Командировка товарища Артема на Северный Кавказ за хлебом.

В конце мая 1918 года товарищ Артем пробился с отрядом Ворошилова в Царицын. Что это был за адов рейд из Харькова до Дона и через степь в Царицын - пожалуйста почитайте, литературы масса. Переправа через Дон во многом стала возможной благодаря Артему - он руководил работами по восстановлению взорванного пролета моста. Так как дело считалось безнадежным, то Артем завоевал репутацию мастера по безнадежным делам.
Вот поэтому, уже в Царицыне, товарищ Артем получил срочное, безотлагательное, архиважное задание ЦК Партии и СНК: поехать на Кавказ и обеспечить доставку местных хлебных запасов через Астрахань в Царицын. Вот прямо так и звучало. Ни подробностей, ни инструкций. Мандат в зубы и выполнять - "тыж коммунист!".

Ну он и поехал. Вдвоем с бойцом харьковского красногвардейского отряда Кустоляном, которого торжественно осенив мандатом произвел в секретари "уполномоченного СНК по доставке хлеба с Кавказа в Царицын".
В конце июля добрались до Астрахани, где сели на военный пароход до Порт-Петровска (Махачкала). В Петровске Артему сообщили, что железнодорожное полотно между Петровском и Грозным уничтожено горцами. Артем поехал проверять. Оказалось действительно - дорого мало того, что разрушена, но еще и распахана. Среди местных ведется антибольшевисткая пропаганда и местные считают, что красные отменят ислам и всех жен и дочерей отправят в бордели. Переговоров с местными не вышло.
Что делать? ЦК Партии и СНК в то время оправдательных отчетов не то чтобы не принимали, а просто такого не понимали в принципе.
Артем посовещался с местными товарищами и у него созрел план: доставить хлеб прямо в море на баржи по Тереку.
Вышел на баркасе в море и обследовал существующие пристани. Лучше всего подходила Брянская пристань. От нее до Кизляра, где были запаса хлеба и железнодорожная ветка, было всего 70 верст.
По карте просто, да в реале жестко. Баржи по Тереку пройти не могли. Даже плоты не очень.
Что делать?
Артем поехал в Кизляр думать на месте. По пути проезжали казачьи станицы, где, как оказалось, даже не знали о Гражданской войне, только слышали, что "царь отрекся". В Кизляре Артем осмотрел местное водохранилище и придумал построить дамбу, чтобы повысить уровень воды в нем. Пока водохранилище будет наполняться, хлеб погрузят на плоты. Потом воду сбросят и ее будет достаточно, чтоб доплыть до Брянской пристани. Ну а вы бы что придумали?
Для строительства дамбы нужны были настоящие инженеры. Артем нашел. Одного. Инженер сказал, что для дамбы нужно много лесоматериала и камня. А еще квалифицированных десятников. И всего этого в Кизляре нет. И сам он железнодорожный инженер, а нужен какой-нибудь гидролог или строитель.
Лес, камень и инженеры водились во Владикавказе. Артем поехал туда.
Во Владикавказе Артема встретили на вокзале бойцы китайского батальона Пау Ти-сана, от которых Артем узнал, что в округе неспокойно, вот-вот полыхнет восстание в казачьих станицах. Председатель Совнаркома республики товарищ Ной Буачидзе убит на митинге в казачьей станице и товарищу Артему нужно решать свои дела очень быстро только неизвестно с кем.
Артем направился в городской Совет, где объяснил, кому-то даже физически, как реорганизовывать работу партийного аппарата при выбытии руководства и не поддаваться панике. Вновь сплоченные местные товарищи обещали Артему всемерную помощь. В результате быстрой и энергичной работы выяснили, что камня нет, лес есть, но сомнительного качества, а инженеры либо сбежали, либо попрятались - чуют бучу.
Что делать?
Артем похлопал себя по затылку и придумал новый план.
Бог с ним с Тереком. Местность от Кизляра до Брянской пристани ровная как стол: можно прямо на грунт накидать шпалы, проложить рельсы и притащить хлеб паровозом на пристань. Насыпь делать не надо, инженер на месте есть, рейс в один конец. Если полотно не рассыпется - хорошо, рассыпется - починим, пока первый груз хлеба в Царицын плывет.
Во Владикавказе шпал и рельс нету.
Шпалы и рельсы есть у Главуправления строительства Черноморской железной дороги. Комитет Управления размещается в Сочи. Значит надо ехать в Сочи.
Дорога на Сочи неспокойна. Артем спросил владикавказских товарище: "неспокойна - это как?". Товарищи ответили, что "неспокойна" в том смысле, что вообще никому неизвестно, что творится на ней сейчас, особенно от Моздока до Туапсе. Артем сказал, что
Артему повезло - в Туапсе прибыли без происшествий. В Туапсе Артем опечатал сто вагонов со шпалами, рельсами и стройматериалами и вежливо попросил попросил по радиостанции Сочи отправить их в Кизляр. Сочи дало добро.
