Коммунистическое государство братьев Стругацких

топ 100 блогов a_eliseev16.12.2023 «Вы были когда-нибудь в коммунистических государствах, Сэм?» (А и Б. Стругацкие. «Стажёры», 1962 год)
«Союз Советских Коммунистических Республик (СССР)» – просто замечательно. «Коммунистическая республика», с точки зрения «ортодоксии» – абсурд. Кстати, любопытно, что «Хиус» стартовал на Венеру 18 августа 1991 года – такое вот, весьма символическое, совпадение. («Страна багровых туч», 1959 год). То есть, в самом тексте указано 18 августа 19..., но путём нехитрых реконструкций с учётом данных «Стажёров» и «Пути на Амальтею» (1960 год), как раз и получили именно 1991 год.
Это, безусловно, круто. «Коммунистическое государство». Тут Стругацкие даже обогнали Иосифа Виссарионовича Сталина, всячески пытавшегося примирить коммунистическую перспективу с перспективой существования и даже укрепления государства. В 1939 году на XVIII съезде ВКП(б) сказал: «Мы идём дальше, вперёд, к коммунизму. Сохранится ли у нас государство также и в период коммунизма? Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военного нападения извне, причём понятно, что формы нашего государства вновь будут изменены сообразно с изменением внутренней и внешней обстановки».
Понятно, что сталинская оговорка про «враждебное капиталистическое окружение» была этакой «данью» марксистской ортодоксии, требовавшей отмирания государства.
«Цветущая сложность» сталинизма» - https://zavtra.ru/blogs/voprosi_stalinizma_eliseev
Ну, а у Стругацких (в «Стажёрах») нет и намёка на какое-то «враждебное капиталистическое окружение». Капитализм практически повержен, западные корпорации канули в Лету, остались совсем уже экзотические компании тира «Спэйс Пёрл». В Белом же доме аж второй срок сидит президент-коммунист. Тем не менее, государственная организация сохраняется. Собственно, Стругацкие смотрели на коммунизм как и все (за небольшим исключением «продвинутых»), считая его некоей мощной государственной системой, которая обеспечивает мощнейший прорыв в области научно-технического прогресса и достигает изобилия.
Есть, впрочем, в «Стажёрах» некая тревожность, Иван Жилин считает главным не Космос, а некие земные вопросы. И в «Хищных вещах века» (1965 год) он становится агентом международной спецслужбы – Совет безопасности ООН. И тут уже нет никакого намёка на коммунизм. Зато есть почти прямое указание на наличие некоей наднациональной квазигосдарственной структуры в лице ООН: «А вот характерный отрывок из газетных новостей: «Генеральный секретарь ООН направил генералиссимусу Орельяносу официальное послание, в котором предупредил, что в случае повторного применения экстремистами атомных гранат в Эльдорадо будут введены полицейские силы ООН». То есть генсек выступает явно как мировой премьер (или президент). Деление на государства ещё сохраняется, но вот интересное: «Глава английской делегации в ООН от имени великих держав выступил с проектом полной демилитаризации, хотя бы и насильственным путём, ещё милитаризованных районов земного шара»». (Ст. «Глубинные смыслы советской космической фантастики» - https://zavtra.ru/blogs/glubinnie_smisli_sovetskoj_kosmicheskoj_fantastiki. Глава «Преданное звездоплавание». Там, а также в главе «Дегероизация» – подробнее об антикосмизме Стругацких.)
