот стратегически важный уголок Балканского полуострова под свое влияние, король Вильгельм/Скандербег не собирался сдаваться без борьбы. Чтобы подавить мятеж в области Кавая, в августе монарх зафрахтовал у австрийского арматора Леопольда Когнера скромное каботажное судно, и, нарушив договор аренды, наскоро превратил его в импровизированную канонерку. Борта укрепили мешками с песком, на носу установили устаревшую 66-мм австрийскую горную пушку (Gebirgskanone M75), экипаж заменили верными королю жандармами, и "грозный корабль" отплыл давить повстанцев в Кавае. Обстрел с моря поначалу смутил кавайное ополчение, но оно быстро оправилось и подтянуло собственную артиллерию, в т.ч. дульнозарядный османский антиквариат. Уклоняясь от ответного огня, дилетантский экипаж "Герцеговины" маневрировал так неуклюже, что полным ходом влетел на мель, и пароход застрял на ней с сильным креном. А дальше - "и погоду и случай безбожно кляня, мои пасынки кучей бросали меня" (с). Король Вильгельм расстроился, бежал из страны и вступил в кайзеровскую армию. Снять судно с мели удалось только глубокой осенью. Оно было с извинениями возвращено судовладельцу повстанческим советом.
Итак, за кратковременный период существования Княжества Албании у него было два корабля, временно выполнявших правительственные и военные задачи, но флот существовал чисто номинально. Никаких регулярных военно-морских структур в княжестве не формировалось.
В годы Первой мировой государственности в Албании как таковой не было. Войска воюющих сторон ходили через нее, как через проходной двор, и на обеих сторонах неплохо сражались албанские иррегулярные отряды разных локальных правительств, республик, реликтовых феодалов и клановых вождей.
С трудным воссозданием албанского государства в форме признанной Лигой Наций 17 декабря 1920 г. республики и изгнанием из страны к 1921 г. итальянских и югославских (вернее, Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев) интервентов, появилась возможность снова заняться обеспечением безопасности страны, в т.ч. морской. Первоначально функции охраны морских границ были возложены на жандармерию. Arma Marina e Xhandarmërisë, т.е. Морские Силы Жандармерии в начале 1920-х гг. располагали "некоторым количеством" вчерашних рыбацких судов для борьбы с контрабандистами и браконьерами, вооружение было представлено стрелково-пулеметным оружием экипажей. Греческих "эвпатридов удачи", с которыми албанцы со времен ульциньского пиратства находились "в контрах", морские жандармы топили без жалости, так что им с натяжкой могут быть засчитаны "победы".
Морская жандармерия - конечно, не военный флот, но во всяком случае уже регулярное формирование береговой охраны.

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО И ЕГО ФЛОТ.
Созданием классического военно-морского флота занялся в начале 1920-х годов знаковый персонаж албанской истории того времени Ахмет Мухтар Зогу (Зоголлы), для ближних просто: Shkëlqesia - в переводе: "Его Превосходительство". Был он человек еще молодой (1895 г/р), чрезмерно честолюбивый и к тому же военный, наследственный османский чиновник и доброволец "К унд К" (австро-венгерской) армии Первой мировой войны. В качестве министра обороны Албании он в 1922 г. представил проект "экономической" покупки и ремонта бывших малых военных кораблей Центральных держав, ржавевших в распоряжении победителей после "великой войны". Однако внутриполитическая борьба в Албании тогда временно вывела Ахмета Зогу из игры - на него свершили покушение "леваки", он был ранен и бежал в Королевство СХС (Югославию).
Королевский Флот по-албански. skoda-6.jpg
Ахмет Зогу со своими адъютантами, роскошен до невозможности.

