"Кому сказать спасибо, что живой" или Силиконовый Высоцкий

топ 100 блогов andreizemskov02.12.2011 Итак, состоялась премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Первый игровой фильм о ВВ. Чувства от просмотра смешанные. Актёр в силиконовой маске, играющий ВВ, во многих ракурсах похож, но в то же время живого Высоцкого – нет. Есть неподвижная мёртвая маска. Но игра окружения – великолепна! Впрочем, по порядку.

"Кому сказать спасибо, что живой?" (с)

Для начала – хроника событий, по мотивам которых – сюжет фильма. Вот как было на самом деле.
19 июля 1979 года ВВ вылетает на гастроли в Узбекистан. С ним летят: Всеволод Абдулов (актёр и близкий друг), Валерий Янклович и Владимир Гольдман (администраторы) и Анатолий Федотов (врач). 20 июля – три (!!) концерта в Зарафшане. 21 июля – три (!!) концерта в Учкудуке. Далее – концерты в Навои, к которым из Москвы прилетает Оксана Афанасьева (любовница ВВ). Из Навои приезжают в Бухару. Утром 28 июля ВВ идёт на базар, возвращается – и в гостиничном номере теряет сознание. Федотов, Гольдман и Оксана делают искусственное дыхание, потом Федотов делает укол в сердечную мышцу – и ВВ оживает. Концерты в Бухаре и Самарканде отменяются, все возвращаются в Москву.

Так что же везла сюда Танюха?

В фильме меня больше всего оскорбила даже не суета вокруг наркотиков. Оскорбило то, как опустили в глазах кинозрителей Артиста Высоцкого. Человека, который впахивал, как никто. Который в азиатскую жару честно отпахал за три дня в трёх городах ДЕВЯТЬ концертов (а ночами были перегоны на машине). Повторяю – ЧЕСТНО отработал, отпел на пределе сил, как всегда делал, в любом состоянии. Вместо того, чтобы как раз и показать этот человеческий и актёрский подвиг, создатели фильма вывели образ ВВ на сцену в наркотической ломке и заставили его мямлить в микрофон, что я, дескать, вам не спою, потому что потерял голос и т.п. Это – чистой воды оскорбление Артиста! Ибо Высоцкий Владимир Семёнович ТАК себя никогда не вёл. Уже в 1980 году весной был концерт, когда он не мог петь, но весь концерт он общался с людьми, читал стихи, показывал отрывки из спектаклей, был внешне бодр – несмотря ни на что. И не мямлил никогда!

Образ ВВ – очень неоднозначный. Почти неподвижная силиконовая маска, заторможенные движения, - это не Высоцкий. Хотя загримированный актёр старался, и в определённых ракурсах очень похож. Кстати, в крупных планах и в улыбке нетрудно, имхо, узнать актёра, который исполняет эту роль. И это – не Безруков! Внимательно посмотрите фильм, а ещё лучше – сразу придите на него с фотографиями Алексея Кравченко. И сравните! Причём, поскольку фигура Кравченко всё-таки несколько кругловата, есть предположение, что он снимался крупными планами. А на общих планах - уже другой актёр, и даже вполне может быть Безруков.

Динамику фильму придаёт окружение ВВ. И тут актёры играют блестяще. Особенно Панин и Смоляков. Врач Толик – вообще лучшая роль Панина, имхо. Я терпеть не могу его вечно гундосящих под нос подловатых персонажей, но тут он раскрылся мощно. И Смоляков – красавчик. Режиссёр Астрахан отлично дебютировал как актёр в роли администратора Лёни, особенно великолепен в финале – когда кэгэбешник уже прижал Высоцкого, а Лёня врывается с горящей урной и спасает ВВ в итоге.

О присутствии вездесущего КГБ (честь которого уже просто хочется даже защищать от всевозможных писателей и кинематографистов). Можно подумать, под каждым кустом в СССР сидело это самое КГБ! Да никто о нём особо и не знал. СССР был великой, сильной державой, но её реально нужно было защищать. И КГБ в том числе защищал - от шпионажа, который реально был, от холодной войны, от всех этих "выбирателей западной свободы" типа Сахарова и Солженицына, принесших больше вреда своему народу, чем пользы, за что и были обласканы Америкой и её прислужником ельцыным. Но не бегали они толпами за Высоцким, не записывали его разговоры! Другие там были отношения. И он сам в КГБ с концертами выступал, и начальники их помогали ему, потому что песни любили.
И с какой это стати КГБ в фильме занимается экономическими преступлениями (левые концерты и билеты)? Этим тогда занималось ОБХСС. И вот его-то как раз очень многие и боялись (в пору повального дефицита). Райкина послушайте внимательно. «Через завсклад, через товаровед, через директор магазин я достал дюфссит!»
Но что такое ОБХСС – современному человеку непонятно, а КГБ – это да, знакомо, раскручено! Поэтому – всё валим на КГБ.

