
Колективо

< ---------- начало перепоста ------------ >
mejlaxs
Колективо
Так здесь называют общественный транспорт. Слово именно аргентинское, не испанское.
В социалистической стране Аргентине то, что касается базовых человеческих потребностей удовлетворяется очень хорошо и дёшево, или вовсе бесплатно. Под базовыми я имею в виду: еда, медицина, свет-вода-газ, общественный транспорт. Последний дёшев чрезвычайно, однако имеет занятную региональную специфику, о которой я и хочу рассказать.
Основное средство передвижения по Буэнос-Айресу — автобус. Стоимость проезда, в зависимости от того, насколько далеко ты собираешься ехать варьируется в диапазоне примерно от восьми до двенадцати рублей. После того, как ты сел в автобус, он весьма быстро доставляет тебя к месту назначения. Вообще в Аргентине обычно все всё делают максимально неторопливо. Водители автобусов являются чрезвычайно ярким исключением. Скорость — это несомненное достоинство аргентинского автобуса. Недостаток тот, что на такой скорости в него фиг сядешь.
Автобус останавливается на остановке только если ты проголосовал. Или если внутри автобуса кто-то нажал кнопочку, чтобы выйти. Мчащийся на максимальных оборотах водитель вовсе не заинтересован разглядывать, есть там кто-то на остановке или нет. Донести до него, что ты хочешь воспользоваться его услугами, со всей возможной определённостью, это только твоя забота. Если, скажем, к остановке, постепенно тормозя, подъезжает автобус номер X, а в это время его на полной скорости обгоняет нужный тебе автобус Y, может получится так, что Х будет загораживать обзор остановки водителю Y. Кажется, водитель Y должен притормозить, чтобы посмотреть, есть ли на остановке потенциальные пассажиры? А вот и нет! Если он голосующих людей не увидел, значит их и не было. А ещё отлично получается, если какая-нибудь газелька остановится для выгрузки товаров прямо перед автобусной остановкой. Она закрывает вид на остановку для водителя, а если людей на остановке не видно, значит там их и нет. Автобус на полной скорости проезжает дальше. Приходится выходить на проезжую часть и выглядывать из-за газели, чтоб водитель заблаговременно узнал о твоем существовании. Как это выглядит видно на фото ниже.
Другая проблема — сложная нумерация. Маршрут определяется сочетанием цифры и буквы. Маршруты с одинаковой цифрой но разными буквами могут ходить весьма различными путями, пересекаясь только на нескольких остановках посередине. Это было бы ничего, но дело в том, что буква эта на автобусе не написана. Написано название конечной остановки, без сокращений. Его совершенно невозможно прочесть издалека, а в тот момент, когда уже можно его разглядеть, автобус поздно останавливать, он вовсю мчится мимо. Приходится заранее тормозить все автобусы под нужным номером и уже после его остановки определять, подходит тебе или не подходит.
Что касается остановок. На маленьких улочках они бывают и вовсе не отмечены. Подходишь в точку, где на гугл-карте значится остановка, а ее там нет. Стоишь-гадаешь, то ли, маршрут перестроили, а на карту изменение забыли внести, то ли остановка есть, только не отмеченная. Может быть и то и другое, примерно пятьдесят на пятьдесят. Орёл-решка. Очень захватывающая игра, особенно когда куда-то опаздываешь.
Как я думаю, проблема с торопыгами-водителями и со сложной нумерацией возникает из-за того, что автобусы здесь выполняют не свойственную им функцию перевозок на дальние дистанции. В большом городе этим должно заниматься метро.
Буэнос-Айрес город реально большой. В том, что официально называют Автономный Город Буэнос-Айрес или попросту Капиталь Федераль живут три миллиона человек, но этот город плавно перетекает в Буэнос-Айрес Провинция, и вот вместе с провинцией население аж тринадцать миллионов. Деление чисто условное, административное, можно перейти из города в провинцию и даже не заметить. Примерно как в Париже.
Так вот, метро тут тоже есть, но исключительно в Городе. Причем в центре остановки идут достаточно часто, а дальше всё редеют и даже для административной границы Города не доходят. Видимо начали строить, когда Аргентина была ещё богатой страной, а потом деньги кончились. Так-то метро хорошее, но такое редкое, что пользоваться им можно только если тебе очень повезло как с начальной, так и с конечной точками маршрута.
Есть ещё система пригородных поездов. Они быстрые, чистые, стоят просто-таки неправдоподобно дешево, что-то типа пять-семь рублей в зависимости от конечной точки, и на них удобно добираться до самых дальних уголков провинции. Но через город линии электричек проходят несколькими тонкими струйками. Опять же, чтобы ими пользоваться для повседневного передвижения, должны быть удачно расположены как начальная, так и конечная точка маршрута. А так приходится пользоваться автобусами. В конце-концов, если получилось сесть на нужный, ехать в нем довольно удобно.
Ещё про автобусы:
На многих больших проспектах есть выделенные полосы, специально для автобусов, посередине дороги, так, что им не приходится стоять в пробках. Такая система называется метробус. Ускоряет перемещение довольно существенно, и сесть на нужный автобус там существенно легче.
О том, куда ты собираешься ехать — сообщаешь водителю при входе, он нажимает кнопку и ты платишь специальной карточкой SUBE, которую нужно купить и пополнять заранее. Вход строго через переднюю дверь, и к этой двери идет очередь, шириной ровно в одного человека, которую люди формируют ещё при ожидании автобуса. Варламов в своем репортаже об Аргентине ругался, что такая система приводит к большой потере времени, но нет, если реально пользоваться здесь транспортом, а не взглянуть мельком, очевидно, что потеря времени совершенно ничтожна.
< ---------- конец перепоста ------------ >