Компот дня

Большинство толкователей истории с гадаринским бесноватым считали, что жители селения не пустили Христа к себе по причине опасений остаться без уцелевших свиней, если таковые имелись, а то и без еще чего-нибудь большего. Были и другие мнения, но, в целом, они, эти мнения, одинаково негативно относились к поступку поселенцев, лишь с некоторым различием толкуя сам поступок. Но есть и чрезвычайно интересное исключение, знанием о котором я хотел бы поделиться с вами.

Блаженный Иероним Стридонский, говорит следующее: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, − как полагают некоторые, − а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк.5:8)». Вот как! Похожий случай разногласий мы имели – если помните – с оценкой поведения богатого юноши, который искушал Христа и в итоге отказался от приглашения последовать за Ним.
Мы можем пересчитать ситуацию, предположив истинность мнения св. Иеронима. Даже в этом случае история не потеряет своей назидательности и только заиграет новыми красками.
Я не стану углубляться в назидательность предложенного здесь альтернативного толкования, а попытаюсь сварить свой «проповеднический компот» из одного лишь общего факта существования двух таких противоположных мнений по одному и тому же вопросу.
1. Иногда добро и зло, которые мы замечаем в других людях здесь и сейчас, будучи выхваченными нашим познанием лишь в одной какой-то своей видимой точке, могут обнаруживать себя совершенно одинаково – как в нашем случае: предполагаемые смирение или гордыня, являясь формальными и содержательными антагонистами, одинаково обнаруживают себя на событийном уровне в известном поведении горожан. Руководсвуясь разными "по сюжету", но одинаковыми по своему нравственному достоинству мотивами, жители гадаринского селения по свидетельству пастуха не впускают Иисуса, а самаритяне по свидетельству самарянки – впускают. Следовательно, не только добро может показаться нам злом (и наоборот), но и разное по своей духовной сути мы можем принять за одно, а единое – за разное.
2. Умение находить отличия в том, что можно принять за одинаковое, и замечать подобия во внешне непохожем - весьма полезное свойство не только для ума, но и сердца. Возможно, это и есть дар различения духов, упомянутый в 1Кор.12:10, и главное, чтоб он был «к назиданию церкви» (1Кор.14:12), а не следствием занудства или, опять же наоборот, безразличия.
3. Один думает так, а другой – иначе, аллилуйя! Даже если бы было еще и третье, и пятое и десятое мнение у Отцов по сабжу, то это не сделало бы наше знание меньше, а Традицию – беднее. Уверен, что даже напротив…
[Дальше продолжим с красной строки, но с маленькой буквы – чтоб это не выглядело как вывод, с одной стороны, и как совершенно новая мысль – с другой]
…проповедовать на тему одних и тех же евангельских воскресных сюжетов, повторяющихся на протяжении всей жизни священника ежегодно (иногда по два раза), было бы проще. А то иногда день сурка какой-то выходит: и так кажется, что надоел, а когда вдруг почувствуешь, что повторяешься, то… это начинает казаться еще больше. С одной стороны, повторение – мать учения, и ни о каком Евангельском отрывке нельзя сказать что-то конечно достаточное раз и навсегда, а с другой… короче, молитесь за тех, кто проповедует – чтоб и им самим полезно было, и чтобы вам просто так не стоять и не слушать абы што напрасно, а то и себе во вред.
|
</> |