Конек-горбунок и Сивка-Бурка: про фольклорных коней

топ 100 блогов matveychev_oleg20.12.2023 Эти две сказки можно рассматривать вместе, потому что "Конёк-горбунок" - хоть и авторская история, но очень хорошо соединяет в себе черты настоящих народных сказок - и про Сивку-Бурку, и про Жар-Птицу, и многих других, - а сами волшебные кони в них работают примерно так же, как в других сказках такие волшебные помощники как щука или волк, то есть помогают главному герою добиться успеха. Но всё-таки это именно кони, то есть это определенный подвид волшебного помощника.

Конек-горбунок и Сивка-Бурка: про фольклорных коней

Давайте разбираться вот в чём: зачем это всё нужно коню

Конечно же, изучать это мы будем не с морализаторской точки зрения (в стиле младший сын был самый работящий\добрый\смелый\скромный нужное подчеркнуть, поэтому ему повезло), а с исторической, то есть откуда вообще появился конь и чем изначально была эта сказка - каким обрядом, каким мифом.

Набор у нас стандартный: смотрим на обряд инициации, и немножко на погребальный. Учитывая, что во время инициации юноши проходили через ритуальную смерть, эти мероприятия были в некотором роде схожи.


Если вы замечали, активная роль главного героя в сказках такого типа обычно завершается в самом начале, как раз на приобретении помощника. В случае с Горбунком и Сивкой, он в отличие от братьев оказывается в состоянии поймать волшебного коня, который вытаптывает посевы, за что получает безлимитную помощь в его лице. Есть вариант этого сюжета, где братья должны не ловить коня, а ночевать на могиле отца, и там точно так же удается справиться с задачей только младшему, после чего отец дарит ему того самого волшебного коня.

И всё, с этого момента герой практически ничего важного больше сам не делает. Он может придумать разве что какую-нибудь затею (например, когда царь объявляет, что царевна достанется тому, кто допрыгнет до её окна, он решает участвовать), но выполняет её только при помощи своего коня. Конь и красавцем его делает, и, если надо, везёт в тридевятое царство, и советы даёт. Казалось бы, если бы мы смотрели современный фильм с подобной канвой, то задались бы вопросом, а ты кто такой, что тебе так повезло?

Но в мире сказки противоречия нет. Потому что изначально волшебный помощник не был отдельным персонажем, он был воплощением способностей самого героя. Тех способностей, которые он приобретал в своей новой жизни, выполнив тяжёлые испытания обряда инициации.

На самом древнем этапе герой таких сказок не получал в помощь животное, он сам превращался в это животное - или, скорее, получал способность превращаться в него. Возможно, это животное было тотемом племени (тот же Серый Волк, например, или медведь в подобных сказках у американских индейцев).

Конек-горбунок и Сивка-Бурка: про фольклорных коней

Кстати, вторым названием славянского племени лютичей было вильцы (нем. Wilzen), то есть волки. Получается, люди считали себя потомками этого животного и самим этим животным в том числе. Поэтому логично, что после обряда инициации, когда юноша становился полноценным членом племени, он также становился и полноценным волком (ну или кем-то другим, в зависимости от тотема данного племени).

По мере того, как вера в превращение ослабевала, а тотемизм уходил в прошлое, животное отделялось от героя сказки и становилось самостоятельным персонажем, помогающим герою со стороны. Но остатки превращений всё же сохранялись ещё до XIX века в некоторых вариантах русских сказок, собранных Афанасьевым:

Только что Иван, купеческий сын, надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.

Сюда же можно отнести тот элемент, где герой пролезает в уши коня и превращается таким образом в красавца.

Однако мы знаем, что конь был одомашнен праиндоевропейцами, а сказки идут из времени более древнего, поэтому сюжеты не должны ограничиваться только индоевропейской общностью. Да и конь как тотем всё же маловероятен. Скорее всего, он уже позднее перенял на себя черты того животного, которое участвовало в сюжете до появления коня. Есть основания полагать, что "в оригинале" это всегда было какое-то дикое животное.

Вот, например, у якутов есть подобная сказка, и в ней:

Потом выкопал яму в семь печатных сажень; развел тут огонь, исщепав семь больших деревьев. Взлетел на верхнее место белым молодым ястребом.

Видим, что здесь персонификация способностей героя - это птица. И наличие в нашей европейской культуре пегасов наводит на мысль, что птица в таких сюжетах действительно могла со временем трансформироваться в коня.

А вот отрывок одного из похожих индейских мифов:

Медведь-хозяин начал рычать, и вдруг фыркнул и прыгнул на черного медведя. Он залез под него, подбросил его, и вместо медведя там стояла великолепная черная лошадь.

