Комната художника в экспозиции "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в
sinekvan — 18.02.2022 Комната художника в экспозиции "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в особняке Румянцева.В экспозиции, на выставке "Коммунальный рай, или Близкие поневоле", в особняке Румянцева, можно увидеть комнату независимого художника, представителя ленинградского андеграунда 1970-1980 годов.
Характерной чертой жизни советского общества второй половины ХХ века было неофициальное художественное искусство. Это искусство не признавалось властью страны и ее идеологами. Однако наряду с признанными формами творчества, такое искусство стало неотъемлемой частью наследия отечественной художественной культуры.
Большинство представителей "ленинградского андеграунда" творили не для общественности, а фактически для себя. В 70-е годы они были постоянно заняты поисками работы «сутки – трое», дающей время для творчества. Чтобы иметь хоть какие-то деньги, работали совершенно в разных областях, начиная от грузчиков и заканчивая дворниками, "поколение дворников и сторожей".
Художники андеграунда были вынуждены работать в «стол». Их пейзажи, натюрморты, портреты предназначались для узкого круга зрителей. Для самого мастера его творчество было некой формой самозащиты и сопротивления. Оно позволяло художнику сохранить свою личность и душу.
Они оказались не признаваемыми официально как художники, потому что не приняли государственной идеологии в искусстве, и за это были лишены возможности вести нормальную жизнь профессиональных художников. Их не принимали в Союз художников, у них не было прав иметь мастерские, показывать публично свои картины и жить за счет своего профессионального труда. Имена их были занесены в «черные» списки, которые были переданы в ведение отдела КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями.
Типичная для того периода советская мебель, мольберт, краски, кисти, эскизы, готовые живописные работы и семиструнная гитара на кресле.
На круглом столике среди прочих емкостей — бутылка портвейна, любимого напитка советских трудящихся.
Нора, пещера, дом, квартира – жилище человека, которое он сам создавал и владел им безраздельно. Соответственно, и жил в нем, как хотел, и делал, что хотел, скрытый от глаз недоброжелателей. Жилище должно быть частной собственностью, и право на него и свобода его использования должны быть святы.
В его квартире проходили поэтические чтения, дискуссии об искусстве. Нередко такие художники устраивали квартирные выставки — и тематические, и персональные. Даже несмотря на то, что выставка у себя дома была приравнена к диверсии, а неофициальный художник, которого таковым сделали власти, – к подрывным элементам общества.
Вплоть до 80-х годов «другое творчество» вызревало и существовало в условиях невозможности свободной публичной демонстрации. Оно было «заперто» в четырех стенах мастерской художника. В качестве мастерской, как правило, выступала скромная комната в одной из многочисленных ленинградских коммуналок.
Похожие экспозиции:
- Музей Политической истории России. Реконструкция кухни коммунальной квартиры в СССР
- Музей Политической истории России. Реконструкция места обитания типичного советского диссидента
- Музей Политической истории России. Реконструкция рабочего барака в СССР
- Комната неформала в экспозиции "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в особняке Румянцева
|
</> |