"Контрибуция"


Белой армии отчаянно нужны деньги, провиант, патроны, снаряды. Но еще больше нужен хоть какой-то порядок.
Порядком не пахнет. Категорически. Весь фильм практически все персонажи пытаются хоть как-то утвердиться, ну хоть на каких-то основаниях, найти базу, упереться рогами в дно.
И каждый раз - снизу стучат.
Пепеляев созвал местных буржуев - дайте денег. Фиг тебе - ответили те. Наша частная собственность, никому ничего не дадим.
Сцены вдавливания средств из буржуазии - ах, давно я такого не видел! За триста процентов прибыли идёт коллективное самоповешение...
/события 2014-20... - показывают, что часть бизнесменов охотно вписывается в структуры власти. Выгодное это дело, даже в самые горячие времена. Не показали этот момент. Хотя, с другой стороны, что за человек Пепеляев - с таким и денег можно не заработать, и в землю лечь/
Генерал - расстреливает каждую секунду, пытается давать примеры бескорыстия и точности. Но все - напрасно. Он будто лягушка в медленно нагреваемой кастрюле с кровью. Сколько не бейся, масла не собьешь, а все равно сваришься.
Подчиненные ограничены или запуганы. Солдаты воюют как оловянные фигурки со свинцовыми мозгами - стойко, но тупо. Хотя временами с тупостью солдат откровенно перебирают авторы. А всякая хитрая сволочь желает быстро сорвать банк и раствориться в ночи...
Хорошо видно, что молодой (тогда ему и тридцати лет не было) генерал оказывается злой пародией на Бонапарта: толковый военачальник, волевой человек, он просто бессилен в административных вопросах, и немедленно превращается в наивного обывателя, стоит только отойти от карты. Когда ему приносят расстрельные списки со словами "раз уже составили надо расстреливать, а кто там - дело десятое", он просто подмахивает, хотя и возражает поначалу. Управлять машиной террора он даже не пытается, нет административных возможностей.
Как никогда в этом фильме показано, что идея, время которой прошло - бессильна. Кадры решили всё - вешайтесь. И любая ярость не придаст мощи удару...
На секунду в действии мелькает брильянт - именно этим камнем можно заинтересовать местных состоятельных господ или даже иностранных. Камень крадут чуть не из генеральских рук.
Приходится срочно отводить от расстрельной стенки следователя - который с красными сотрудничал - потому как надежда только на него (и отчасти фантастикой выглядит экспресс-расследование).
В этом хороводе кривых зеркал - авторы не удержали уровень драмы, когда и людей можно показать во всех ракурсах, и сюжет раскрутить. Увы, люди большей частью представлены гротескными масками. К завиткам этих масок имеются претензии, хотя в основе своей идея очень сильная.
К сожалению, камерный формат иногда превращает монологи актеров из реального общения - в речи говорящих голов.
Но какое-то количество сцен под открытым небом - имеется (на 30-ти градусном морозе у актеров не идет пар изо рта - ага, ага, снег бутафорский...)
Итого: сериал создает впечатление "нашедшего равновесие маятника". В том смысле, что какое-то время после 1991-го на коне были фильмы с хрустом французской булки. Светлые образы агентов охранки против вахлацко-заговорщицкой массы немецких агентов. Сериал "Колчак" или вот недавний "Герой" - своего рода "божецаряхрани" в киношном исполнении.
И тут мы видим белый террор анфас. И в профиль. Показано - почему "Белое дело" проиграло.
Вещь не без проблем, но к просмотру - рекомендую.
|
</> |