«Конформист» (Il Conformista), 1970
beauty_spirit — 08.02.2021«Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих»
Услышала муз.тему из фильма «Конформист» (Il Conformista), решила пересмотреть. Крутой и вечно актуальный фильм о том, откуда берутся фашисты. С главным героем еще все интересней, чем бывает обычно, поскольку он вовсе не линейный злодей, а человек умный, образованный, тонкий и при деньгах, что мог бы устроится в жизни или уехать другую страну, не идя на сделку с дьяволом и компромиссы со своей совестью. Но стать конформистом для него и задушить нонконформистские импульсы — это как раз сложный экзистенциальный выбор, порождение внутреннего одиночества, когда человек незаурядный волевым решением подавляет в себе эту незаурядность, чтобы стать «большинством», «слиться с массой». То есть, дьявольских амбиций, как в «Гибели богов» у него нет, он напротив хочет «быть как все», «женится на примитивной мещанке», выстроить свой черно-белый мир у себя в голове, самому добиваться встреч с влиятельными людьми и предложить фашистам свои услуги относительно человека, который считал его своим другом. Эрих Фромм в «Бегстве от свободы» о чем-то подобном писал.
Зачем ему это было надо, мы узнаем ближе к концу, когда предав конкретных людей, Клеричи обнаруживает себя в одиночестве на заднем сидении машины. Он же заключая себя в рамки тоталитарной системы наоборот хотел уйти от выбора и ответственности, сделать так, чтобы все решали и делали другие, а от него фашики активных действий потребовали. То есть, он не только человеком оказался херовым, он даже фашистом оказался херовым (а это умудрится надо!). Поэтому и терзается. Не от мук совести, а от вечного гнетущего одиночества в серых пустых интерьерах и последствий эмоциональной встряски в лесу. Он же мирный и интеллигентный человек - послать людей на смерть по бумажке, написать тайный донос, одобрять репрессии для него нормально, а вот выполнять грязную работу с кровью и прочим трэшем - это нет, слишком, то пусть другие. Поэтому его судьба - отсиживаться вечным пассивным пассажиром заднего сидения и кидать зиги «по воле большинства» и «во благо большинства». Потом после войны такие и отнекивались, что они ничего не знали и ничего не делали.
И да, если отбросить обаяние актера Трентиньяна, то Клеричи, этакая бесхребетная серость, насколько помню, по роману Моравия кажется отвратительней всех откровенных фашистских мясников вместе взятых.
|
</> |