Политический антипод правого националиста Зогу, новый премьер-министр Албании епископ Фан Стилиан Ноли, интеллектуал и социалист, взявший курс на сотрудничество с СССР, подхватил идею создания флота. В 1924 г. он вел переговоры с советским полпредом в стране А.А. Краковецким о предоставлении вооружения, в частности - военно-морской техники, но был резко "осажен" последним. Международный режим Черноморских проливов осложнял это дело, а доверять "красному епископу" из далекой Албании в Наркоминделе СССР не спешили.
Королевский Флот по-албански. s-l1600.webp
Фан Стилиан Ноли, епископ Албанской православной (обновленческой, автономию получила в 1926 г.) церкви, премьер-министр (1924) и большой друг Советского Союза.

Между тем 17 декабря 1924 г. Ахмет Зогу вернулся в страну "с огнем и металлом" (с) во главе отряда своих сторонников, итальянских "ихтамнетов" и сотни русских белоэмигрантов генерал-майора И.М. Миклашевского. Режим Фана Ноли бесславно пал на восьмой день. Сам премьер-епископ успел сбежать. Остальным албанским левым повезло меньше: им выпали и внесудебные убийства, и скорые суды, и мрачные "зинданы" на много лет...
Королевский Флот по-албански. eWJd8s3.png
Русские бойцы Ахмета Зогу, 1924.

Формирование албанского военного флота в дальнейшем придется рассматривать через призму личности Ахмета Зогу. Он считал, что флот нужен Албании для безопасности, но паче для международного престижа. Военно-морское строительство стало фактически его личным делом.
"Я лучше других знаю, что стране нужен прогресс, и лучше других знаю, как ее к нему вести" - говаривал этот импозантный балканский лидер, а еще: "Независимость измеряется военной силой". Правление Зогу, который первые три года у власти ограничивался постом премьера и президента, можно кратко охарактеризовать как "просвещенную авторитарную диктатуру". В принципе, он кое-что сделал для экономического и культурного развития страны, приглушил традиционный феодальный и клановый сепаратизм, пестовал модернизацию общества, прессу и свободу вероисповедания... Но главным мотивом было "чего пожелаем левый сапог Его Превосходительства, лаковый, со шпорой (Зогу был известным щеголем)". Сапог был кавалерийским и в первую очередь желал крепить вооруженные силы. За годы докоролевского правления Ахмета Зогу на военные нужды выделялось до трех четвертей национального бюджета. Если б эти войска потом еще и свое Отечество защищали...
Однако вернемся к албанскому флоту. Концепция осталась прежней - приобретение "излишков" морских трофеев Первой мировой, стоимость ремонта включена. Продавец неожиданно нашелся в Румынии, которую с Албанией, несмотря на неудачный опыт с князем Вильгельмом Видом (см. выше), связывали дружественные отношения. Банк Бухареста после войны приобрел некоторую матчасть германского Кайзерлихмарине. Зачем банку корабли - не совсем понятно, но в декабре 1925-го появилась возможность в прямом смысле "сплавить" их Албании. Два однотипных плоскодонных 205-тонных тральщика, бывшие FM16 и FM23, были заложены для немецкого флота в последний год "великой войны". Первый строился на дрезденской верфи Maschinen-Fabrik & Schiffswerft - Übigau и был спущен на воду в 1919, уже в мирное время; затем его то бросали, то пытались достраивать, но кораблик так и не был "доведен". Второй в декабре 1918 г. был сдан верфью J. Frerichs & Co. Werft - Einswarden и находился в несколько лучшем состоянии. ТТХ обоих идентичны: водоизмещение - 170/193 тонн, размеры - 43×6×1,7 м, две паровых машины тройного расширения мощностью 600 "лошадок" и двухвинтовая двигательная установка давали скорость до 14 узлов, при запасе угля 32 тонны дальность действия достигала 650 морских миль, а вооружение состояло из одного палубного 88-мм орудия L/30 C/08, плюс приспособления для тралов и установки мин.
Оба тральщика находились в Италии, где после покупки Албанией прошли "косметический" ремонт - их покрасили, и 25 декабря 1925 г. они пришли своим ходом в порт Дуррес. Албанское военное ведомство приросло новым родом оружия - Forcat Detare Shqiptare, Военно-Морскими Силами Албании, возглавил которые за неимением лучшего кандидата поначалу сам Его Превосходительство. Первой и единственной военно-морской базой стал крупный по местным меркам портовый город Дуррес. Обладая несомненными вкусом и фантазией к военной атрибутике, Ахмет Зогу лично разработал флаги для военных кораблей, а также систему воинских званий и знаков отличия для моряков. В таковой несколько смущают "капитаны корветов и фрегатов", хотя в радужных грезах албанского лидера о военной мощи, возможно, присутствовали корабли этих классов.
Королевский Флот по-албански. Sengge_rinchen.jpg
Военно-морские флаги и звания Албанского флота, иллюстрация из итальянского военно-морского справочника.

