Корабль радиоэлектронной разведки "Урал". СССР
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Самый крупный в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой умер у причала с позорной кличкой «каютоносец». Мы продолжаем публикацию материалов о совершенно секретных проектах советской эпохи времён холодной войны, связанных с использованием ядерной энергии. Атомный бомбардировщик, способный неограниченное время находиться в воздухе, атомная подводная лодка, предназначенная для внезапной высадки из морских глубин батальона морской пехоты с танками и бронетранспортерами, атомная ракетоносная эскадра, равной которой в океане просто не было бы…
• Все это вовсе не персонажи фантастических фильмов. Над созданием этих невиданных смертоносных машин работали тысячи наших ученых и конструкторов. Что-то из их идей так и осталось на архивных полках. Но кое-что удалось воплотить в жизнь.
• Например, гигантский атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал», который сегодня умирает на Тихоокеанском флоте. Аббревиатурой ССВ в ВМФ СССР называли все разведывательные корабли. Делали это в расчёте запутать врага. Потому что ССВ – это сокращенно «судно связи».
• Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» – в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем – 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.
• Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР.
• Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как её добыть?
• Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащённые специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное – они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приёма сигналов с отечественных спутников.
• Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой
корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной
информации о любом субкосмическом объекте на любой части его
траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941
«Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг»
Минсудпрома, заводом-строителем – Балтийский завод имени
С.Орджоникидзе.
КРАТКАЯ СПРАВКА
Тактико-технические характеристики CCB-33 «Урал»:
Водоизмещение 34640 тонн
Длина – 265 метров
Ширина 30 метров
Высота – 70 метров
Осадка – 7,5 метров
Скорость – 21,6 узлов
Атомный реактор – 2 штуки по 171 МВт типа ОК-900
Мощность – 66 500 л.с.
Экипаж – 950 человек
Вооружение:
Артиллерийские орудия – 2 х 76-мм АК-176
Зенитные установки – 4 х 30-мм AK-630 и 4 х ПЗРК «Игла»
Пулеметы – 4 х 12-мм спаренных пулемётных установки
Вертолеты – 1 х Ка-32
Радиолокационное оборудование:
Локатор/Радар – 3 МР-212/201 «Вычегда-У»
РЛС обнаружения воздушных целей – МР-750 «Фрегат-МА».
• То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Её основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Кроме того, в комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1,5 метра. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.
• В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль
должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил
артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению
эсминца:
– по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме;
– четыре счетверённых пусковых установки переносного
зенитно-ракетного комплекса «Игла» (16 ракет 9М-313);
– четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630;
– четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М».
• Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе
приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 – офицеры и
мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6
специальных служб. Для отдыха моряков в длительном плавании на
«Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и
кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.
• Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия
необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали
таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера
проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась
примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика – с
28-этажный дом.
• Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стал флагманом
38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) Тихоокеанского
флота. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка»,
ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465
«Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535
«Карелия».
• О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда – это само собой.
• На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошёл в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А ещё – множество самолётов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?
• На первых порах всё складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу вёрст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом – вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций, расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.
• Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней
всё проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта
эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей
промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно
и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя
аппаратуру:
– давала сбои система охлаждения ядерного реактора;
– некорректно работали компьютерный комплекс и некоторые комплексы
сбора информации;
– возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не
удалось ликвидировать.
• Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу
атомного гиганта «Урал» повлияла связь между названием проекта
(«Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»). Всё оказалось ещё
хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в город Тихоокеанск,
прозванный моряками Тихасом (он же – Фокино). Никто и предположить
не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального
корабля окажется и последним.
• Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до
этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и
«Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни
электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их
дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая
драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в
походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя
и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.
• Теперь таже участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть
времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990
года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из
строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели,
идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля
обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После
этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы.
Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в
отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту
России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт,
ни ответа командир не дождался.
В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.
• Что же, затею с атомным кораблем-разведчиком можно назвать адмиральской авантюрой? Да нет, конечно. Даже стоя на бочках в заливе Стрелец «Урал» уверенно контролировал всю северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии. Если бы подошёл поближе к территории Соединенных Штатов, нам не пришлось бы сегодня сожалеть о бездумной потере по собственной инициативе разведывательного центра в кубинском Лурдесе, откуда российские военные ушли по указанию преемника Ельцина Владимира Путина в 2002 году.
• Практически всё, что делали разведчики Главного
разведывательного управления и ФАПСИ в Лурдесе, мог бы проделать и
«Урал»: перехватывать любую информацию с американских спутников
связи, наземных телекоммуникационных кабелей. Вплоть до телефонных
переговоров американцев с собственных кухонь.
• Впрочем, теперь об этом жалеть поздно. В минувшем 2010 году
атомный разведывательный корабль «Урал» отправили на утилизацию на
дальневосточный завод «Звезда».
/Сергей Ищенко, svpressa.ru и ru.wikipedia.org/
![Рейтинг блогов](http://button.blogs.yandex.net/90/88/19269088-counter-black-male.gif)
|
</> |