Коляда-2023.1.3
lev_semerkin — 19.01.2023 .Два раза о «Тарасе Бульбе» Николая Коляды писал, а до главного (до Николая Угодника) так и не добрался.
Третья попытка.
В спектакле, прорывающемся с низкого слоя на высокий, низкий слой дает энергию, там постоянно что-то двигается и грохочет, там плоть и кровь, шекспировские «шум и ярость», которые «не значат ничего». Смысл открывается на слое высоком, где по контрасту все тихо или даже совсем безмолвно, медленно или вовсе неподвижно.
После антракта низкий театр (все более энергичный и совершенно неполиткорректный) продолжался почти до самого финала, но память о высоте, достигнутой в середине первой части была и в последней сцене спектакль туда снова поднялся и закончился на печальной, тихой ноте («Я любила сокола красивого высокого, Я любила всей душой а он в солдатушки ушел»).
Режиссерский взгляд еще раз повернулся и стал опять женским. Вот такая траектория - мужские пляски-пляски-пляски, роковая любовь, смертоубийства, а в конце женский плач.
Женская песня, песня солдаток дополнила мужскую солдатскую песню из первого действия. Одна правда и другая правда, и как их совместить?
Однако они как-то сосуществуют вместе в реальной жизни и это потому, что тут не множество частных правд (гендерных или национальных), перечисленных через запятую. Существует иерарархия, которая видна с иного более высокого уровня, который выше мужского и женского. Там и может происходить синтез и спектакль содержит взгляд оттуда.
На левой (от зрителя) стене висит икона. Она участвует в действии как обязательная деталь обстановки той эпохи, просто икона и казаки на нее постоянно крестятся (и как-то неловко им становится от крестного знамения, понимают, что жизнь их очень далека от христианской). Образ выделяют ярким лучом света и, когда смотришь на сцену, он постоянно находится в поле зрения.
Николай Угодник (покровитель Николая Коляды) смотрит на все происходящее на сцене (происходящее в повести, происходящее в реальности). И в финале я заметил, что взгляд у него изменился (точнее говоря, заметил, какой у него взгляд). Это не картинку подменяют, это зритель получил некий опыт и стал лучше видеть, чувствовать и понимать. Впрочем, «понимать» в очень малой степени, главное остается тайной, да в этом взгляде с иконы есть сострадание, печальная сосредоточенность, но не только.
Он смотрит на сцену, где лежат убитые казаки, и на противоположную (правую от зрителя) стену, а там белые тряпичные куклы, которые в середине первого действия раздавала спящим казакам старуха в черном. А теперь она сидит у стены на лавочке, склонив голову, как Богоматерь на иконе.
=======
В итоге могу сказать, что «Тарас Бульба» Николая Коляды это пока лучшее, что я видел в русском театре о нашем 2022-м годе. По крайней мере из спектаклей, поставленных в 2022-м году, после февраля.
Был еще спектакль «В окопах Сталинграда» Женовача, он вышел за год до «Тараса Бульбы», в мае 2021 года, но то было предвидение, предчувствие, настолько пугающе острое, да еще против шерсти, настолько сильно ломающее театральную повестку, что ни МХТ, ни критика, ни московская публика его не приняла. Пожали плечами и замели под ковер.
Московский театр в этом смысле «страшно далек» от страны, государство в государстве со своей идейной и культурной повесткой.
Петербург ближе (в 2022-м Могучий поставил «Материнское сердце» по Шукшину, Гергиев открыл фестиваль Звезды белых ночей «Войной и миром» Прокофьева).
Екатеринбург еще ближе.
|
</> |