Комарово: вчера и сегодня
a_poli — 10.08.2012 Комарово – один из самых известных дачных поселков на северном побережье Финского залива. В этом году к числу отдыхающих в нем примкнули и мы. Что сказать? Там очень тихо, несмотря на то, что поселок пересекают железная дорога и два автомобильных шоссе. Здесь когда-то были академические дачи – их много и сейчас, но почти все давно сменили хозяев. Рядом с небольшими летними домиками – внушительные VIP-резиденции. На взморье – несколько ресторанов с террасами, отель. Купаться не рекомендуется. Зато в близлежащем лесу полно черники – собирать не возбраняется.Как и большинство посёлков, расположенных на Карельском перешейке вблизи от железной дороги, Келломяки бурно развивался в начале XX века благодаря дачному буму. Железнодорожная платформа была открыта здесь в 1901 году, а в 1903 году появилась станция Келломяки. До строительства железной дороги эта местность была совершенно незаселённой. Её называли «Хирвисуо», «Лосиное болото». К 1916 году в посёлке уже насчитывалось около 800 дач. Планировка участков была составлена заранее, что исключало хаотичную застройку. Здесь жили финны, ингерманландцы, русские. Среди известных людей, отдыхавших до революции в Келломяки, были Матильда Кшесинская, Карл Фаберже, Жорж Борман, Гавриил Барановский. В посёлке в 1908—1917 гг. имелась Свято-Духовская православная церковь, которая была уничтожена в результате пожара.
Келломяки 1912
Предположительно дача Пиотровского на 1-й Дачной ул., участок 455. Фото 1914 г.
В посёлке действовала добровольная пожарная дружина. В ее здании на Петербургской улице располагался летний любительский театр.
Пожарная дружина, 1911
Пожарная часть, 2010
После провозглашения независимости Финляндии развитие дачных посёлков на Карельском перешейке замедлилось. К началу Советско-финской войны 1939 года в Келломяки проживало 167 семей. Без хозяев осталось около 800 дач. Продолжал жить в посёлке первый нобелевский лауреат России академик Павлов И. П.
До недавнего времени на Морской улице у края обрыва сохранялась деревянная дача Рено, на которой в довоенное время жили родственники академика И. П. Павлова. Дом сгорел в июне 2006 года, но пока целы фрагменты кованой ограды (её ворота перенесены для сохранения в местный краеведческий музей).
До 1939 года посёлок Келломяки входил в состав волости Терийоки Выборгской губернии. Гражданское население посёлка было полностью эвакуировано финскими властями в целях безопасности в период обострения отношений с СССР в октябре 1939 года.
Вилла "Арфа", 1938
30 ноября 1939 года на селения Куоккалу, Келломяки и Терийоки обрушился шквал огня. В середине дня посёлок Келломяки был оставлен финской армией.
Война 1939-1940. Фотография из журнала Life
Посёлок Келломяки до конца войны оставался закрытой зоной. В одном из зданий находился госпиталь. Умерших хоронили неподалеку в братской могиле. Сейчас в этом месте находится памятник.
Война 1939-1940. Фотография из журнала Life
Финляндия вступила в новую войну против СССР 26 июня 1941 года, а активные боевые действия начались в середине июля. В сентябре Келломяки вновь были заняты финской армией. С сентября 1941 г. по начало июня 1944 г. в районе посёлка дислоцировались части 10-й пехотной дивизии финской армии. Здесь же находилась секретная батарея дальнобойных орудий Дурляхера, которая предназначалась «для стрельбы по фортам Кронштадта», однако сколько-нибудь серьёзного участия в боевых действиях она не принимала. Говорят, её постройка была ошибкой, так как из неё были совершены только 30 выстрелов. Ни одного по Ленинграду.
10 июня 1944 года части Красной армии заняли Келломяки. По окончании войны посёлок принял советских переселенцев.
Братская могила в Комарово
14 октября 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О постройке дач для действительных членов Академии Наук СССР». Был выделен участок к западу от железнодорожной станции, на котором предписывалось построить 25 дач и передать их «безвозмездно в личную собственность» членам Академии Наук. Одна из дач предназначалась Президенту Академии Наук СССР, учёному-ботанику В. Л. Комарову. Этот факт, вероятно, был принят по внимание в ходе кампании тотального переименования населённых пунктов Карельского перешейка, развернувшейся в 1948 году, посёлок был переименован в честь Комарова.
Памятник Комарову
В советские годы в Комарово отдыхали Дмитрий Шостакович, Евгений Шварц, Николай Черкасов, Василий Соловьев-Седой, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Юрий Герман и многие другие. Со временем в Комарово стали селиться не только лучшие математики и физики, но и артисты, художники, музыканты, писатели. Поселок стал привилегированным. Сам образ жизни, который вели эти люди с их накрахмаленными белыми скатертями, долгими чаепитиями на террасе и непременным музицированием, никак не вписывался в общую картину пролетарской жизни. Поселок сами его обитатели называли «общежитием ученых мужей» или «Академяки» (шутливое название поселка академиков по созвучию с Келломяки). Но Комарово, несмотря на свою элитарность, не являлось закрытым поселением. Здесь всегда было принято принимать гостей.
Дача Шостаковича, 2011
Писатели обожали свой Дом творчества, несмотря на то, что по комфорту он напоминал провинциальную гостиницу не самого высокого пошиба. Но зато у каждого был свой отдельный номер.