Непонятна вставная сцена с воспоминанием ВВ о застрявшем автомобиле. Лично Никита Высоцкий этой сцене придаёт какое-то своё значение, это его какие-то детские воспоминания. Но зрителю эта сцена ничего не даёт. Ну, вытащил мужик из грязи машину с женой и детьми. Это нормальный поступок. У нас вон две девчонки на машине застревали и по пояс в ледяной воде её вытаскивали, а мужики-водилы стояли вокруг и смотрели. И что этим хотел сказать Никита? Что его отец был способен на нормальные поступки? Мы об этом как-то и без него догадываемся! И возвращаясь к позорной сцене мямленья у микрофона – Никита не последователен. Вытащить машину в 1967 году его отец мог, а в 1979 году на пределе сил отработать концерт – уже нет, значит?.. Ну-ну.

В образе ВВ хороши мелочи: как он приходит домой и кладёт ключи на шкаф, как по-доброму говорит маме у лифта: «Может, такси вызвать?» Сцена с Татьяной, когда она просыпается. И эмоционально – когда он перечисляет по именам всех, кого любит и кто любит его, - как бы прощание. Это – живое. Остальное – увы, мёртвая маска…

Песни в фильме. "Где вы, волки" ВВ на концертах в СССР не пел. И тем более не мог начинать концерт с неё. Обычно начинал с "Братских могил" или с другой военной песни, шёл блок о войне, потом что-нибудь лёгкое, и т.д. Его друг-артист также вряд ли мог бы спеть "Ах, милый Ваня". Если артисты и исполняли песни ВВ - то из фильмов: "Песню о друге" чаще всего.
ВВ всегда был крайне осторожен с репертуаром публичных выступлений. Потому что понимал, что за него взяли ответственность другие люди, устроители, - и им отвечать, если он что-то не то скажет или споёт. ВВ думал о людях в первую очередь. Поэтому в зале, где сидело партийное руководство, он не мог сказать фразу "Мы же здесь не в Кремле", - упоминание Кремля в этом контексте автоматом означало антисоветчину (такие уж дурацкие были правила, да).

Появление родителей ВВ вместе вызывает недоумение. Ибо с начала 40-х годов (с ухода Семёна Владимировича на фронт) они не жили вместе и практически не общались. У Семёна Владимировича была жена Евгения Степановна, мачеха ВВ, он жил с ней. В квартире ВВ могла быть только мама, без отца. С такой тщательностью воссозданная квартира ВВ и его «Мерседес» мелькают в кадре так, что почти ничего не разглядишь. Для чего тогда было так тратиться? Если уж воссоздали квартиру – дали бы возможность зрителю как бы войти в неё, подробнее там побыть с героями. Интересно же.

Вот пока примерно так, по горячим следам.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Время от времени то один, то другой чиновник московского правительства озвучивает свое видение решения проблемы пробок в столице: надо, мол, гражданам оставить свои машины и пересесть на общественный транспорт, тогда заторы на дорогах ...
Иванка Трамп в понедельник на Генассамблее ООН в Нью-Йорке. ...
почитайте это: 5346 — 2010-12-17 11:00:02 Вышла за православного. Чтобы не обижать, крестилась и венчались. Первые два года все нормально, любовь, родили сына. Потом муж познакомился с новым батюшкой на приходе и начал «воцерковляться». Теперь в храм ...
Запад понемногу начинает сливать Владимира Зеленского. Местные СМИ, о чем раньше можно было только мечтать, все чаще стали публиковать негативные факты об украинском президенте. Так, в эфире телеканала Fox News американский журналист Тодд Вуд заявил, что глава Украины и его команда ...
Ультраконсервативный миллиардер Герман Стерлигов (это который «пи..расам вход запрещен»), продает сыр за 85 тыс руб и имеет логичное объяснение такой цены. Ранее Стерлигов отрекся ...