Тральщики были записаны на новом месте службы канонерскими лодками и получили гордые названия - командирский FM16 стал именоваться Shqipnia, т.е. "Албания", а FM23 - Skënderberg, в честь главного национального героя Скандербега. Опознавательными знаками стали поперечные полоски на трубах - две у "Албании" и одна у "Скандербега". Личный состав флота первого формирования насчитывал 157 моряков, в т.ч. примерно 70 в экипажах канонерок, остальные - береговая служба и вспомогательные плавсредства. Офицеры флота были распределены следующим образом: капитан над соединением, лейтенанты - командиры кораблей, еще несколько офицеров в штабе и на базе. Еще не король Ахмет Зогу Единственный имел старший военно-морской чин "полного капитана".
Королевский Флот по-албански. Earl_of_Elgin's_entrance_into_Peking.jpg
Предположительно, командирская канонерка "Албания".
Взято с польского морского форума, не исключено, что залили что-нибудь свое, во флоте Второй Речипосполитой однотипное наследство Кайзерлихмарине тоже служило.
ЗЫ. Так и знал, фото польское, на переднем плане тральщик "Ясколка".


Албанцы, как и все приморские жители Балканского полуострова - хорошие, смелые и старательные моряки. За своими канонерскими лодками они ухаживали с любовью, драили, чистили, смазывали, проводили тщательное техобслуживание механизмов. Однако оба небольших корабля успели изрядно поржаветь за время своей заброшенной стоянки, на головном имелись существенные недоработки, а привести в порядок машины было невозможно без закупки запасных частей. Морские офицеры упорно запрашивали комплектующие, а правительство еще упорнее их не покупало. Ахмета Зогу, как личность тщеславную и поверхностную, больше интересовала внешняя, "представительская" сторона флота. Худо-бедно вышли канонерки в море, приветствуя какой-нибудь иностранный корабль, отстреляли холостыми "салют наций" - и на том "Gezuar!" (что-то типа "Доброго здоровьичка" или "Счастливо" по-албански, чаще тост). Практическая ценность "Албании" и "Скандербега" была невысока. Рутинную службу по охране морских границ продолжала выполнять жандармерия на своих моторных лодках.
Жандармерии Ахмет Зогу не доверял, понимая, что, как любое полицейское формирование, она в первую очередь охраняет порядок на своем участке, а не служит ему лично. Когда в 1924 г. он сверг левое правительство Фана Ноли, жандармы единственные сопротивлялись, упрямо обороняя город Пешкопи, хотя в социалистических убеждениях этих "держиморд" было упрекнуть никак нельзя. "Выбив" из-под жандармерии функции пограничной охраны, в т.ч. морской, Зогу низводил ее с уровня важной военизированной силы до положения простых "албанских городовых". Для этого он организовал на сухом пути Пограничную Службу, подчинявшуюся военному министерству, а на море - соединение патрульных катеров из четырех вымпелов в составе военно-морских сил.
Патрульные катера стали несшими наиболее активную службу единицами албанского военного флота. По поводу их происхождения нет полной ясности - существуют две версии, обе достаточно подробные. Согласно первой, они также достались в наследство от Первой мировой войны. Четыре торпедных катера были построены по заказу итальянской Regia Marina (Королевского Флота) в США между 1917 и 1918 г. компанией Electric Launch Co. - ELCO. Они были доставлены в Италию и получили типичную для этого типа классификацию МАS, однако их номера неизвестны. Вторая версия гласит, что это были итальянские катера проекта SVAN Venice MS, заказанные в 1926 г. - но в ней вызывает сомнение то, что катера типа SVAN постройки до 1928 г. были 12-тонными, а Албания получила 44/46-тонные.
С датой доставки катеров в Албанию также нет полной ясности: хотя большинство источников называют 1926 год, (Warship International, Vol. 8, International Naval Research Organization, 1971; Brassey's Annual, Praeger Publishers, 1940, www.navypedia.org и др.), закупку некоторые сетевые ресурсы увязывают с королевским периодом развития флота, а пресловутая "Википедия" на албанском языке вообще говорит о 1934 г., при чем только о двух катерах. Свою военно-морскую историю гордые шкиптары пишут очень по-олбански вольно...
Королевский Флот по-албански. hamster_kawaii_digital_illustration_by_rebelsfantasyworld_dgi0xgh-pre (1).jpg
Те самые патрульные катера постройки 1917-18 или 1926 г., закупленные в 1926, 1928 или ажно в 1934 г., но точно на военно-морской базе в Дурресе в составе Королевского Флота Албании.

