Концепции совести

Во-первых, пару слов об отличии стыда и чувства вины. Стыд как чувство обращен к личности человека - "Ты плохой", чувство вины обращено к поступку, поведению человека - "Ты сделал плохо". Стыд переживается коротким и мучительным ощущением ужасного, неловкого или маленького, слабого себя, во время острого приступа стыда человек, как правило, теряется, останавливается, не способен отвечать и реагировать в обычном для себя режиме, хочется спрятаться или убежать. Вина может переживаться длительно, о том, что связано с виной, человек может думать долго, часами и днями, или коротко. Подробнее писала тут. Сейчас будет понятно, почему я повторила мысль о различии этих чувств. Совесть часто смешивают со стыдом или виной.
Совесть как стыд, первая концепция совести. Это когда родители говорят ребёнку, или взрослые в общении "У тебя есть совесть?", при более внимательном рассмотрении мы увидим в этом аналог фразы "Тебе не стыдно?". Такая "совесть" неотличима от стыжения, тут тоже говорящий обращается к личности человека и ставит под сомнение наличие в этой личности какого-то важного конструкта, то есть, совести. Есть ли у тебя это важное? Или ты бессовестный (плохой, не-соответствующий, недостаточно хороший)? Если есть - докажи (манипуляция). В общем, это управление через стыд в чистом виде.
Совесть как вина, вторая концепция. Чувство вины бывает деструктивным, если оно разрослось до небывалых размеров и касается того, что исправить человек уже не может. И вот человек переживает о совершенном им неблаговидном, например, поступке. И эти переживания называют совестью, мол, "голос совести не даёт покоя". Вина может "подсказать" человеку, что что-то не так, подать сигнал о том, что необходимо что-то попытаться исправить, или попросить прощения, или разобраться в том, почему ты поступил так или иначе, или что пришло время как-то принять свершившийся факт. Если вина по какому-то поводу длится долго - повод обратить на это внимание. Многое, конечно, зависит от самой ситуации, но какого-то особо целительного эффекта для человека в длительных муках совести = переживании вины, не существует.
Совесть как ответственность, третья концепция. На мой взгляд, наиболее адекватная и конструктивная по своей сути. Подразумевает, что человек обладает способностью оценивать последствия своих поступков, прогнозировать эти последствия, соизмерять размеры потенциального вреда - нарушит права или границы других людей его поступок или нет. И ясное представление человека о том, какую ответственность он может понести за какое-то своё поведение или поступок. Ответственность, кстати, может подразумевать не только уголовный кодекс, но и общественное порицание или осуждение, разрыв дружеских связей и так далее. Поэтому тут человек всегда осознанно выбирает - вместе с поступком, "по совести" он поступил или нет. Совесть выступает тут как осознанность того, что ты сейчас делаешь - как это сочетается с ответственностью, которую ты обдумал, осознал и готов нести, а также только с твоими личными представлениями о том, будет это "хорошо" или "плохо". Вот и всё.
И в подтверждение третьей концепции - собственно, происхождение самого слова "совесть". "В памятниках письменности отмечается с XI в. Ст.-сл. съвѢсть является калькой греч. syneidesis «совесть», собств. «сознание долга», соответствующего рус. «буду знать, узнаю», «осведомленность». Эти слова восходят к и.-е. yeid-/(w)id- «видеть», «ведать». В древнерусском слово съвѢсть значило «разумение, понимание» и «совесть». Ведать, знать - ну о чем это ещё, кроме как не об осознанности? А где осознанность - там и ответственность.
Обсудим?
|
</> |