Когда все пошло не так
matsea — 26.10.2022Я так думаю, в 1471м. На реке Шелонь.
А так все хорошо начиналась. Пришел Рюрик в Новгород... Т.е. он конечно не то что бы именно в Новгород пришел. Согласно раскопкам, первые деревянные мостовые, мосты и основания первых деревянных срубов Новгорода датируются 930-950м годом. Это вот тогда действительно появился город.
Рюрик, или кто он там был – некий Хрёдриг – явился на Ильмень сильно раньше. Повесть Временных Лет говорит, что в 862 – ну там в этой Повести все несколько плюс-минус лапоть. Но как бы то ни было, в 911 году был заключен торговый договор между Византией и русами – и в Византии это все прописано. Заключать договор русы пришли уже из Киева, и предводителем их был Олег – Хёльги. В то время, как строился Новгород, в Киеве княжил уже Игорь, и Новгородом он особо не занимался. А занимался он волжскими булгарами, потом долго и занудно пытался перезаключить договор с Византией, в процессе корабли его пожгли греческим огнем – это, видимо, была азербайджанская нефть, которую греки разливали по воде и поджигали - потом все же собрал новую флотилию и как-то с греками договорился – потом не договорился с древлянами – несколько бестолковый был князь, если честно. А в это время в Новгороде строили дома, мосты и срубы, и струги тоже строили, торговали с варягами и с Киевом.
Потом в Киеве был Святослав – но собственно в Киеве его особо и не было, он шастал где-то на Волге и пытался перенести туда свою ставку. Но не срослось. В общем, по смерти Святослава Владимир поехал княжить в Новгород. Который был к тому времени вполне уже городом. Судя по всему, новгородцы ничего против Владимира не имели, а были вполне себе за. Княжич, дружина – оно полезно для торговли. Владимир был рабич, сын славянки – для киевского княжения не годился. Но сам он так не считал. Славянам к тому времени уже поднадоело быть у русов вторым сортом, так что они объявили Владимира своим князем и всем миром посадили его в Киеве. А в Новгороде Владимир оставил своего дядю и ближайшего соратника Добрыню. Того самого – из былин.
И все они стали называть себя русью. Ну, это воинство, конечно, было русью, а не всякая шваль. А те, кто руси принадлежали, были русскими людьми.
Потом аналогичную штуку провернул сын Владимира Ярослав. Юным княжичем отправился в Новгород, потом двинул на Киев. Правда не со славянами, а с наемными варягами. В Киеве варяги как-то не показались, но Ярослав там все же в конце концов утвердился. И стал Мудрым.
Так и повелось. В Новгород посылали какого-нибудь княжича, иногда малолетнего совсем – но с дружиной и воеводой. Управлением он там особо не занимался – у новгородцев были по поводу управления своим городом собственные идеи. Но дружина в хозяйстве не мешала.
А так в Новгороде был посадник и вече. И все вопросы решались
голосованием. В буквальном смысле – на голоса. Толпа собиралась на
вечевой площади. Каждая улица грудилась вместе – лучеобразно.
Предлагалось высказаться по спорному вопросу. И все начинали орать.
Каждая улица за свое. Кто громче, тот и выигрывал. В результате
учитывалось не только число поддерживающих, но и их физическое
здоровье – а также кооперация. Если кто-то не согласился со своей
улицей и откололся, не пошел орать голосовать – улица теряла
шансы. Так что соседям было выгодно договориться. Чем-то мне все
это напоминает наших выборщиков от штата.
В 12м веке посадник поцапался с одним из князей, и сказал, что вече будет главным, а князь должен вече слушаться. Новгородцы были здоровыми ребятами, опытными в кулачных боях – и князя они убедили. Однако князя с дружиною по прежнему продолжали звать для порядку и охраны – и в основном это по прежнему были младшие князья из Киева. Но не всегда.
По ходу дела, новгородские земли нехило разрослись. Чего-то откусили у Швеции, но в основном оно там было в лесах ничье - и прирастало как-то само. Прирастать к Новгороду лесных жителей устраивало – с торговлей поблажки, опять же защита. Так что и Ладога, и Онега, и Белое Море, и Архангельск – все это была земля Новгородская.
Потом пришли монголы, и русь с ними как-то не справилась. У монголов было технологическое преимущество – их луки стреляли дальше. Ну и на лошадках они лучше умели. Они скакали и стреляли, и достать их никто не мог. Так что пришлось дань. Дань монголы поручили собирать Ярославу Всеволодовичу, великому князю Владимирскому. Однако его убили в ставке хана. Следующим за ним стал Александр Ярославич по прозвищу Невский. Он стал князем Владимирским и Киевским – и двинул собирать монгольскую дань в этом качестве. Новгородцы монголов в глаза не видели и дань давать не хотели. Однако князь им пригрозил, что тогда монголы приедут. Так что Новгород решил не связываться и чего-то такое заплатил.
Дальше так и шло. Новгородцы чего-то такое платили, чтоб отвязаться. Ярлык на сбор дани из Владимира перекочевал в Москву - а Киев пока что пожгли монголы - а потом прибрала к рукам Литва. Лет через сто с хвостиком Дмитрий Донской попробовал дань не платить, победив Мамая, но выяснилось, что он победил не того моногла. А тот монгол, в смысле Тохтамыш, пришел в Москву и объяснил, что платить придется. Но все же лет еще через сто Орда благополучно развалилась, и Иван Третий дань платить перестал.
И вот казалось бы живи и радуйся. Дружи с соседями. С запада
богатая Новгородская республика, которая к тому же входит в
торговый союз Ганза. Ни к кому не лезет. А рядом с ней
отпочковалась Псковская республика. Опять же, никуда не лезет. Ну,
т.е. Новгород с Псковом постоянно цапались по соседски, но это типа
любя. Но московиты говорили, что вот сейчас Новгород вступит в союз
с Литвой, а НАТО Литва расширяется... В общем, мне это
кой-чего напоминает.
НАТО, в смысле Литва, Новгород кинуло, Москва притащила с собой
еще на Шелонь кадыровцев татар, и Лукашенко
псковичей. А новгородских воинов уложили у Шелони в здоровую
братскую могилу. Вообще, пол-тысячелетия – это не так уж много с
точки зрения истории. В промежутке между третьим и четвертым
Иванами Новгород еще как-то телипался, но потом его разграбили и
вырезали на корню.
А город классный. Повезло ему хотя бы в том, что стоял он далеко от центра, так что его не ломали и соцреализма в нем не сторили. И на каждой старой улице полдюжины церковок, и каждая по своему хороша. И деревянное зодчество, и дома с резьбой. Ну, и Кремль над Волховом. В общем, я так думаю, замечательная могла бы в Новгороде быть столица для страны Ингрии.
|
</> |