В указанной выше статье, я запамятовал вот про этот отрывок из «Обитаемого острова» (1971 год), который, между тем, весьма показателен: «Взрослые, солидные люди в Группу Свободного Поиска не идут. У них свои, взрослые, солидные дела, и они знают, что все эти чужие планеты в сущности своей достаточно однообразны и утомительны. Однообразно-утомительны. Утомительно-однообразны... Конечно, если тебе двадцать лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что тебе хотелось бы уметь, если ты не научился еще ценить свое главное достояние - время, если у тебя нет и не предвидится каких-либо особенных талантов, если доминантой твоего существа в двадцать лет, как и десять лет назад, остается не голова, а руки и ноги, если ты настолько примитивен, что воображаешь, будто на неизвестных планетах можно отыскать некую драгоценность, невозможную на Земле, если, если, если... то тогда... конечно. Тогда бери каталог, раскрывай его на любой странице, ткни пальцем в любую строчку и лети себе. Открывай планету, называй ее собственным именем, определяй физические характеристики, сражайся с чудовищами, буде таковые найдутся, вступай в контакты, буде найдется с кем, робинзонь помаленьку, буде никого не обнаружишь... И не то чтобы все это напрасно. Тебя поблагодарят, тебе скажут, что ты внес посильный вклад, тебя вызовет для подробного разговора какой-нибудь видный специалист... Школьники, особенно отстающие и непременно младших классов, будут взирать на тебя с почтительностью, но учитель при встрече спросит только: «Ты все еще в ГСП?» - и переведет разговор на другую тему, и лицо у него будет виноватым и печальным, потому что ответственность за то, что ты все еще в ГСП, он берет на себя. А отец скажет: «Гм...» - и неуверенно предложит тебе место лаборанта; а мама скажет: «Максик, но ведь ты неплохо рисовал в детстве...»; а Петер скажет: «Сколько можно? Хватит срамиться...»; а Дженни скажет: «Познакомься, это мой муж». И все будут правы, все, кроме тебя. И ты вернешься в Управление ГСП и, стараясь не глядеть на двух таких же остолопов, роющихся в каталогах у соседнего стеллажа, возьмешь очередной том, откроешь наугад страницу и ткнешь пальцем...».
Могут сказать, что Стругацкие здесь указывают на вред «дилетантизма». Но всё великолепно объясняет вот это: «... Все эти чужие планеты в сущности своей достаточно однообразны и утомительны. Однообразно-утомительны. Утомительно-однообразны...».
Перекликается с мыслями Ивана Жилина («Стажёры»): «Значит, теперь Трансплутон, он же Цербер. Далёкий-далёкий. От всего далёкий. От Земли далёкий, от людей далёкий, от главного далёкий. Снова стальная коробка, снова чужие, обледеневшие, такие неглавные скалы».
У Стругацких (за исключением «Страны багровых туч», «Пути на Амальтею» и «Возвращения»), несмотря на красочнее описание разных инопланетных «ситуаций», проводится мысль о ненужности Космоса. И человек космический у них, в целом, проигрывает. Вот и здесь, Максим Каммерер, после серии неудач, всё-таки осуществляет удачную революцию, которая оборачивается страшной катастрофой и, по сути, разрушением социума («лучевое голодание» и пр.). Но, что интересно, проигрывает и многоопытный Рудольф Сикорски, который так и не смог вовремя (до катастрофы) найти Максима – несмотря на все свои огромные возможности.
А Группа свободного поиска (ГСП) – это как раз образ космического человечества. Само освоения Космоса теперь может стать делом каждого, а не только профессионалов. Вот против человека космического и выступают Стругацкие.
К слову, любопытно сопоставить всё это с повестью польского фантаста Станислава Лема «Возвращение со звёзд». Здесь главный герой Эл Брегг возвращается из межзвёздного путешествия спустя долгое-долгое время с момента старта (релятивистский эффект). В мире будущего все «агрессивные» импульсы подавляются искусственным путём, а путешествия в Космос считаются нежелательными. Эл желает (вместе с другими бывшими астронавтами) вернуться в Космос. Но, встретив свою будущую жену, он отказывается от этого. Налицо самая настоящая капитуляция.
Вернёмся, однако, к образу коммунистического будущего, который ярче всего выражен в повести «Полдень. XXII век. (Возвращение)» (1967 год, первый вариант – 1961 год). Там показано весьма иерархическое общество, которое, как ни покажется странным, очень похоже на Средневековье (и, вообще Мир Традиции). Есть две ведущие и привилегированные группы, которые и осуществляют руководство земным социумом. Это Учителя и Врачи. Именно они составляют 60 % Мирового Совета – верховного управительного органа Земли. Учителя – явный аналог священников - «брахманов», которые в Средневековье имели статус неоспоримых духовных руководителей социума. В Мире Полдня данное руководство осуществляется в важнейшей стадии формирования человека. И само сословие (а как ещё сказать?) Учителей весьма многочисленно – один Учитель на четыре человека. Причём, связь с Учителем поддерживается и после того, как ученик перестаёт ему подчиняться.
