Корбари / Corbari (1970)

топ 100 блогов war_only21.03.2021 В двух словах про фильм: итальянское Сопротивление в 1944 году и "Мученики Форли".

Фильм на YouTube:



Краткий сюжет:

Жизнь Сильвио Корбари изменилась в одно мгновение, когда он, охотясь вместе с приятелем, стал свидетелем жестокой расправы, совершенной немцами над совершенно неизвестным ему человеком. Первым, кто пал от руки раз и навсегда решившего мстить молодого человека, стал его напарник – убежденный сторонник фашизма. Уйдя в горы, Корбари быстро собрал вокруг себя группу молодых людей, которые на какое-то время сумели создать свободный район из нескольких деревень. Но кольцо вокруг отряда сжималось, и вскоре Корбари вместе с несколькими оставшимися в живых соратниками и верной подругой Инес Вердзари перешел к индивидуальному террору...

Занимательные фрагменты и интересные факты:

Сам по себе фильм на мой взгляд ничего особенного собой не представляет, главную роль самого Корбари сыграл Джулиано Джемма, известный больше спагетти-вестернами и фильмами про "Анжелику". Итальянские партизаны показаны в фильме похоже так, как оно и было на самом деле: разброд и шатание, полуромантики-полубандиты-полруобингуды, взявшие оружие в руки по самым разным причинам. пытаются добиться каждый своего. Выходит откровенно плохо, и возможно это только на фоне агонии фашистов конца войны, и заканчивается, соответственно, все печально.

Но интересным этот фильм делает другое, скорее его символизм и сама история "мучеников Форли":

18 августа 1944 года на виселице в городке Кастрокаро-Терме оборвалась жизнь Сириуса (Сильвио) Корбари. Это уже потом его тело, вместе с телами Ирис Верзари, Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли были вывешены на фонарях пьяцца Саффи перед палаццо Альбертини в городе Форли, как то запечатлено на полотне Габриэле Мукки "Martiri di Forlì" (1952).

Корбари / Corbari (1970)


Кто когда-либо видел это изображение, вряд ли его забудет. Именно благодаря ему я получил первоначальные сведения о "банде Корбари" – одном из самых знаменитых партизанских отрядов Эмилии-Романьи. У нас о нём не знают, равно как не был известен нашему зрителю и фильм Валентино Орсини "Корбари" (1970) , где главную роль сыграл Джулиано Джемма.

У нас вообще как-то перестали интересоваться итальянским Сопротивлением – а это ведь совершенно потрясающая страница истории Италии, вступившей во 2-ю мировую войну родиной фашизма, а вышедшей из неё страной антифашистского сопротивления, страной неореализма. «Италия в 1945 году чувствовала себя обновлённой, быть может, больше, чем любая другая европейская страна» (Дж. Феррара. Новое итальянское кино. М., 1959. С. 63).

Освобождение было принесено не на штыках союзников – задолго до капитуляции армий Кессельринга итальянцы освободились внутренне, хотя и дорогой ценой. 76 тысяч итальянских антифашистов – в большинстве своём молодых людей – сложили головы.

Корбари / Corbari (1970)

Это самоочищение Италии, совершившееся между 25 июля 1943 г. и 25 апреля 1945 г., перелом, пережитый каждым жителем страны, независимо от социального статуса, – вообще одна из самых волнующих страниц в истории ХХ века, тем более нам эмоционально близкая, что её запечатлел великий кинематограф – от Росселини до Бертолуччи. Особенно убедителен образ этого искупительного пути итальянцев – кому к гибели, кому к свободе, – в фильме "Ночь Сан-Лоренцо" братьев П. и В. Тавиани (кстати, дебютировавших вместе с В. Орсини документальным фильмом на тот же сюжет – "Сан-Миньято, июль 44-го года"). «Корбари», может быть и более скромный по художественным достоинствам – в этом же ряду. Корбари / Corbari (1970)

Сириусу Корбари, когда он взялся за оружие, было 20, столько же – его соратнице и возлюбленной Ирис Верзари. На фотографиях они выглядят старше: люди тогда взрослели мгновенно, не задерживаясь в юности; размытый во временных границах период тинейджерства изобретут много позже, в 1960-е.

Художник Габриэле Мукки, родившийся в 1899 году, годился «мученикам Форли» в отцы: он происходил из семьи преуспевающего художника, а мать была графиней. Первую мировую войну Мукки закончил в чине лейтенанта артиллерии, после чего получил образование инженера-строителя. Режим Муссолини утверждался на глазах его поколения, а за то, что оно не сумело такому ходу событий помешать, 20 лет спустя пришлось платить не только ему, но уже и поколению следующему. Впрочем, сам Мукки не заслуживает никаких упрёков: в последовательной интеллектуальной и эстетической оппозиции фашизму он находился давно, как и многие художники и писатели из его окружения, в частности, будущий «отец неореализма» Чезаре Дзаваттини, чьи книги Мукки иллюстрировал в 1930-е гг. Сам Мукки считается одним из основателей неореализма в изобразительном искусстве; знаменитый Ренато Гуттузо (он был младше Мукки на 13 лет) вышел из того же круга. В 1943 г. Мукки присоединился к партизанской борьбе в составе 186-й гарибальдийской бригады. Его жена, скульптор Дженни Мукки-Вигман, немка, была партизанской связной.

