Конструкции ума

Как-то раз один мой коллега отмечал на работе день рождения. Принес много-много разной еды: пицца, суши, шоколадные конфеты. А я ничего из этого не ем. Пиццу с мясом не ем, суши не ем, шоколадных конфет тоже не ем. И вот сижу я с кружкой чая, все кругом уплетают за обе щеки, а мне есть нечего и жутко обидно. Ну аж прям для слез. Ну, йоги - они такие люди, когда чувствуют, что обижаются, сразу начинают думать, почему. И вот я думаю: человек же не знал, что я вегетарианка-аллергик. Он очень старался, хотел всех накормить - принес то, что сам считает вкусным. И в общем-то не могу сказать, что я сидела голодная, - вполне себе сытая еще с обеда. С чего бы мне тогда обижаться? Когда йоги чувствуют, что умом решить проблему не получается, они медитируют. Поэтому дома вечером я села в медитацию и увидела чудную-пречудную картину.

Когда я села медитировать, то увидела, что между мной и офисом высится целая гигантская конструкция. Эдакая пирамида наоборот, Эйфелева башня вверх ногами. Буквально увидела. Кирпичик за кирпичиком, целая куча недопрожитых эмоций, за много лет моей работы в этой конторе. Очень-очень много застарелых мелких обид: где-то начальник не оценил по заслугам, не дал премии или повышения, где-то обида на коллег, к которым ты привык, а они взяли и внезапно уволились - вроде как тебя бросили, где-то не захотели поддержать мою идею, где-то руководство не выполнило своих обещаний. И весь этот эмоциональный груз висит у меня над душой.
А маленькая ситуация с днем рождения сработала как спусковой крючок. Груз обид исказил мое восприятие этой ситуации. То, что на самом деле было: "приходи, я принес вкусное угощение" превратилось в "приходи, я угощу тебя вкусным, ха-ха, я тебя обманул, у меня ничего вкусного для тебя нет!" Что самое интересное, человек, который устроил день рождения, тут вообще ни при чем. Он просто выступил в роли актера в учебном спектакле, который разыгрывает передо мной жизнь. На самом деле, я его даже не вижу по-настоящему, потому что нахожусь внутри своих конструкций.
***
UPD. Что интересно и показательно, спасибо