Далее идут Врачи, которые есть аналог воинов-кшатриев. Они сражаются за Здоровье человека, которое, как очевидно, является в мире Полдня главной ценностью. Шире – главной ценностью является Жизнь, в биологическом аспекте.
А вот общность Космодесантников – вытеснена на некую периферию кшатризма – несмотря на всю свою героику. Точнее сказать, именно благодаря этой самой героике, которая считается излишней. Сами же Десантники всячески отрицают «удальство», которое ставит Героя на грань Жизни и Смерти. «Струсил Десантник, тебе говорят, Но если бы ты не вернулся назад, Кто бы пошёл вперёд?»
«Сидорову казалось, что он никогда не поймет этих странных людей, именуемых Десантниками. Во всем огромном мире знали Десантников и гордились ими. Быть личным другом Десантника считалось честью. Но тут оказывалось, что никто не знал толком, что такое Десантник. С одной стороны, это что-то неимоверно смелое. С другой – что-то позорно осторожное: они возвращались. Они всегда умирали естественной смертью. Они говорили: «Десантник – это тот, кто точно рассчитает момент, когда можно быть нерасчетливым».
Пожалуй, главным проводником этой сверх-осторожности является Горбовский. Он – из Десанта, но, конечно, возвышается над Десантом, как и над другими общностями. Можно предположить, что он является неформальным главой Земли. Его власть основана на авторитете, и это, в высшей степени, действенный авторитет: «Горбовский всех подавил своим авторитетом».
Как очевидно, строй Мира Полдня, ни в коем случае, не представительный (в общедемократическом плане). Никакой демократии там нет, а есть сословная иерархия. Конечно, это искажённый образ Мира Традиции, но это никак не Модерн или там Сверх-Модерн.
Мир Полдня очень скоро приобретает свою секретную спецслужбу – Комкон-2 (Комиссия по контактам). Она, как можно заметить, ставит своей целью, прежде всего, сдерживать разного рода рискованные эксперименты части земных учёных. А внешняя угроза – это «постольку-поскольку». Глава Комкона-2 Рудольф Сикорски сконцентрирован на внеземной угрозе (точнее, на сверхцивилизации Странников). Но его, скорее терпят, а заканчивается всё срывом и убийством Льва Абалкина. («Жук в муравейнике, 1979 год) А в последующей повести «Волны гасят ветер» (1985 год) тема угрозы Странников окончательно уходит на нет. И здесь показателен диалог между бывшим прогрессором и «нынешним» комконовцем (будущим люденом) Тойво Глумовым и его коллегой Гришей Серосовиным.
«Хотя, с другой стороны, — продолжал Гриша, — все это уже бывало, бывало и бывало. Теряемся в догадках, грешим на Странников, мозги себе вывихиваем, а потом глянем — ба! а кто это там такой знакомый маячит на горизонте событий? Кто это там такой изящный, с горделивой улыбкой господа бога вечером шестого дня творения? Чья это там такая знакомая белоснежная эспаньолка? Мистер Флеминг, сэр! Откуда вы здесь взялись, сэр? А не соизволите ли проследовать на ковер, сэр? Во Всемирный совет, в Чрезвычайный трибунал!
— Согласись, это был бы далеко не самый скверный вариант, — заметил Тойво.
— Еще бы! Хотя иногда мне кажется, что я предпочел бы иметь дело с десятком Странников, нежели с одним Флемингом. Впрочем, это, наверное, потому, что Странники — существа почти гипотетические, а Флеминг со своей эспаньолкой — бестия вполне реальная. Удручающе реальная со своей белоснежной эспаньолкой, со своей Нижней Пешей, со своими научными бандитами, со своей распроклятой мировой славой!..»
Кстати, о людях типа Глумова и Сикорски (а также Каммерера). Они представляют собой внушительную (возможно, даже и многочисленную) общность «космических боевиков», которые активно действовали среди иных цивилизаций, часто пренебрегая – частично или даже полностью – нормами морали Мира Полдня. (Пресловутые прогрессы составили даже отдельный социальный институт). Безусловно, они накладывали мощный отпечаток на всю земную цивилизацию.