Патрульные катера получили название по крупнейшим албанским городам - Tiranë, Vlorë, Durrës и Sarandë. Они имели водоизмещение 44/46 тонн, стальные корпуса длиной 24,4 метра, дизельные двигатели мощностью 450 л.с., скорость до 17 узлов и вооружение из одной 76-мм пушки Ansaldo образца 1917 г. на носу и спаренного 6,5-мм пулемета на корме - это мог быть и Perino Mod. 1908, и FIAT-Revelli M1914, точно не известно. Для обслуживания одного катера требовался экипаж в 10-15 человек, так что людей в албанском флоте должно было хватить. Но для обучения темных албанских моряков передовой итальянской технике в Дуррес по приглашению Ахмета Зогу прибыли офицеры-инструкторы из Regia Marina. Так началась экспансия итальянских военспецов в албанских вооруженных силах, принявшая к концу 1930-х гг. катастрофические масштабы.

КОРОЛЕВСКИЙ ФЛОТ.
Поправив Албанией более трех лет республиканским президентом, но фактически единолично, Ахмет Зогу решил не мелочиться и 1 сентября 1928 г. протащил через Учредительное собрание провозглашение себя любимого королем Зогу первым своего имени, или Скандербегом №III.
Впрочем, любви у свежего монарха хватало и на свою многочисленную родню, и на весь албанский народ, и даже флоту кое-что перепало. Флот на радостях получил новое пышное название - см. начало материала, а также новые штаты. В штабе флота отныне насчитывалось целых шесть "бюро" (по одному на каждый корабль?), а это еще шесть "синекурных" офицерских должностей. В начале монархического периода в Албанском Royal Navy на 150 чел. рядового и старшинского состава имелось 20 офицеров - в процентном отношении это чуть меньше, чем в самом обильном офицерами испанском, где было по офицеру на 7 матросов и старшин (у албанцев все-таки семь с половиной).
Королевский Флот по-албански. post-3034-125395843056.jpg
Король Зогу первый своего имени в парадной форме флота, и трое его симпатичных младших сестричек из четырех также в мундирах военно-морских лейтенантов. Мамочка короля одета по гражданке. К слову, младшие сестры короля были не только легкомысленными модницами, но и его политическим сподвижницами: одна курировала здравоохранение, другая - женское движение в стране, третья - народное образование, четвертая - дела молодежи и спорта. Современники утверждают: молодые женщины реально работали больше, чем их венценосный брат. Очень вероятно, им просто нравилось, чтобы ими восхищались, а для этого нужно было что-то делать. Когда Зогу в 1939 г. бежал из Албании от наступающих итальянцев, его младшие сестры, вооружась карабинами, выполняли роль последнего королевского конвоя и азартно палили по фашистским самолетам.

