Компания-Бахадур - 24
qebedo — 26.10.2019 Пришествие ЛевиафанаВ 1769-1770 году в Бенгалии случился "великий голодомор" - погибло по самым "оптимистическим" подсчетам "антиколониалиЗДов" от 7 до 10 млн человек. "Патриоты России", "прогрессивные индийские исторЕГи" и "современные марксистские исследователи" дружно клеймять "британскую колониализму", используя широкий спектр "заездов": от "вот вам, хохлы, ваши эуропейци!" до "расизма сознательно истребляла
Калькуттский базар в конце XVIII века
Во-вторых, таки голод был вызван неординарной засухой - а сильные засухи даже в "просвещенных Эуропах" вызывали в XVIII веке голод, например, в гига-антианглийской и насмерть развитой Франции. В-третьих, Компания, когда стали ясны масштабы бедствия и число жертв, "предпринимала усилия" - создавались трудовые лагеря, обитатели которых получали еду, а в Китае срочно закупили рис, доставка которого, собственно, вкупе с хорошим урожаем 1770 года на севере провинции, и сбила "высокую волну голодомора". В-третьих, основная часть "ужасных рассказок" о "равнодушных торговцах", "убивающих детей заради выгоды" исходила от политических противников "набобов" и их союзников вигов в парламенте - черный пиар, дорогие мои, не вчера родился.
Ибо ОИК пришлось сделать то, чего она очень не хотела - обратиться в правительство с просьбой предоставить заем на преодоление последствий голода в Бенгалии (эти события вызвали обрушение курса акций, что поставило кампанию на грань банкротства). Более того, финансовые потери привели к тому, что в 1773 году "купцы" попросили и второй заем - акции упали уже в связи с мировым кредитным кризисом, поразившим биржи Лондона, Амстердама и Парижа. Что стало прекрасным поводом для власти развернуть наступление на "частную лавочку" - то есть, вы не только доходов не приносите, но исчо в госкарман лезете? Воруете, небось? (Естественно, воровали - ОИК никогда и ничем не была честнее "Газпрома" или "Роскосмоса".) И начались "проверки хищений", заранее обреченные на "вскрытие огромных злоупотреблений", за которыми воспоследовали "меры государственного реагирования в рамках борьбы с коррупцией".
Фредерик Норт (кликабельно)
Впрочем, на то Англия и не была "суверенной демократией", что в ней нельзя было "всё взять и поделить". Свою реформу ОИК премьер-министр Фредерик Норт, 2-й граф Гилфорд, облек в форму билля, который назвал "Акт о регулировании" и представил на рассмотрение Палаты общин, и в котором предусматривались "точечные меры нерадикального воздействия" (внешне выглядящие таковыми). Как управлять частной компанией? Давя на ее руководство. Что надо, чтобы руководство было управляемее? Тупо его сократить - на нескольких человек гос-во всегда наедет эффективнее, чем на толпу акционеров и на выбираемых ими пешек, боящихся через год не переизбраться. Директоров предлагалось выбирать теперь не на год, а на четыре года, и только шестерых из них можно было переизбирать через год. Во-вторых, повышался имущественный ценз - право голоса на собрании имели лишь акционеры с долей капитала не менее 1000 фунтов. Фактически это означало переход власти в ОИК в руки узкого круга лиц - олигархии, на которую давить из правительства стало бы намного легче.
Во-вторых, предлагалась и реформа структуры компании в Индии. В Бенгалию назначался генерал-губернатор, которому теперь подчинялись и Мадрасское с Бомбейским президентства. И на первые пять лет его и участников его совета фактически назначало правительство, ибо они были поименно перечислены в билле - и ежели назначенный в 1772 году компанией Уоррен Хейстингс сохранял руководящий пост, то тремя из четырех его советников стали офицеры короны: генерал-лейтенант Джон Клейвринг, подполковник Джордж Монсон и чиновник военного ведомства Филип Фрэнсис. Правда, по истечении этих пяти лет право назначать чиновников снова "как бы" переходило к ОИК (впрочем, за эти пять лет много чего случилось...). Ну и в качестве "вишни на торте" Компания обязывалась регулярно отчитываться перед министерством финансов о сборе налогов на подвластных ей территориях, а перед МИДом - "о состоянии военных и гражданских дел" там же. Ибо, как гласила принятая ранее резолюция Палаты общин, "все приобретения, сделанные с применением военной силы или путём договоров с иностранными князьями, по праву принадлежат государству". Ну а "чтобы не выйопывались", в Калькутте вместо муниципального суда учреждался королевский.
Первый генерал-губернатор Уоррен Хейстингс
Простые акционеры ОИК, виги и "лорд-мэр, олдермены и общины Лондона" встали в жесткую оппозицию биллю Норта и устроили "суровую обструкцию", бичуя премьера газетами, памфлетами и речами Эдмунда Бёрка. Однако тщетно - в Палате общин билль набрал 121 голос против 31, а в Палате лордов 74 против 17, и "Акт о регулировании" стал законом. Левиафан заборол "монстра частного предпринимательства" и снова доказал, что государственный капитализм - самый капитальный капитализм изо всех капитализмов...
|
</> |