­
­

Коммунисты

топ 100 блогов vykhochetepesen26.12.2023

Ленинград, 1970-е гг.

Коммунисты

Симпатичный артефакт таился в ворохе любовных писем ленинградской девушки. Это микрошпаргалка по литературе, сделанная фотоспособом.

Две маленьких карточки-странички с текстом правильного ответа на экзаменационный билет о «Поднятой целине» Шолохова. А может, конспект сочинения.  

Коммунисты https://humus.livejournal.com/3546236.html
https://humus.livejournal.com/3546236.html

Перевернув листочки, мы узнаем тему билета (или экзаменационного сочинения): «Коммунисты Г »Мать« Ш »Поднятая целина«. То есть требуется рассказать об образах коммунистов в считавшихся эталонными романах Горького или Шолохова.

Коммунисты

Каждому, кто учился в советской школе в это время, приходилось сталкиваться с этим странным ритуалом — переписывать толкования объявленных сакральными текстов, оригинальные смыслы которых оставались тёмными или трудноуловимыми для подростков.

Ну в самом деле, возьмём вышеупомянутый роман »Мать« Максима Горького, созданный в период увлечения писателя »богостроительством«.

Остроконъюнктурный роман,  написанный в Америке в разгар первой русской революции 1905-1907 годов, призван был явиться новым Евангелием для пролетариев, обращающихся в новое христианство — социализм. Главный герой, рабочий Павел Власов, ставший революционером, — новый апостол, мать его Ниловна — новая богородица. Листовки, которые оба распространяют — суть новозаветные »Послания к...« (коринфянам, галатам, евреям и т.д.)

Однако, вместо анализа страстей яркой религиозной притчи школьный канон повелевает ретроспективно трактовать »Мать« как »первый образец метода соцреализма в литературе« и воспринимать роман как иллюстрацию к учебнику истории (стачки, маёвки, аресты и пр.)

Поскольку чтение оригинальных произведений значительного объёма было явно не по силам и не по разуму большинству школьников, то литературный оригинал подменялся для них в учебном курсе своего рода метатекстом — наборами отрывков и цитат, литературной критикой, высказываниями авторитетов, толкованиями учителя и т.д.

Выпускной экзамен по литературе 1 июня 1968. Фотограф: Олег Максимов
Выпускной экзамен по литературе 1 июня 1968. Фотограф: Олег Максимов

В этом процессе перетолковывания ключевые сцены исходного произведения часто опускались или замалчивались советскими иезуитами от литературоведения. К примеру, эпизод, прямо разъясняющий евангельский контекст горьковского романа, не входил в учебники и хрестоматии:

«Однажды он принес и повесил на стенку картину — трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро. — Это воскресший Христос идет в Эммаус! — объяснил Павел. Матери понравилась картина, но она подумала: “Христа почитаешь, а в церковь не ходишь…”»

Подобной же вивисекции и препарированию подвергается красочный текст двухтомного 700-страничного шолоховского романа. От него остаётся мёртвая выжимка в виде микрошпаргалки.

Коммунисты

А ведь события романа не оставляют читателя скучать. «Женщины-казачки, сагитированные врагами народа, жестоко избивают своего председателя». Такая лихая фабула имела за собой важный социальный заказ.

С исторической точки зрения, написанный в 1932 году роман »Поднятая целина« — это художественно развёрнутые тезисы статьи Иосифа Виссарионовича Сталина »Головокружение от успехов«, где вождь перекладывает ответственность за жестокость насильственной коллективизации на »головотяпов«, допустивших »перегибы на местах«.

Коммунисты-архангелы Давыдов, Нагульнов и Размётнов, насаждающие истинную веру в донских станицах, должны отречься от ересей, замолить грехи и найти новые действенные миссионерские подходы к пастве взамен неэффективных старых:

Андрей, придя как-то поздно ночью, увидел, что в горенке горит лампадка. Недолго думая, он прошел в горницу, снял лампадку, вылил деревянное масло на ладонь и тщательно смазал им свои задубевшие сапоги, а лампадку разбил о каблук.

— Ить сказано было дуракам неоднократно, что все это есть опиум и затмение мозгов. Так нет же! Всё молются деревяшкам, масло жгут, воск на свечки переводят… Эх, кнут по тебе, Маришка, плачет! Неспроста ты что-то в церкву зачала ударяться…

Оказалось, что на самом деле неспроста: Марина 26-го подала заявление о выходе из колхоза, ссылаясь на то, что быть в колхозе — «идти против бога».

Но в нашей краткой шпаргалке грехи колхозных пассионариев рассматриваются лишь по части идеологии и хозяйствования, а интереснейшие вопросы религиозной коммунистической этики и половой морали, как всегда, удаляются от внимания школьников. А они в романе как раз постоянно обсуждаются:

— А с Андрюшкой (т.е. коммунистом Разметновым) спать на одной кровати — это не супротив бога? Или это — сладкий грех? — улыбаясь, спросил Любишкин.