В монархический период албанский флот все больше попадал под влияние итальянских офицеров, которых король Зогу I принимал на службу без их выхода из кадров офицерского корпуса Италии. В итоге последним командующим флотом Королевства Албании на момент итало-фашистской агрессии в 1939 г. был итальянский майор Э. Теддеи (Тедеи?), а из 17 действующих морских офицеров только 10 являлись албанцами. Король Зогу поначалу самозабвенно ориентировался на Италию, которая нравилась ему чисто эстетически, а также потому, что легко потакала его капризам, например кредитом в 100 млн франков золотом и еще 3 млн в подарок лично от "дуче". Справедливости ради надо сказать, что в 1933-34 гг., когда итальянцы начали открыто вмешиваться в албанские дела, Зогу I довольно агрессивно "показал зубы". Но хитроумный и обаятельный глава итальянской дипломатии граф Галеаццо Чиано снова принялся гладить его по шерсти, а Зогу ожидаемо завилял хвостиком. Уволенных было итальянских инструкторов и "специалистов" вернули, и уже больше не препятствовали им устраивать в стране свои порядки. Когда Зогу вновь попытался играть по-своему, было уже поздно, и все кончилось быстрой и позорной оккупацией.
Однако возвратимся от геополитики на Адриатику. Реальных перемен в службе и боевой учебе флота Албании в королевский период было немного. Патрульные катера были задействованы в качестве пограничной и береговой охраны. При этом насильно прививавшийся монархом нации дух европейской культуры стал сказываться: посудины контрабандистов и браконьеров моряки не топили, как грубые жандармы, а с соблюдением юридических формальностей отводили в таможенный "отстойник" в Дурресе. Албания во все времена была золотым берегом для контрабандистов, а морская пограничная охрана перенаправляла хотя бы часть потока "серых" товаров на пополнение казны государства... или капталов государственных служащих. На момент вторжения итальянцев под арестом насчитывалось около сотни различных парусных и моторных лоханок, а ведь многих нарушителей отпускали после оплаты штрафа... неустойки... взятки - в Албании времен Зогу I особого различия не делали. Словом, работали албанские катерники не только интенсивно, но и успешно.
Королевский Флот по-албански. Earl_of_Elgin's_entrance_into_Peking.jpg
Вид на порт Дурреса, Королевство Албания, 1930.

Канонерские лодки несли больше представительскую службу. Албанские источники утверждают, что "Албания" и "Скандербег" по крайней мере по разу сходили в Италию и Югославию для "демонстрации флага", однако визиты принимающей стороной нигде не упоминаются и это мало похоже на правду - очень уж ненадежны были машины канонерок. Чем дальше, тем реже они вообще отваливали от причальной стенки в Дурресе.
В начале 1930-х гг. были введены новые тактические опознавательные знаки для албанских боевых кораблей. В носовой части на оба борта наносились литеры первых двух согласных букв названия. Например: "Тирана" - TR, см. первую фотографию.
В 1935 и 1936 гг. общественно-политический пульс Албании в очередной раз лихорадило: против диктатуры Зогу I бунтовали недорезанные республиканцы, в очередной раз выполз из горных ущелий призрак кланового сепаратизма. Верные королю войска жестоко подавили восстания, однако среди пострадавших оказался военный флот. В Дурресе во время беспорядков горел порт, и были повреждены беспомощно пришвартованные к пирсу канонерские лодки "Албания" и "Скандербег". О степени повреждений детальной информации нет, к тому времени им и так нанес фатальный ущерб главный враг боевого корабля - бездействие. Обе старых канонерки были выведены из состава флота. Некоторые авторы полагают, что их корпуса еще продолжали печально ржаветь в порту, когда в 1939 г. пришли итальянские оккупанты...
На базе оставшихся "безлошадными" моряков двух экипажей в Албанском Королевском Флоте было начато формирование подразделения морской пехоты (togë i marinës). На роковой апрель 1939 г. оказался готов к бою только один неполный взвод. Но он-то как раз дрался.

