Корабль радиоэлектронной разведки "Урал". СССР

топ 100 блогов alternathistory09.03.2011 Корабль радиоэлектронной разведки
 
Самый крупный в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой умер у причала с позорной кличкой «каютоносец». Мы продолжаем публикацию материалов о совершенно секретных проектах советской эпохи времён холодной войны, связанных с использованием ядерной энергии. Атомный бомбардировщик, способный неограниченное время находиться в воздухе, атомная подводная лодка, предназначенная для внезапной высадки из морских глубин батальона морской пехоты с танками и бронетранспортерами, атомная ракетоносная эскадра, равной которой в океане просто не было бы…
• Все это вовсе не персонажи фантастических фильмов. Над созданием этих невиданных смертоносных машин работали тысячи наших ученых и конструкторов. Что-то из их идей так и осталось на архивных полках. Но кое-что удалось воплотить в жизнь.
• Например, гигантский атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал», который сегодня умирает на Тихоокеанском флоте. Аббревиатурой ССВ в ВМФ СССР называли все разведывательные корабли. Делали это в расчёте запутать врага. Потому что ССВ – это сокращенно «судно связи».
• Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» – в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем – 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.
• Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР.
• Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как её добыть?
• Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащённые специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное – они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приёма сигналов с отечественных спутников.

• Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем – Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.
 

Корабль радиоэлектронной разведки
 
КРАТКАЯ СПРАВКА

Тактико-технические характеристики CCB-33 «Урал»:
Водоизмещение 34640 тонн
Длина – 265 метров
Ширина 30 метров
Высота – 70 метров
Осадка – 7,5 метров
Скорость – 21,6 узлов
Атомный реактор – 2 штуки по 171 МВт типа ОК-900
Мощность – 66 500 л.с.
Экипаж – 950 человек

Вооружение:
Артиллерийские орудия – 2 х 76-мм АК-176
Зенитные установки – 4 х 30-мм AK-630 и 4 х ПЗРК «Игла»
Пулеметы – 4 х 12-мм спаренных пулемётных установки
Вертолеты – 1 х Ка-32

Радиолокационное оборудование:
Локатор/Радар – 3 МР-212/201 «Вычегда-У»
РЛС обнаружения воздушных целей – МР-750 «Фрегат-МА».

• Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над её созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.
• То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Её основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Кроме того, в комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1,5 метра. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.

• В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца:
– по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме;
– четыре счетверённых пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла» (16 ракет 9М-313);
– четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630;
– четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М».

• Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.

• Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 – офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб. Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.
• Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика – с 28-этажный дом.

• Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) Тихоокеанского флота. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».
 

Корабль радиоэлектронной разведки  
• О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда – это само собой.
• На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошёл в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А ещё – множество самолётов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?
• На первых порах всё складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу вёрст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом – вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций, расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.

• Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней всё проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру:
– давала сбои система охлаждения ядерного реактора;
– некорректно работали компьютерный комплекс и некоторые комплексы сбора информации;
– возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.

• Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу атомного гиганта «Урал» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»). Всё оказалось ещё хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в город Тихоокеанск, прозванный моряками Тихасом (он же – Фокино). Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним.
• Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.

• Теперь таже участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.
 

Корабль радиоэлектронной разведки
В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.
• Что же, затею с атомным кораблем-разведчиком можно назвать адмиральской авантюрой? Да нет, конечно. Даже стоя на бочках в заливе Стрелец «Урал» уверенно контролировал всю северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии. Если бы подошёл поближе к территории Соединенных Штатов, нам не пришлось бы сегодня сожалеть о бездумной потере по собственной инициативе разведывательного центра в кубинском Лурдесе, откуда российские военные ушли по указанию преемника Ельцина Владимира Путина в 2002 году.

• Практически всё, что делали разведчики Главного разведывательного управления и ФАПСИ в Лурдесе, мог бы проделать и «Урал»: перехватывать любую информацию с американских спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей. Вплоть до телефонных переговоров американцев с собственных кухонь.
• Впрочем, теперь об этом жалеть поздно. В минувшем 2010 году атомный разведывательный корабль «Урал» отправили на утилизацию на дальневосточный завод «Звезда».

/Сергей Ищенко, svpressa.ru и ru.wikipedia.org/
 

Когда-то, очень давно, мне довелось побывать не палубе этого - одного из наиболее странных и противоречивых - кораблей советского ВМФ. Случайно наткнувшись на эту статью решил познакомить уважаемых коллег.


 

Рейтинг блогов
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
стихи 1912-го года *** Ветр налетит, завоет снег, И в памяти на миг возникнет Тот край, тот отдаленный брег... Но цвет увял, под снегом никнет... И шелестят травой сухой Мои старинные болезни... И ночь. И в ночь - тропой глухой Иду к прикрытой снегом ...
И так, друзья мои. Мой приятель Георгий Волгин, крутой перец из проекта «ВСЕ ДОМА», в ЖЖ описал свой идеальный город. Читаем тут http://desidenru.livejournal.com/51344.html Вопрос знатокам: А какой  Ваш идеальный город?? Отписываемся в комментах З.ы.: о ...
Печать компании, а также документы о регистрации и постановке на налоговый учет были утеряны. Можно ли в таком случае сдавать налоговые декларации (расчеты) в бумажном виде без заверения печатью? В Минфине России считают, что налоговики не ...
Дорогие френды, как будет правильно:  «я за плюрализм, но ваш безапелляционный тон мне не нравится» или «я за плюрализм, и ваш безапелляционный тон мне не нравится»? ...
В этот день маленький веселый Лягушонок впервые близко  увидел человека. До сих пор он не осмеливался так далеко уйти от родного дома. Но сегодня день был такой прекрасный! Ласково грело солнышко, пели птицы,  и вкусно пахло травой. Рано утром Лягушонок увидел капельку росы на ...