Корь и Ковид - что общего?

Корь долгое время называли «детской чумой». На протяжении известной нам истории человечества корь его сопровождала постоянно. Она была распространена повсеместно, на всех территориях, во всех климатических поясах земного шара, точно так же, как и наш новый враг - COVID-19. Известна такая цитата Л.В. Громашевского: «корь практически является болезнью уникального распространения, избежать её удается лишь тем лицам, которые своей жизненной обстановкой поставлены вне условий встречи с источником в течение всей своей жизни».
А были ли такие лица? Да. Вот один из примеров:
«В 1846 г. датское правительство попросило, чтобы 26-летппй врач Панум изучил распространение кори на Фарерских островах. До 1846г. корь не была причиной смерти на Фарерских островах в течение 65 лет, но внезапно более 6000 из 7782 жителей пали жертвами кори. Прибрежные долины отделяли поселения островов, таким образом история болезни в каждом маленьком поселении могла быть изучена в изоляции от всех остальных. Изучая различные деревни, Панум определил, что инкубационный период для кори составлял приблизительно две недели. Он также отметил долгосрочный иммунитет у стариков, которые были заражены многими годами ранее и ни один из которых не заболел корью в 1846 г. Панум был убежден, что корь распространялась возбудителями инфекции через зараженные предметы или при близком контакте с человеком. Видное место в истории медицины заняла основательная работа по результатам полевого исследования Панума «Наблюдения, сделанные во время эпидемии кори на Фарерских островах в 1846 г.», которая была первой ласточкой в только формирующейся науке эпидемиологии.»
Другой пример касается знаменитой эпидемии кори на островах Фиджи в 1875 г. Там переболело всё население острова (около 150 000 чел.), из них около 40 000 погибло. При этом болезнь не щадила ни детей, ни взрослых.
Третий пример - «Очерки Сибири», автор С.Я. Елпатьевский, врач, ссыльный. В 1884 г. он, будучи в Туруханском крае, писал: «по-видимому, корь никогда не появлялась в этой местности...жители… переболели почти поголовно все: и отцы, и матери, и старики, и старухи в семьдесят и восемьдесят лет. Были некоторые основания предполагать, что «кораблем» явился этап заключенных, откуда корь была занесена одной поселенческой семьёй»
Отчего же в остальном мире даже в допрививочный период уровень летальности оценивался в 0,15%, смертности — 1,4 на 100 000 населения? А болели ей затем, преимущественно, дети? Давайте поразмышляем.
Вирус кори, он же морбиливирус, очень близок к вирусу, вызывающему тяжелую, почти всегда смертельную болезнь у собак: чуму собак (чумка, чума плотоядных), а также чуму КРС.
Можем ли мы представить, что после того, как собаки и крупный рогатый скот стали жить рядом с человеком, произошло то же самое, что гипотетически произошло с коронавирусом — он преодолел межвидовой барьер и стал опасен для человека? И наши далёкие предки постепенно приобрели иммунитет к этому вирусу? Лично я не исключаю такого развития событий. И он куда более вероятен, чем преодоление межвидового барьера короновирусом от летучей мыши через краснокнижного панголина или напрямую. Всё ж с летучими мышами человечество не общается тесно.
Итак, допустим, что морбиливирус пришел к нам также, как сейчас новый коронавирус. Распространялся он, конечно, не в пример медленнее, так как много (сколько?) лет назад самолёты не летали и даже поезда не ездили. Но высочайшая контагиозность привела к тому, что всё население Земли, кроме совсем уж островных уголков (и Американского континента? И Русской Сибири?) повстречалось с этим возбудителем и он стал нашим постоянным спутником. Материнские антитела, передаваемые детям трансплацентарно и, по-видимому, в период грудного вскармливания, защищали младенцев до 9 — 12 мес., а затем дети вовлекались в эпидпроцесс и переносили инфекцию в относительно легкой форме, формируя пожизненную невосприимчивость, или умирали.
Затем популяция восприимчивых лиц пополнялась за счет рождаемости, что, по
оценкам д.м.н. Цвиркун О. В. «в 2,1 раз превышало скорость пополнения иммунными (за счет переболевших), тем самым поддерживая условия для стабильной передачи инфекции» (речь об исследуемом ею довакцинальном периоде 1953-1967 г. ). И были характерны циклические 2-х летние циклы подъёма заболеваемости. Данные приведены из её диссертации для примера.
Конечно с началом применения вакцины характер заболеваемости сильно изменился.
Можем ли мы ожидать похожего развития событий при нынешней эпидемии COVID-19? Мне кажется, да. Очень много похожего в развитии эпидпроцесса. Впрочем, этот необычный новый коронавирус продолжает преподносить сюрпризы…
Все выводы — исключительно личное мнение автора
P.S. "В далеком прошлом от кори умирала почти половина детей, заболевших в раннем возрасте. Инфекционные больницы, куда они поступали, называли в России "клиниками ангелов"...только после появления сульфаниламидных препаратов, а позднее и антибиотиков появилась возможность бороться с тяжелыми бактериальными осложнениями, возникавшими из-за снижения местного и общего имммунитета". Ал.А. Смородинцева. Е.А. Смородинцева.
Дороговато обходилось "естетственное проэпидемичивание".
|
</> |