Дом творчества писателей, 2009
Улица Пушкина
Машинки стрекотали с утра и до обеда. Жители поселка, проходя мимо, автоматически понижали голос: «Авторы творят!». Жизнь в Комарово текла размеренно и спокойно. Летом катались на велосипедах. Зимой — на финских санях. Ходили друг к другу в гости. Ставили домашние спектакли. И вовсю наблюдали за жизнью известных соседей. Благо, никто тогда не строил сплошных заборов. Вся жизнь ученых и артистов была как на ладони.
Здание дачного хозяйства, 2010
В общем, к середине 50-х годов из разрушенного войной селения, Комарово превратилось в уютный и ухоженный дачный поселок, в котором отдыхала ленинградская (и не только) творческая интеллигенция.
Ежики
В 1955 году Литфонд предоставил маленький домик Анне Ахматовой. Анна Андреевна именовала дачу «Будкой». Её дом был гостеприимным. В нем бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев.
Дача Ахматовой
Анатолий Найман и Анна Ахматова. Комарово, 1965 год
К слову, у Ахматовой была одна из скуднейших дач, так как она получала всего 70 рублей пенсии. А остальные деятели культуры, имевшие там дома, имели достаточно обустроенные дачи. Пока «будка» в 1955 году благоустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей. Этот дом сохранился, но перестроен до неузнаваемости.
Дача Гитовичей, 2010
Анна Ахматова в Комарово
В августе 1961 года в Комарове Евгений Рейн познакомил Анну Ахматову с Иосифом Бродским. Осенью и зимой 1962-1963 Бродский живёт в Комарово, на даче у известного учёного-биолога Р. Л. Берг, где работает над циклом «Песни счастливой зимы». Общается с Ахматовой ежедневно: «В разговорах с ней, просто в питье с ней чая или, скажем, водки, ты быстрее становишься христианином - человеком в христианском смысле этого слова, - нежели читая соответствующие тексты или ходя в церковь. Роль поэта в обществе сводится в немалой степени именно к этому».
Анна Ахматова и Иосиф Бродский
В 1962 году у Ахматовой Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» - «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются тем же годом. В 1964 году Марина Басманова приехала к Бродскому в ссылку, и они жили вместе. 8 октября 1967-го у Марины и Иосифа родился сын Андрей. Из-за преследований Бродского его сыну решили дать фамилию матери. Личные отношения сохранились и после высылки Бродского в 1972 году, а в 1993 году, по приглашению Бродского, Андрей Басманов приезжал в Нью-Йорк и гостил у отца несколько месяцев. Впрочем, всё это к теме отношения не имеет.
Марина Басманова и Анатолий Найман. Фото И. Бродского
Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в санатории в Домодедове. 6 марта руководство московских писателей приняло решение отправить гроб с ее телом в Ленинград, под предлогом того, что Ахматова состояла в ленинградской писательской организации.
В Ленинграде родственникам нужно было определить место для захоронения. По свидетельству Бродского, Пунины похоронами заниматься не хотели, и сказали ему: «Иосиф, найдите кладбище». Поисками кладбища Бродский занимался вместе с Зоей Борисовной Томашевской. Невозможно было похоронить Ахматову рядом с Блоком и Лозинским на Литераторских мостках: для похорон на столь престижном кладбище должна была быть санкция властей. Ленинградское отделение Союза писателей даже не обращалось с подобной инициативой в обком партии. Ведь над Ахматовой продолжало «висеть» постановление 1946 года, назвавшее ее поэзию чуждой советскому народу.
Но в то же время немыслимо было представить себе, что Ахматова будет покоиться на широко доступных Южном или Северном кладбищах, безликих и жутковатых. В конце концов остановились на маленьком финском кладбище русских эмигрантов в Комарово: «Ее могила станет центром кладбища. Туда будут все стремиться. Кладбище станет ахматовским».
Могила Анны Ахматовой
Так оно и вышло. Ещё в начале 90-х кладбище было скромным и тихим. Сейчас это «Комаровский Некрополь»: наряду с местными жителями здесь хоронят известнейших учёных, деятелей литературы и искусства - элиту интеллигенции. Более 200 захоронений.
Натан Альман, Вениамин Баснер, Геннадий Гор, Дмитрий Лихачёв, Виктор Резников, Юрий Рытхэу, Иосиф Хейфиц и другие.
Сергей и Лиза Курехины
Российский театральный режиссёр Зиновий Яковлевич Корогодский
Александр Николаевич Житинский aka maccolit
Писатель Иван Антонович Ефремов
Наталья Петровна Бехтерева. Научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992 года — Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург). Доктор медицинских наук, профессор
Андрей Иванович Краско
Вера Панова и Борис Вахтин
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Старейшее захоронение - могила композитора В. Е. Савинского
Сегодня Комарово является очень престижным местом отдыха. Жаль некогда нарядные домики, но им приходится уступать место летним резиденциям, среди которых особняки Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева и экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко.
Резиденция Дмитрия Анатольевича Медведева
Дача Валентины Матвиенко
Многие дачи перешли к наследникам знаменитых хозяев, а то и вовсе к людям, далёким от науки и культуры. Кое-где вырастают «новорусские» особняки. Символами новой жизни стали устремившаяся в небо антенна сотовой связи возле станции и веранда на берегу моря...
|
</> |