К/ф «Поднятая целина». «Ленфильм», 1959—1961 гг.
К/ф «Поднятая целина». «Ленфильм», 1959—1961 гг.

В романе Шолохова тема плотских земных искушений — основная фактура, и идеология здесь густо перемешана с сексом.

 «А вот этого ты не нюхал? – Марина на секунду высоко подняла подол, махнув перед носом Любишкина, сверкнув матовой окружностью розовых колен и сливочной желтизной своего мощного и плотного, как сбитень, тела».

Беспутная и хитрая Лушка, непорочная Варя, боевая вдовица Марина Пояркова, а также пережившая трёх мужей «дюже широкая» стряпуха Дарья — предлагают многообразие привлекательных женских типов, среди которых нашим коммунистам мудрено не сбиться с пути истинного:

  — Стало быть, по-твоему, коммунистам к бабам и подходить нельзя? Завяжи ниткой и ходи по свету, как подрезанный бычок, или как? 

...После мировой революции — по мне — ты хучь издохни на бабе, тогда мне наплевать, а зараз ты весь должен быть устремленный на эту революцию... Вот я, к примеру, развелся с Лушкой и распрекрасно себя сознаю. Никто мне не мешает, я зараз как вострый штык, самым жальцем направленный на борьбу с кулаком и прочим врагом коммунизма.

Коммунисты у Шолохова — натуры весьма противоречивые. Они пьют, дерутся, убивают. Давыдов имеет (как бывший матрос) неприличную татуировку на животе. Размётнов стреляет по всему селу кошек. Разгульнов — дебошир и рогоносец. В романе они «усвоили уроки революционного мужества, избавились от ошибок, завоевали любовь и уважение народа», как утверждает шпаргалка.

Но так ли судило о пламенных «учителях и воспитателях народа» молодое поколение значительно изменившегося с 30-х годов советского общества? Может, шолоховские «колхозные организаторы» — это в современном представлении всё те же персонажи щедринского города Глупова:  бездарные, но рьяные в служении власти самодуры-управленцы? Увы, готовые выводы шпаргалки не предполагают возможности подобных дискуссий.

Коммунисты https://humus.livejournal.com/3368616.html
https://humus.livejournal.com/3368616.html

Умалчивая о христианстве, избегая живого материала бурной жизни, изображённой хорошими писателями, школьные уроки советской литературы парадоксальным образом превращаются в уроки «Закона Божия», хорошо знакомые дореволюционным школьниками, и тем самым наследуют традициям скучной дореволюционной дидактики.

Такова и наша шпаргалка, подсовывающая идеологически выверенные штампы взамен интересного чтения, живого размышления и отклика. Резюмирующая фраза дежурно призывает чтить святых мучеников, борцов за коммунистическую веру из шолоховского романа:

«Трагическая гибель Давыдова и Нагульнова заставляет нас глубже почувствовать и пережить то суровое время, когда решался вопрос «Кто кого?», помогает нам понять цену революционных завоеваний, чтобы свято хранить их«.

Коммунисты

Отец Иоанн Кронштадский, долгое время работавший законоучителем в городском училище, очень хорошо чувствовал деликатную природу преподавания морали юношеству:

»...Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, – как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы в предмете, называемом Законом Божиим.

Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания – и все. Результаты такой постановки учения поистине чудовищные. Есть учебники, в коих по пунктам означено, что требуется для спасения души человека, и экзаменатор сбавляет цифру балла тому, кто не может припомнить всех пунктов...

Где тут разум? Где нравственность? Где, наконец, и прежде всего – вера, о коей мы лицемерно заботимся?».

(Из книги «Ученье и учитель»).

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
18.12.2023 Марбум
Архив записей в блогах:
от красных ворот - вн садовое, ленинский, вавилова - гаррибальди - новые черемушки ...
Вышел из подъезда утром и обнаружил данное чудо, звонки В ГИБДД по тел:  (495) 333 0061 разговор с дежурным по фамилии Тетерин, успеха не принесли:) Смериться? ...
Да, иногда Варя меня в чём-то раздражает. Но есть то, что неимоверно бесит в ребёнке. Первое, второе и третье место занимает одна единственная вещь: #1 — Мам, где мои перчатки? — Вон, на стуле рядом с шапкой лежат. — (непонимая) Какой шапкой? !!!!!!!!! /дышу/ /дышу/дышу/дышу/ — Стул ...
Искала рецепт с жимолостью, нашлась как всегда нямка.  Йогуртовый торт с жимолостью Рецепт вроде и не такой уж криминальный, а все равно пугает. Зажелированный клубничный йогурт - 450 грамм. http://www.povarenok.ru/recipes/show/46242/     автор предлагает ...
Саша не любил Сталкера. Не любил, когда его сравнивали с ним, не любил, когда спрашивали о нем в интервью, да и сам фильм никогда не пересматривал. Думаю потому, что по существу своему Саша сам был Сталкером. Инопланетянин. Чужой среди своих. Жил в странной квартире, то есть ...