Известно, что лошадей в Америку завезли европейцы, то есть индейские сказки проходили этап перехода от дикого животного к коню практически уже на наших глазах. И тут важно, что у лошади из упомянутого мифа на шее вместо гривы медвежья шкура - то есть она, как и пегас в Европе, ещё сохраняет часть того животного, которое она заменила.

У нас, получается, конь заменил больше не волка всё же, а именно птицу, потому что он несёт в себе "птичьи" черты - летает (у Сивки крыльев нет, но ему это не мешает). Либо он заменил и тех, и других, но в культуре сохранил больше птичьего. И тогда следующий вопрос.

Что общего у птицы и коня по их функциям в фольклоре?

Основная функция птицы известна - перенести героя в другой мир. На тот свет, если хотите. Отображение этой истории сохранилось в сказке "Гуси-лебеди", где птицы переносят героев как раз туда.

И действительно, как и птица, уносящая на тот свет, конь поначалу был животным заупокойным: коней клали в могилу воинам, особенно ярко этот обряд прослеживается у индо-иранцев, например, у скифов. Это пересекается с тем, что в сказках часто коня дарит как раз умерший отец из могилы.

Кстати, эскимосы в той же логике клали в могилу собак, то есть тоже животное, которое может куда-то отвезти.

А также скифы клали в могилу изображения странных птиц. Которые, вероятно, тоже играли роль перевозчиков для души.

Чтобы ещё больше продемонстрировать связь птицы, коня и смерти, скажу, что индийский бог Агни (огонь) имеет эпитет "небесная птица, которая летает", и именно сожжение огнем является индийским способом проститься с умершим. Также Агни - посредник между мирами. И, наконец, в Ригведе можно найти сопоставления Агни с конём (например, "Агни - коня, быстробегущего, победителя, не знающего поражений").

Однако если конь должен был унести воина в иной мир, почему они все еще в могиле?

Возможно, это связано с разницей этих представлений у кочевых и оседлых народов. Кочевники (а все мы изначально кочевники) приписывали умершим дальний путь (что явно прослеживается у кочевников скифов), но с развитием земледелия мертвые стали мыслиться живущими в земле, уже в рамках культа предков. Лошадь всё равно осталась атрибутом, хотя и потеряла свой смысл как переносчик, но она осталась в культе как верный слуга.

Таким образом, что мы имеем в сухом остатке:

  • Был обряд инициации, в процессе которого герой получал способность превращаться в животное, вероятно, тотем, например, в волка. Постепенно превращение заменяется на появление этого животного в качестве помощника.

  • Был погребальный обряд, который включал в себя представление о том, что мертвеца на тот свет уносят птицы.

  • Где-то тут одомашнивают коня, и он становится невероятно важным животным для жизнедеятельности людей (до сих пор речь шла про какие-то невероятно древние времена, а здесь уже точно праиндоевропейцы).

  • Коня, как неотъемлемую часть жизни, начинают класть в могилу вместе с другими атрибутами павшего воина, и он заменяет птицу в заупокойном культе.

  • Параллельно конь, как главный помощник в жизни, становится помощником и в легендах.


Формируются сказки, где эти истории соединяются, и теперь где-то герою коня даёт умерший отец, где-то он сам приобретает его. Исторические элементы соединились как мозаика и до сих пор кусочки блестят немного по-разному, если их отчистить от пыли веков :)

Конек-горбунок и Сивка-Бурка: про фольклорных коней

Источники: конечно, Пропп, а ещё немножко Википедия и Ригведа ))

отсюда



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Советские школьники отмечают последний звонок. Москва. СССР. 1981 год. Фото: Иван Второв. Девочки-акселератки (есть и довольно симпатичные), мальчики - неформальные лидеры класса, ...
https://www.youtube.com/watch?v=192kPGdYmQ4 Мне уже заблокировали это видео с домашнего компьютера, хотя успел посмотреть. Шойгу принимает липовый завод БПЛА в Дубне, хотя, странная несостыковка, сперва говорили о заводе в Петербурге и клялись ввести с строй в марте. Но только на словах ...
Тут придется поездить какое-то время в утренний час пик в метро .. Всегда избегал этого ( а это основное правило комфортной жизни в Москве - избегай пробок и спопления людей). Заметил,что культура передвижения в метро сильно упала ; ,очевидно, много приезжих, которые просто не ...
Подскажите, что за приспособление такое? Как называется, для чего оно? Впервые вижу. ...
Научите меня, пожалуйста, делать ТМ. Ну, какие кнопочки нужно нажать, чтобы это ТМ было справа сверху маленькими буквами? UPD Вот значок копирайта меня делать научили © = alt+0169. Для ТМ должно быть что-то... Чтобы не потерялось - ™ = ...