Конец реактивной авиации

топ 100 блогов 18.04.2010 Оптимистический прогноз: половина лидеров не прилетят на похороны Качиньского. Пессимистический: никто никуда не летит



Вулкан с дивным исландским именем Эйяфьяллайокулль, который начал извергаться еще 21 марта, в последние сутки показал миру, насколько ничтожны наши планы и надежды. Вся Северная Европа от Британии до Прибалтики закрыта пеленой тончайшего вулканического пепла, невидимого глазу, но смертельно опасного для реактивной авиации. Вот так может остановиться, хотя бы на время, история одного из самых смелых достижений человечества.

Вулканический пепел, точнее, его самые тонкие фракции спокойно себе плывет на верхней границе тропосферы, там, где летают реактивные самолеты. Слой этого пепла может быть незаметен глазу наземного наблюдателя, мало того – о нем и думать странно во время обложных весенних дождей. Но вся «кухня погоды» – ниже слоя пепла.

Когда реактивный самолет попадает в такую тучу, мельчайшие частички вредят ему по-разному. Они, как гигантская струйка песка, делают стекло матовым, растачивают турбины и, сплавившись в стекловидную пленку, мешают их работе. Двигатели глохнут. Из-за трения корпуса самолета о частицы корпус электризуется, а это нарушает работу систем связи и навигации. В общем, летать в такой атмосфере реактивному самолету строго противопоказано.

И никто не знает, когда это все закончится. Если с утра пятницы, 16 апреля, финские метеорологи надеялись, что пелена рассосется к утру субботы, то теперь самый оптимистический прогноз – утро воскресенья, 18 апреля. Проблема в том, что воздушные потоки нестабильны, и «пыльные» зоны перемещаются над Северной Европой весьма причудливым образом. Например, над Москвой пыли нет – но есть над Хельсинки, Мурманском и Уралом.

Но главный вопрос – сколько продлится извержение? «Большой Э» – назовем так этот вулкан – находится на так называемом Срединно-Атлантическом хребте, который «раздвигает» Европу с Африкой и Америку. А значит, извергаться он может долго. 200 лет назад, когда этот вулкан проснулся в предыдущий раз, подземная машина работала несколько лет.

Вообще, катастрофические землетрясения случаются на нашей планете с завидной регулярностью, но до появления радио и телевидения люди зачастую не связывали многие явления природы с деятельностью подземных сил. В 1816 году в Европе было лето «без лета»: снег сошел в июне, а выпал в августе. Народ от голода забивал лошадей, тем более, что кормить их было нечем. И тогда барон Карл Дрез придумал свой двухколесный самокат, из которого и выросли современные велосипеды. А случилось такое по вине гигантского взрыва в Индонезии, когда в воздух взлетел вулкан Тамбора. Грохот был знатный: слышно было за 4000 км. А пыль тогда отражала солнечные лучи аж два года.

В 1883 году взорвался Кракатау. Опять же в Индонезии. И тогда тоже Европа мерзла летом. Мало того, есть мнение, что и знаменитое «медное солнце» в начале нашей эры было вызвано сильнейшим извержением именно в Исландии.

Для человека сама пыль не особенно опасна, тем более в низких концентрациях. Все же наши легкие – не турбины. А реактивные самолеты, с точки зрения вулканологии, появились совсем недавно. И если бы кто-нибудь испытывал реактивный лайнер в 1815 году, то пришел бы к выводу, что летать на большой высоте невозможно. История могла пойти по другой колее.

Но уже сейчас в Финляндии начали говорить о том, что стране нужно беречь свои железные дороги, и мало того – развивать железнодорожное сообщение. В Британии уже ни за какие деньги нельзя взять билет на поезд до материка. А президент Финляндии Тарья Халонен, бывшая с официальным визитом в Дании, вынуждена возвращаться в Хельсинки паромами и авто. Под большим вопросом и ее участие в воскресных похоронах президента Польши в Кракове. Кстати, не только у нее. Польские власти даже задумались о переносе похорон своего президента.

Но это еще мелочи. Представьте, что черная пасть Эйяфьяллайокулля будет и дальше выбрасывать пепел с прежней мощью. Исландские вулканы, переполненные магмой, могут давать выброс гораздо большего объема, чем их материковые конусовидные братья.

Пессимистический прогноз гласит: уже через неделю можно будет говорить о континентальном транспортном коллапсе, возможность которого обсуждается уже давно. Циклоны гнали и будут гнать воздушные массы с запада на восток, и при таком сценарии очередная волна пыли – лишь вопрос времени.

Впрочем, что ждать очередную волну, если и эта еще не закончилась? Паромщики и железнодорожники потирают руки, в отелях аншлаг, билеты на автобусы не достать. Авиация слишком зазналась, и природа ей об этом напомнила – и напомнила всем нам, что мы полностью в ее власти.

Где моя марлевая маска... надо бы сходить в магазин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- небольшая высокохудожественная подборка. Для начала, традиционно для этой недели, большая цитата из меня, нелюдимого. Но, ах-ах, как же хочется написать большой, свежий русалочный пост! Но нет, сегодня этому не бывать. Этому бывать завтра. А сегодня (для меня - это завтра , потому что ...
Сейчас не могу найти, но где-то мне попался комментарий некоего помощника ...
1 Пожалуй, говорить дежурные вещи на тему того, что ушедший год был непростым, не буду. Для таких высказываний у нас есть специально обученные люди. Тем более мы не знаем, каким будет наступивший год. Я лично не испытываю особого оптимизма, но с другой стороны зачем мне простому ...
Помните, кто из мудрых это изрёк? Ну так, чтобы без гугля яндекса? В то время его не было. Не бейте по клаве, паровоз ушёл. Так вот, когда я собирался вот сюда, вот на это мероприятие, мне было крайне интересно, придут ли сюда те, кто любит пообличать РЖД и Якунина в своих ую ...
Пусть не такая большая, как я хотелось бы, но всё же победа. Тем кто забыл, напомню, что уже несколько месяцев я сужусь с правительством Москвы за конские налоги, которые мне повесили за подвальное помещение. Вот часть его на фотографии. Я купил это помещение за 5 млн рублей + ...