И тем удивительнее, что если «банда Корбари» – далёкое прошлое, и даже фильму В. Орсини уже много лет, то участник 1-й мировой войны Габриэле Мукки – наш современник: он пережил всех – и Дженни, и Гуттузо и Дзаваттини, а умер в 2002 году, не дожив полутора месяцев до 103-летия и объединив в своей биографии век ХIХ и век ХХI…

Корбари / Corbari (1970)

Корбари и Верзари в фильме

У кого-то жизнь – длиннее века, у кого-то – короткая как вспышка; Корбари не дожил и до 22-х, но его посмертная жизнь длится уже 70 лет. Конечно, это иной Корбари – Корбари легенд, сложенных в народе, кинематографический Корбари, сыгранный Джулиано Джеммой. До какой степени соотносятся они с Корбари реальным, сказать может только владеющий всей полнотой материала историк, нам же приходится довериться Валентино Орсини, которому в 1944 году было 17 лет и он делал фильм, в том числе, о собственной юности.

Режиссёр не показывает предысторию Корбари, он с первого же кадра ставит его перед альтернативой – с кем быть. Свой выбор герой делает тут же, без малейшей рефлексии, застрелив сверстника-чернорубашечника, с которым перед тем делил трапезу. Потому что когда на твоих глазах голого человека травят собаками, выбор совершается сам собой. Эта спонтанность и детерминированность самоопределения очень достоверна. С того же самого момента Корбари обречён – ибо смел до безрассудства, анархичен, хочет изменить мир, а не способен уберечь от гибели ни себя, ни тех, кого любит, ни тех, кого увлёк за собой. Но иначе нельзя. Так совокупность обстоятельств сделала простого провинциального итальянского парня героем античной трагедии – и в жизни, и в фильме.

Корбари / Corbari (1970)

Невероятно впечатляет сцена обыденно, почти в автоматическом режиме совершаемой казни, когда Корбари Джеммы уже с накинутой на шею петлей быстро оглядывает палачей, буквально впиваясь в каждого глазами – чтобы запомнить!! Это безупречно переданное актёром сопротивление человека мысли о неизбежном конце – кульминационный момент фильма Орсини, объясняющий экзистенциальные истоки итальянского Сопротивления и сопротивления вообще, которое всегда – вопреки, в т.ч. вопреки утилитарному расчёту. Его девиз – «Противостоять!», как говорил кюре из Торси в «Дневнике сельского священника».

Инстинкт самосохранения – краеугольный камень здравого смысла, обычно предлагает нам компромисс, уклонение от действия или бегство от проблемы. Моральное оправдание этой тактики сводится к априорному суждению: «Ты бессилен что-либо изменить в этом мире». Для мещанина данной констатации достаточно, мещанин же философствующий находит нужным прибавить: «Лучше уж изменяйся и самосовершенствуйся сам», – как будто следовать пути, начертанному Григорием Сковородой в знаменитой автоэпитафии «Мир ловил меня, но не поймал», не означает – «противостоять». А как можно противостоять недеятельно?

Мир, который Корбари мечтал изменить, ловил, и всё-таки поймал его. Но – не возвратился после этого на круги своя, о предопределённости чего всякий раз твердит нам опасливый голос здравого смысла. Самопожертвование Корбари и ещё 76 тысяч итальянцев  мир изменило.

Корбари / Corbari (1970)

Сильвио Корбари 18.08.1944. 


 Хотите верьте, хотите нет, но в моих руках фотографии оказались 18 августа 2019 года – ровно через 75 лет после гибели Сильвио Корбари, Ирис Верзари, Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли.

Корбари / Corbari (1970)

Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли 18.08.1944. 


Те фонари на пьяцца Саффи по-прежнему стоят.

Корбари / Corbari (1970)

Сильвио Корбари и Ирис Верзари 18.08.1944.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Я скучаю по тебе:листьями... тихим шёпотом морей Беринга... акварелью - по холсту с кистями... старой лодкой - по песку берега... Отраженье в зеркалах... - странно, но неизвестная мне в них женщина, что скучает по тебе - ядерно!.. Как волчица под луной - бешено!.. Я скучаю - ...
Сидим разгадываем ребус. Муж принес с прогулки, где-то поймал в объектив эту гипсовую мизансцену. В процессе обсуждения возник вечный спор романтика и прагматика. - Посмотри, какие чудесные лебеди! - Это гуси! - хладнокровно отвечает муж. - Вечно все опошлишь. А что пейзанин держит в ...
24.06.2022 В прошлый раз мы завершили осмотр Большого дворца  — Питер. Петергоф. Дворец. 4 . И вышли к Большому каскаду, двинемся вдоль него и парка к церкви... Дата ...
Жители готовятся дать вооруженный отпор бандитам, создав отряд самообороны По последним данным, пострадало около 20 местных жителей. (на фото один из пострадавших), пять из которых пришлось госпитализировать. Среди получивших ...