Ещё один весьма характерный момент. Вроде бы Мир Полдня есть мир Изобилия, однако оно весьма относительно. В «Далёкой Радуге» (1964 год) читаем сетования одного из героев повести: «Какой-то страшный срыв. Кто когда-либо слыхал об очередях за оборудованием? Или за энергией? Ты давал заявку, и тебя обеспечивали... Тебя никогда даже не интересовало, откуда это берется. То есть интуитивно было ясно, что существует масса людей, с удовольствием работающих в сфере материального обеспечения науки. Между прочим, это действительно очень интересная работа. Помню, я сам после школы с большим увлечением занимался рационализацией сборки нейтринных схем. Сейчас о них же не помнят, но когда-то это был очень популярный метод - нейтринный анализ... Хорошо известно, что относительная численность потребителей оборудования и производителей оборудования с тех пор существенно не изменилась. Но, видимо, произошел какой-то чудовищный скачок в потребностях. Судя по всему - я просто смотрю вокруг, - среднему исследователю требуется сейчас раз в двадцать больше энергии и оборудования, чем в мое время».
Прогрессисты Стругацкие явно не любили созданное ими же самими неосредневековое «коммунистическое государство». (Хотя, повторюсь, оно было искажением Мира Традиции.) И они вынесли ему несколько смертных приговоров.
Первый приговор был вынесен идее развития нуль-транспортировки, которая была коммуникативной вершиной Мира Полдня. В «Далёкой Радуге» нуль-эксперимент показан как губительный, который уничтожает и целую внеземную колонию, и «лично товарища Горбовского» – неформального лидера земной цивилизации. Горбовского потом, правда, «оживили» – он своё ещё не «отработал». И нуль-транспортировку оставили – но, как говорится, «осадок остался».
(Игра ума: «Далёкая Радуга»: госпереворот?» – https://a-eliseev.livejournal.com/2078731.html)
Второй приговор – социальному проектированию как таковому. («Обитаемый остров») Революция на Саракше явно ведёт к общепланетарной катастрофе («лучевое голодание» и т. д.) Терпит полное поражение и земная прогрессорская миссия на Румате. («Трудно быть богом», 1964 год)
Третий приговор – земной спасительной и планетарно-преобразовательной миссии. Он вынесен в «Малыше» (1971 год), где земляне вынуждены уйти с Ковчега, куда планировали переселить протоцивилизацию пандиан.
Четвёртый приговор – окончательный. В повести «Волны гасят ветер» братья похоронили уже само человечество, создав сверхчеловеческую расу люденов, возникшую на основе некоего очень узкого меньшинства детей.
На космическую тему.
«Ковчег Русского Космоса» – https://zavtra.ru/blogs/kovcheg_russkogo_kosmosa
«Воля к Небу и горизонтальное торможение» – https://a-eliseev.livejournal.com/2077965.html
«Лунный символизм Орбиты и солнечный Космос» – https://a-eliseev.livejournal.com/2061351.html
«Космическая троица: Звезда, Земля и Море» - https://a-eliseev.livejournal.com/1955193.html
«Петля Ориона»: позднесоветские ожидания» - https://a-eliseev.livejournal.com/2150478.html
«Коммунистическое постгосударство» - https://a-eliseev.livejournal.com/1900043.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ещё будучи студентом, восхищался профессорами — не всеми подряд, а теми, кто способен донести груз своих знаний до аудитории простым доступным языком, не перегружая свою речь ...
Полноразмерный макет танка Лебеденко из музея Т-34, теперь уже без снега и в финальном исполнении. Конечно, для полного счастья не хватает заклепок, но в целом - ВЕЩЬ. ...
Народные приметы, при всей своей затейливости — удивительно нестабильное дело. Вы можете слопать хоть таз салата из клевера четырехлистника, но это вряд ли добавит вам ...
Только я никого не могу узнать. ...
Больше всего удивляет весна за окном. Большинство знакомых  и друзей говорят о том, что переживают безумное несоответствие того, что видит в природе тому, что происходит в душе. Зеленая трава и распускающиеся цветы выглядят нереальными и игрушечными, ведь в душе нескончаемый февраль. ...