***
Вот эти внутренние сооружения или конструкции, отпечатки прошлого опыта, мы носим на себе десятками. Все они искажают наше восприятие действительности, мешают нам быть осознанными и счастливыми, заставляют нас вести себя определенным образом, в определенных рамках. Наше восприятие соткано из отпечатков прошлого. Поэтому так тяжело бывает нам иногда с близкими людьми - мы уже столько всего настроили, что даже не видим порой друг друга.
"Главная садхана или духовная практика заключается в том, чтобы закрепить свою осознанность в настоящем моменте. Это основная идея. Но если ты несешь боль в своей системе, то практиковать эту садхану нелегко, потому что боль означает, что ты привязан к своему прошлому".
(с) Шри Прем Баба
Знаете, что самое интересное? Эти внутренние конструкции сами по себе провоцируют возникновение ситуаций, в которых боль и обида повторяются. Мы как марионетки, которыми управляют наши собственные замороженные чувства. Если очень внимательно и отстраненно посмотреть на свою жизнь, то можно увидеть, как повторяются в разных внешних обертках схожие по своей внутренней сути ситуации, которые провоцируют одни и те же эмоции.
Застрявшая боль должна выйти из нашей системы, чтобы восприятие стало чистым.
Такие вещи называются "чисткой" и очень часто случаются во время семинаров, ретритов и просто в местах силы. Совершенно нормальное явление, когда человек посреди занятия вдруг начинает заливаться слезами. Когда человек достигает определенного уровня осознанности, он сам это понимает. Поэтому в нашей йожеской среде можно иногда услышать разговор вроде:
- Ты чего ревешь?
- А, не обращайте внимания, это у меня "чистка" пошла...
- Ну ладно, посиди тогда, поплачь.
Сидящая в голове конструкция провоцирует ситуацию, которая срабатывает спусковым крючком. В ашраме, например, такие процессы протекают часто и стремительно. Помню, одна девочка мне рассказывала, как она хотела что-то приготовить из творога на завтрак, а другие девочки взяли и положили туда сметаны. А она терпеть не может творог со сметаной! И вот она сидела и два часа ревела. Не из-за творога, конечно. А просто прорвало... как засорившуюся трубу.
Однажды к нам в ашрам приезжал один мастер, и меня попросили его пофотографировать во время занятия. В зале было темновато, поэтому я нацепила вспышку и старательно принялась снимать. И в какой-то момент он сделал знак рукой: мол, перестань, пожалуйста. И я так страшно обиделась - ужас просто. Организаторы же сами попросили меня снимать! Ушла на речку в гордом одиночестве и два часа там проплакала на берегу. Потом вернулась, мастер мне говорит:
- Ты, пожалуйста, фотографируй, сколько хочешь, только без вспышки. Понимаешь, когда я нахожусь в медитации, а тут вспышка, это мне очень мешает занятие проводить.
Т.е. понятно, что с логической точки зрения повод иногда выеденного яйца не стоит. Просто внутренняя конструкция заставляет тебя реагировать определенным образом. Где-то внутри тебя выстроено неправильное отношение к жизни, и жизнь пытается это исправить.
Когда ты занимаешься духовной практикой, то проходишь три стадии.
Сначала просто ревешь, но не понимаешь, почему, только хочешь, чтобы это поскорее закончилось.
Потом ревешь и осознаешь, что с тобой происходит. Понимаешь, что за конструкция или сценарий управляет тобой, откуда она взялась, в какой момент. Понимаешь, что тебе нужно изменить в себе самом. И сама трансформация происходит в момент понимания, озарения.
А потом ты испытываешь благодарность. Ты понимаешь, как сильно Бог тебя любит. Насколько вообще мягко он тебе дает понять, что именно ты делаешь не так. То, что это происходит именно таким образом - по пустяковому поводу - это, на самом деле, прекрасно. Потому что если ты игнорируешь спусковые крючки и продолжаешь держать в себе накопленные отрицательные эмоции, жизнь начинает тебе подсовывать гораздо более жесткие ситуации, нежели творог со сметаной. Ну, если ты по-хорошему не понимаешь... Жизнь - это великий учитель.
Но как же сделать, чтобы эти эмоциональные, ментальные конструкции вообще не возникали?
Во-первых, проживать все свои эмоции до конца.
Я не знаю, откуда, но в уме у меня прочно сидит установка: "Надо делать вид, как будто все хорошо". Плакать - это плохо. Быть не в настроении - это плохо. Принимать пустяки близко к сердцу - это плохо. Это на самом деле плохо, но еще хуже - внутри самого себя сделать вид, как будто ты не принимаешь близко к сердцу. Бороться с эмоциями - самая бессмысленная штука на свете. Им нужно давать выход. Злишься - выйди в лес, покричи. Обидно - посиди, поплачь или дай обидчику сдачи. Просто поделись с кем-то тем, что почувствуешь. Хотя бы с собственным дневником. Не пропускай свою обиду сквозь ночь, как говорит мой учитель.
Во-вторых, большинство отрицательных эмоций связаны с неоправданными ожиданиями. Они возникают, когда человек полагает, что события должны развиваться определенным образом, а люди должны к нему относиться определенным образом. Ну, например, мой коллега, конечно, должен был подумать о том, что некоторые люди бывают вегетарианцами, - это мое ожидание такое было. Это, между прочим, проявление гордыни. Никто никому ничего не должен. Если научиться не ожидать ничего, живя настоящим, уйдут отрицательные эмоции, а с ними - и конструкции. Любой блок, любая конструкция - это неприятие чего-либо, и с этим нужно работать.
В-третьих, нужно четко осознать две вещи. Первое: я - это не мои эмоции, я - это не мои внутренние конструкции. Я всего лишь наблюдатель, я - тот, кто смотрит всю эту мыльную оперу. И второе: в этой игре я - не жертва. Я тот, кто учится, кого учат, кого любят, о ком заботятся. Потому что идентификация себя с жертвой снимает с человека ответственность (а что с него взять, если он жертва?) и отрезает таким образом путь к дальнейшему развитию.
В воскресенье был индуистский праздник - день рождения Кришны. И мы слушали лекцию одного мастера про Кришну. Каждое божество в индуизме - это воплощение определенного качества. Так вот, основное качество Кришны - это его игривость. Он был большой хулиган и шалунишка. Он нарушал все правила, какие только можно. Как мы знаем из Бхагавад-Гиты, он заставил Арждуну пойти на войну и сражаться со своей семьей вопреки всем законам морали. В любой истории о божестве или святом человеке заключен определенный символизм. Иногда нам нужно нарушить все правила, чтобы узнать, кто мы есть на самом деле.
Как узнать, кто я? Нужно отбросить все, чем я не являюсь. Нужно разрушить все конструкции, выплакать все слезы, нужно позволить потоку жизни свободно течь сквозь тебя, нужно сделать свое восприятие чистым, нужно осознать, что все это - игра, а я - тот, кто в нее играет.
Да, а причем тут йога? Практика йоги позволяет очистить нашу энергетическую систему, увидеть, осознать и убрать все эти нагромождения и конструкции. Вернуть себе способность осознанно жить в настоящем моменте. Подробнее об этом я писала тут.
И что же происходит в экстремальной ситуации, такой, как баня-прорубь? Такие практики отключают ум вместе со всеми его сооружениями и позволяют человеку на некоторое время стать тем, кто он есть на самом деле. Дают почувствовать это состояние - ты не тело, ты не ум, ты - нечто безграничное и прекрасное. И оно проявляется настолько ярко, что можно его увидеть... а потом, когда человек возвращается в общество, снова скрывается под маской ума и выдуманными конструкциями.
Но у человека появляется ориентир, куда ему вообще двигаться.
И если однажды произойдет сдвиг внутренней точки опоры, и человек будет мыслить и совершать поступки, опираясь не на осознание себя как тела или личности, а на осознание себя как вечной и безграничной души, жизнь превратиться из борьбы в увлекательную игру. Потому что во что бы душа не играла, она всегда счастлива, она наслаждается - такова ее природа.
P.S. Можете считать, что это реклама романа, который я сейчас пишу. В продолжении "Маяка Чудес" речь пойдет о конструкциях, которые нами управляют, и о том, как от них избавиться. В книге они обретут реальную форму - чтобы проще было их понять.
P.P.S. Иллюстрация - картина любимого Магритта "Любовники".
|
</> |