Кому достанутся «Оскары» 2012

Лучший фильм – «Артист»
Из девяти номинантов явно выделяются два лидера: «Артист» и «Хранитель времени». И дело не в том, что они выдвинуты в максимальном количестве категорий, а в сумме ключевых факторов: тема ленты, пронизывающая каждый кадр любовь к кинематографу и академическая скрупулезность, с которой фильмы сделаны. Ключевая разница лично для меня заключена в послании режиссеров. Скорсезе немножко менторски и с высоты прожитых лет дает с экрана назидание: «Ваше 3D и спецэффекты – всего лишь игрушки, любите настоящее кино», а Хазанавичус со всей широтой души вопит: «Я люблю кино!». И это небольшое отличие играет в пользу «Артиста».
Лучшая режиссура – Мишель Хазанавичус
Я писал на эту тему отдельный пост, суть которого в неумолимой статистике раскладов Гильдии режиссеров Америки и Академии: за последние двадцать лет победители не совпадали всего три раза. Но мне бы хотелось, чтобы «Оскар» получил Мартин Скорсезе.
Лучшая мужская роль – Жан Дюжарден
Четкой зависимости лауреата от раскладов «Золотого глобуса» и премии Гильдии киноактеров нет (у обеих наград погрешность, от которой не отмахнешься), а аналитики прочат победу Дюжардену. В качестве доказательной базы приводится его триумф на уже упомянутых церемониях, а также в Каннах и премия BAFTA. Лично я в этот раз держу кулаки за Брэда Пита, прекрасно выступившего сразу в двух картинах: номинированном «Человеке, который изменил все», и рассылавшемся для соискания «Древе жизни». И хотя у него за плечами уже есть номинация за «Загадочную историю Бенджамина Батона», та же статистика сухо напоминает, что studs never win.
Лучшая мужская роль второго плана – Кристофер Пламмер
В категории два мощных фаворита, абсолютно равных талантом и экранным выступлением: Макс фон Зюдов и Кристофер Пламмер. Но с точки зрения выигрышности характера (а голосование, я полагаю, идет не только по линии актерского мастерства, но и в контексте того, что представляет собой сыгранный персонаж), каминг-аут семидесятилетнего мужчины, прожившего в браке не один десяток лет – это куда более весомая заявка, чем немой незнакомец «с секретом».
Лучшая женская роль – Виола Дэвис
Самая глупая аргументация по поводу Дэвис, встречавшаяся мне – политкорректность. Расовая терпимость тут совсем не причем, хотя «Прислуга» посвящена именно ей. На деле это одно из самых сильных актерских выступлений года в итоговой пятерке, соперничает с которым только дежурная Мерил Стрип. Руни Мара дала довольно традиционного волчка; Мишель Уильямс талантливо изобразила растерянную дурочку, но Академики хорошо помнят настоящую Мэрилин, а лента Кертиса не содержит эмоционально надрывного материала; а Гленн Клоуз хоть и носит мешковатый мужской костюм, но удалась ей только ничтожность заглавного героя/героини. Виоле Дэвис досталась потрясающая сцена с чужим ребенком, оторванным от няни, и отлично сыгранный собирательный внутренний стержень черной расы. Сам болею за Стрип, которая в «Железной леди» превзошла саму себя – сравните ее возрастной перформанс с Лео ДиКаприо в «Гувере».
Лучшая женская роль второго плана – Октавия Спенсер
Кто-то из западных критиков метко пошутил в адрес Эммы Стоун. Мол, бедняжка Эмма, каково ей осознавать, что все ее партнерши по площадке заработали по номинации, а сама она осталась ни с чем. Справедливости ради, прокатили еще замечательную Брайс Даллас Ховард, и кроме артисток из «Прислуги» в этой категории нет никого по-настоящему выдающегося. Про Октавию Спенсер в фильме говорят scene-stealer, хотя персонально мне больше понравилась Джессика Честейн.
Лучший оригинальный сценарий – «Полночь в Париже»
Положа руку на сердце, я не могу понять, что среди номинантов делает Вуди Аллен. Отбрасывая в сторону традицию преклонения перед священными коровами, «Полночь в Париже» – это милый фанфик, не сильно глубже и элегантнее любого другого фильма о талантах и поклонниках. Тем не менее, именно ему достались премия Гильдии драматургов Америки и «Золотой глобус». Мои симпатии в данной категории на стороне «Развода Надера и Симин» – крепкой бытовой драмы, оказывающейся не о разводе, и в какой-то момент неожиданно превращающейся в процедурал.
Лучший адаптированный сценарий – «Потомки»
С адаптациями все немного сложнее, потому что помимо итогового результата необходимо знать и первоисточник, так что будем отталкиваться от уже полученных наград. И в этом случае в лидеры выбиваются «Потомки», написанные Александром Пэйном, деканом Пелтоном из сериала «Комьюнити» и Нэтом Фэксоном. У рукописи две ключевые победы – премия USC Scripter, присуждаемая Университетом Южной Калифорнии, и профсоюзная награда от WGA. Но имея в кинематографическом паттерне «Любовника» Тодоровского, рассказывающего о том же, только тоньше и ближе, героям картины Пэйна не сопереживалось. Я буду держать кулаки за «Человека, который изменил все»: Аарон Соркин второй год подряд из по всем параметрам скучного материала выдает лихой разговорный боевик.
Лучший мультфильм – «Ранго»
За последние шесть лет это первый случай, когда Pixar не сражается за анимационное золото. Но несмотря на отсутствие студии Джона Лассетера, интриги нет – Гор Вербински блестяще справился с жанром. У «Ранго» прекрасная пресса и несколько побед на «мультипликационном “Оскаре”» «Энни», включая «лучший мультфильм года». «Золотой глобус» и премию Гильдии продюсеров Америки «Ранго» не получил только потому, что против него были выдвинуты «Приключения Тинтина» (которые за «Оскар» не сражаются).
Лучший фильм на иностранном языке – «Развод Надера и Симин»
В этой категории я успел посмотреть только претендента от Ирана (победившего, кстати, в 2011-м году в Берлине), поэтому доверюсь аналитикам. А те единодушно предрекают «Оскар» Асгару Фархади. И есть, за что.
Лучший документальный фильм – «Утраченный рай 3»
Два равнозначно сильных документальных претендента на золото, это «Пина» Вима Вендерса (кстати, вошедшая в шорт-лист лучших фильмов на иностранном языке, но не попавшая в итоговую пятерку), и третья часть «Утраченного рая». «Пина» посвящена жизни и творчеству немецкой танцовщицы Пины Бауш, главная ставка картины сделана на снятую в 3D хореографию. Выглядит это изумительно, но достаточно ли визуального пиршества для победы в жанре, где всегда важна история? С этой позиции «Утраченный рай 3» о невинно осужденных за убийство трех мальчиков молодых людях имеет куда больше шансов. Трагедия произошла в 1993 году, но резонанс дела «Тройки из восточного Мэмфиса» имеет до сих пор: в прошлом году ни одно серьезное издание не осталось без материала о том, что Питер Джексон (тот самый, да) из собственного кармана профинансировал новое детективное расследование инцидента, чтобы помочь оказавшимся за решеткой ребятам.
Лучший грим – «Железная леди»
Лучшие визуальные эффекты – «Планета обезьян»
Лучшая работа художника-постановщика – «Хранитель времени»
|
</> |