В порту Туапсе Артем нашел 2 "морских истребителя" (катера, что ли?) и 18 моторных лодок. Он решил, что они пригодятся на Каспии, так как судя по всему, и Сочи и Туапсе сдадут. Радиостанцию Артем тоже забрал с собой.
Приготовились выезжать - узнали. что в Моздоке казачье восстание и дорога перерезана.
Что делать?
Правильно - становиться военачальником. Артем мобилизует местный партакатив и вооружает его. Выдвигаются к Моздоку. по пути встречают бежавших из города красноармейцев и включают в отряд. В виду города устанавливают орудие и начинают рыть позиции. Противник начинает стягивать силы. Артем идет в обход, внезапно объявляется в восставших станицах Лабинской и Воронцово-Дашковской. Зачинщиков стреляет, порядок восстанавливает. В Моздок бегут уцелевшие повстанцы и сеют панику - окружили. Восставшие в Моздоке не знают сколько красных, поддаются панике. Должны были бы бежать, подошли подкрепления из белогвардейцев и горских банд. Кругом завязались бои.
Артем отправил эшелоны обратно в Туапсе, а сам с отрядом стал пробиваться к Владикавказу. Пробились аккурат 6 августа - Владикавказ почти занят белыми и попасть туда нельзя ("почти" потому что: https://d-clarence.livejournal.com/179255.html). В окрестностях Владикавказа Артем встретил местных товарищей отступившие красноармейские части. Отряд у него сразу отобрали - надо город обратно отбивать. Артем попросил дать ему тогда машину и пулемет - поедет в Петровск. Машину и шофера дали, пулемет нет.
Поехали в Петровск и узнали, что вокруг разъезжают банды Бичерахова и путь отрезан.
Северный Кавказ полыхает. кругом война, хлеб вывезти нельзя, нужна срочная помощь.
Что делать?
Надо ехать в Астрахань, просить подкреплений. Как ехать?
Вокруг банды горцев и отряды казаков. Наступают белогвардейские части. Кратчайший путь до Астрахани: через Ставрополь на Святой крест, а оттуда через солончаковые степи 400 верст до Астрахани. Святой Крест уже окружают, там бои. На раздумья времени не было и Артем поехал.
В Святой Крест приехали 7 августа. Там Артем узнал, что фронт проходит всего в двадцати верстах по направлению к Астрахани. Пост белых занимает село на дороге. Артем созвал совещание из себя, шофера и Кустоляна. решили ночью подъехать к селу и перед самым рассветом, пока все спят, проскочит его на полной скорости.
Ночью машину, чтоб не шумела, отбуксировал на лошади нанятый за маузер местный житель. Как забрезжил свет, в версте от села стартанули. Дорога шла под уклон и разогнались до бешеных 90 км/ч. Село пролетели как метеор. Пикет белых спросонья выскочил и успел сделать пару выстрелов в их сторону.
Пронеслись, но в 10 верстах от села лопнула резина на колесе. Встали чинить - латать и накачивать. Сначала посменно стояли в карауле с винтовкой, но, видя,что не преследуют, сообща починили и благополучно приехали в Астрахань.
11 августа Артем уже был в Царицыне. Он выбил для Кавказа пушки. снаряды, патроны и сильный красноармейский отряд. Стали все грузить в машины, формировать колонну. Но 13 августа было принято решение об эвакуации Царицына, Артема назначили ответственным и на Кавказ он больше не вернулся...
Е.А. Кустолян оставил воспоминания о поездке. В. Туваев (Ученые записки. Киевский инж.-стр. институт, Выпуск 2. Киев, 1958) и Б. Могилевский (в ЖЗЛьной книжке) пишут, что записки лежали в Харьковском облпартархиве, откуда и пересказали. Публиковались ли они - не знаю.
|
</> |
Командировка товарища Артема на Северный Кавказ за хлебом.
Оставить комментарий
Популярные посты:
Комсомольская правда | Астрахань, Севастополь и Новороссийск проводят день ВМФ праздничным салютом ТАСС "29 июля в День Военно-морского флота России в 22:00 по местному времени в Севастополе, Астрахани и Новороссийске состоятся праздничные салюты, расчеты произведут в общей сложности более 300 зарядов фейерверков различного калибра", - отмечено в сообщении ... День ВМФ в Астрахани 29 июля 2018: парад, программа празднования, что покажут Севастополь, Астрахань и Новороссийск отметят день ВМФ салютами В Астрахани пройдет парад посвященный дню ВМФ |
МК в Астрахани | На Новом мосту в Астрахани произошло ужасное ДТП - МК ... МК в Астрахани Сегодня, 28 июля, на Новом мосту случилось ужасное ДТП, в котором участвовали два автомобиля. |