А НАПОСЛЕДОК - ЯХТА!
Сподвижник доктора Фрейда профессор Юнг, живший тогда в тихой Швейцарии, непременно сказал бы, что военно-морские фантазии Ахмета Зогу полностью удовлетворила бы хорошая королевская яхта - к чему все эти канонерки, патрульные катерки? Но самопровозглашенный монарх Албании пришел к этому выводу только "под занавес" - когда над его страной с недвусмысленными намерениями нависла кирпичная рожа Муссолини.
Надо же побаловать себя напоследок... Тут еще и личная жизнь сложилась: цветущей весной 1938 г. красавец-мужчина Зогу I женился на прекрасной венгерской аристократке Геральдине Аппоньи де Надь-Аппоньи (шафером был вездесущий Галеаццо Чиано) - как не покатать молодую на шикарном кораблике?!
И Зогу в 1938 г. завел яхту, приписанную, разумеется, к Королевскому Флоту. По происхождению это был очередной пасынок "великой войны", французский тральщик класса Gardon производства 1918 г., переделанный в послевоенные годы в частновладельческую яхту White Diamond. Все, что известно об этом корабле: водоизмещение - 654 тонны, размеры - 45×7,6×2,9 м, машина - 500 л.с., скорость до 10 узлов. Вооружения, скорее всего, яхта не несла. Можно предположить уютную, но вряд ли чересчур роскошную отделку жилых помещений. В албанском флоте яхта получила название Illirja, "Иллирия".
Королевский Флот по-албански. kitchener-03.jpg
Ахмет Зогу (внизу) со своими приближенными в униформе Албанского Королевского яхт-клуба. Правда, не на палубе "Иллирии", а на патрульном катере типа "Тирана", на заднем плане видно 76-мм орудие.

Покатать милую жену по лазурным волнам Адриатике Ахмету Зогу довелось недолго. 7 апреля 1939 г. королевский период истории Албании закончился, и началась мрачная полоса оккупации.
Отчаянный политический авантюрист, не раз смотревший в глаза смерти, албанский король отнюдь не был трусом. Но он продемонстрировал полное малодушие перед ужасом противостояния его маленького провинциального королевства с фашистской Италией, входившей в десятку сильнейших мировых держав, а также под благотворным влиянием "приятеля" Галеаццо Чиано, наглядно доказавшего, что "la comedia finita".
С момента постыдного бегства от итальянцев король Зогу I как верховный главнокомандующий своими вооруженными силами на суше и на море перестает существовать. Во главе моряков крошечного флота, оказавшихся на направлении главного удара, встал другой командир, более соответствовавший им по духу и уровню. Это был Муйо Улькинаку, командир головного катера "Тирана", разжалованный в старшины из офицеров за "неудобную" принципиальность, ветеран Первой мировой (сражался на стороне Черногории). В боевых условиях он со своими матросами показал себя наиболее эффективной частью Албанского Королевского Флота, а флот - наиболее эффективной частью обороны.
Королевский Флот по-албански. hm1069.jpg
Памятник военным морякам - героям обороны 7 апреля 1939 г. в Дурресе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Следователи в рамках уголовных дел в отношении арестованных за коррупцию генералов Минобороны устанавливает местонахождение недвижимости, банковских счетов и других активов, которые могли быть приобретены незаконным путем. Прямо никак не могу поверить, что у генералов есть такие активы. ...
Ни для кого не секрет, что многих юзеров, варящихся, скажем так, внутри котла, нервируют письма из, как говорил Владимир Ильич, из далека. Время от времени достается на эту тему всем, независимо от масти: и мне, и коллеге Лопатникову, и коллеге ...
    21 октября в Волгограде смертницей в хиджабе был взорван рейсовый автобус. Жертвами теракта  стали шесть человек, а также сама смертница. В результате взрыва пострадали 33 пассажира, в том числе ребенок. 28 человек госпитализированы. Многие из пострадавших ...
...
Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое за столетие совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви ...