Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

топ 100 блогов lengvizdika23.11.2025 Много лет показывал этот пост о манипуляции с присвоением названия Русь и термина русский народ историографией России у западного соседа, проделанной в 60-70-х годах XVIII века цехом манипуляторов, которых я называю создателями истории, в различных сообществах. Дополнив портретом одного их ключевых деятелей цеха создателей, которому мы обязаны термином и названием, ставлю его и в свой журнал.

*





*

Собственно, ничего нового пост не открывает. Западная Русь, единственная известная при жизни Ломоносова, никуда не делась, известна историкам давно, имеет значительно более долгую подтверждаемую (т.е. документированную) историю, нежели Русь в сегодняшнем значении. Лингвистам всегда был известен и известен сейчас западнорусский язык - он же язык печатника Ивана Федорова и просветителя Скорины, письменный и разговорный язык Великого Княжества Литовского, он же праукраинский и прабелорусский язык. Все это осталось, просто начиная с 70-х годов XVIII века западную Русь задвинули на задворки и ввели Русь в нынешнем значении, сделав центрами русской государственности Киев с Новгородом, затем Москву. Хотя Москва еще в Росписном списке 1638 года была не самым большим военным городом с 10 тысячами мужских душ, включая детей, алкашей и заезжих торговцев, с минимальное число пожилых немощных людей, минимумом женщин. Большинство были военные - стрельцы, жившие в одиночку либо с товарищем мужского пола. Посадскую часть, собственно семейных москвичей, занятых мирным ремеслом, еще только формировали (у Соловьева зафиксирован эпизод перевода в Москву из Пскова 300 посадских семей)... В посте просто показано, когда именно в отечественной историографии и в каких изданиях происходило становление Руси сегодняшней исторической матрицы. Всего-то лишь.

*

Русью еще и у М.В. Ломоносова в программном труде "Древняя Российская история от начала..." 1766 года издания были Литва, Жмудь, Подляхия. Другой Руси, как и русского народа, на этот момент не было. И народ был пока еще только российский.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

В программном труде М.В. Ломоносов привязал историю российского народа к истории Плиния, Геродота и т.д., вписал ее в общемировую на тот момент, в этом была его миссия сотворца истории.

Изобретая ныне известные Русь и русский народ, коих не было еще и у Ломоносова, фактического главы Академии Петербурга, создателя Академии Москвы, образованнейшего лингвиста и историка своего времени, создатели ПВЛ и сегодняшней исторической матрицы долго не парились, а взяли то и другое у западного соседа Москвы; русским народом, напомню, еще при Иване Федорове называли себя жители ВКЛ, те же, в свою счередь, за три века до Федорова, в предсумерки Возрождения восприняли, судя по всему, название от латинского корня RUS.

До того в отечественной науке он употреблялся в выражении русский язык в значении: язык народный, разговорный, как антитеза языку книжному, литературному, в роли коего был церковнославянский. Другой, не церковной литературы до петровского рубежа по сути и не было. В письменности и литературе русский язык узаконился одновременно с введенным директивно гражданским шрифтом.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

 Соответственно еще одним отдельным народом с отдельной историей были сделаны люди at rus, то есть жившие в деревне, в провинции, в сельской местности, всем знакомые этруски. Народ  из того же корня,  наделенный городами, царями, государственностью и всеми остальными атрибутами истории. Без сомнений, жило на Аппенинах славянское племя, имевшее письменность и умевшее делать предметы искусства, ассимилированное, изгнанное, вырезанное еще до рубежа документирования и Возрождения. Когда делали древнюю историю, его письменность и артефакты отдали этрускам, не известно куда исчезнувшим, сказочную деятельность по превращению сказочной римской цивилизации - вандалам, также девшимся незнамо куда, разнесли их на тысячу лет. При этом оставили безумный парадокс: если от этрусков осталось 12 тысяч надписей, а от вандалов, живших тысячу лет спустя, не сохранилось ни одной целой надписи, то это манипуляция с историей, больше ничего... Некоторые лингвисты еще век назад успешно дешифровали множество этрусских надписей, но сглупили, пытаясь пристроить свое открытие в исторический канон. Абсурд очевиден и дилетанту. Славянский язык, давно прошедший стадию открытых слогов, общую для всех славянских языков, априори не может существовать в эпоху становления Рима, т.е. до первых памятников на славянских языках, тем более быть праязыком и т.п. Это маленький пример для понимания сути. ошибки. Их много.

Русь в нынешнем значении и русский народ со всей знакомой нам историей от Иафета создатели истории сделали общим достоянием в следующее десятилетие после выхода труда.

*
Впервые Русь и русские как представители одноименного народа появились в первых двух частях "Истории Российской" якобы В. Н. Татищева , напечатанных в 1768-1769 гг - труд приписан тайному советнику, астраханскому губернатору, умершему за 18 лет до публикации, черновиков, планов не имеет, готовился Г.Ф. Миллером. В частности, в изложении сюжета о крещении Руси.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Впервые связал русских с библейским Ноем и сыновьями, повторив сюжет из первой публикации ПВЛ 1767 года, в труде "Ядро Российской истории", вышедшем в 1770 году, А.Я. Хилков, князь, стольник, бывший в Швеции резидентом. В этом была его миссия.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

В 3-й части "Истории Российской" якобы Татищева, вышедшей в 1773 году, это было повторено в чуть другой вариации.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Все остальные истории Руси танцуют от этих источников 1768-73 годов.

*
"Повесть временных лет" Нестора, якобы написанная в 12 веке, во всех ее версиях публиковалась позднее и значительно позднее труда Ломоносова.

Ипатьевская летопись, самый ранний ее Хлебниковский список, обнаружен и опубликован в 1809 году, Ипатьевский в 1871 году.

Лаврентьевскую летопись Мусин-Пушкин преподнес Александру I в 1811 году, первый фрагмент ее "Поучение Владимира Мономаха" опубликовал в 1793 году.

Троицкая летопись, считается, найдена Миллером в 1760-х годах, сгорела в 1812 году, Карамзин делал из нее выписки между 1804 и 1812 годами.

Радзивиловская летопись, якобы привезенная в качестве трофея в 1761 году, была издана Таубертом и Барковым в 1767 году, но содержит, как достоверно установлено, редактированные фрагменты из трудов Ломоносова и Татищева, вышедших в 1766 и 1768-73 годах.

Маленький фрагмент Радзивиловского списка с Рюриком, приведенный Г.Ф. Миллером и процитированный М.В. Ломоносовым, был обозначен просто как текст Нестора. Показная научная баталия, которую ученые разыграли вокруг Рюрика, жива и поныне.

Кстати, ФиН наглядно показали бесспорные признаки манипуляций, правок, изъятия и вкладывания листов, одним словом, подлога старейшей из введенных в научный оборот Радзивиловской летописи. Прочтите; не пожалеете. Всегда говорил, что у новохронологистов блестящая критическая часть - показ подлогов, подделок, алогизмов, нестыковок, противоречий официальной истории, и настолько же никудышная конструктивная, а Новая Хронология - такая же ложь, как и старая.
Отсюда и задача НХ, как я ее вижу, и разгадка невероятного пиара, тиражей, широчайшего представительства в сетях. Это сознательная мистификация, имеющая цель - собрать абсурды и нелепости исторического канона, которые многие видят, и дискредитировать видящих.
Ну а подробности создания нынешней истории, в том числе на основе Радзивиловской летописи, смотрите в посте о загадке Готторпского глобуса .

Ну и кому напомню, кому сообщу, что ПВЛ по большому счету ввела в науку, обиход и историческую матрицу четыре новации: Русь русский народ, Рюрика и крещение Руси. Из них только одна, призвание Рюрика, упоминалась до ПВЛ. Историку Г.Ф. Миллеру каким-то образом стал известен один фрагмент, про Рюрика, и за 18 лет до выхода Радзивиловского списка, в 1749 году он впервые в мире упомянул этого персонажа. Другое новации оставалось никому не известным до первой публикации ПВЛ. Самому Преподобному Нестору, кстати, известному автору, чьи произведения публиковались с 1661 года, до "его" ПВЛ они тоже были неведомы.

*

Что еще важно подчеркнуть - вышеназванные труды, если говорить образно, это передовая историческая мысль своего времени. Основная, определяющая общественое мировоззрение, наука открыла Русь и русский народ еще позже.

К примеру, в фундаментальном труде из 7 томов, 16 частей История Российская от древнейших времен, издававшемся в 1770-1779 годах, автор, историк, публицист, философ, генерал-майор, сенатор, действительный тайный советник, один из трех в истории ученых, удостоенных звания "Истореограф", князь Михаил Щербатов ничего не знал про известную ныне Русь и русский народ, а только про Россию и народ российский.

***

Обобщая.

Естественно, русский народ состоялся, пусть и трудами вброшенных цехом создателей истории источников. Мы ощущаем себя русскими, думаем и ведем себя по-русски, культура у нас русская. Человеческое начало заселило предложенную цехом матрицу.

Состоялись и другие сделанные народы, если люди ощущают себя народом и имеют культуру своего народа. Французский, испанский, украинский, белорусский... вплоть до азербайджанского, о котором еще и в начале ХХ века никто не знал, а носители языка и культуры были "татарами" и до 1930-х годов "тюрками"...

*

Обещанный деятель цеха создателей истории, которому мы немало обязаны сегодняшними значениями слов Русь и русский народ, как нетрудно догадаться, этот.

Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ

Герард Фридрих МИЛЛЕР (1705 - 1783)
Российский историк, археограф, этнограф


В общественном мнении он остался как чужеземец, русофоб, кабинетный ученый, не знающий ни страну, ни историю, гонитель русского начала в науке и русских ученых в Академии, автор "норманской теории", отказывающий русскому народу в умении строить государство и управлять общественной жизнью. Прекрасный, замечательный имидж для создателя истории; подобный мы уже видели, например, у мексиканского археолога Батреса , восстановителя пирамиды Солнца в Теотиуакане, у Говарда Вайса, якобы "основателя взрывной археологии"... Сам же Г.Ф. Миллер и содействовал ему, не вступая в общественную полемику, спокойно отнесясь к своему изгнанию из профессоров в 1750 году.

Историческое образование, вопреки расхожему среди сетевой исторической общественности, у Г.Ф. Миллера было, причем значительно выше среднего. Он обучался в двух университетах, причем в первый, Ринтельнский, поступил в 16 лет, а во втором, Лейпцигском, обучался персонально у профессора истории.

Страну, в которой Г.Ф. Миллер состоялся как ученый, Россию, ее официоз, персон всевозможных областей и уровней, текущую жизнь, события, быт и нравы всех сословий, он, опять же вопреки расхожему мнению, он знал много лучше обычных ученых своего времени; в 1728-1730 гг он редактировал газету "Санкт-Петербургские ведомости" и первый российский научный журнал "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в "Ведомостях". Про его экспедиции в Сибирь, на Камчатку и Курилы и не говорим. Был, кстати, и в Барнауле, тогда - Демидовой деревне при сереброплавильном заводе, проехал до устья Чумыша... И в уважаемом возрасте нашел возможность заниматься периодикой: в 1755–1764 годах редактировал первый российский научно-популярный и литературный журнал "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие"; в 1758–1762 годах издавался под названием "Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие", в 1763–1764 — под названием "Ежемесячные сочинения и известия о учёных делах". И почти всю активную жизнь, с 1732 по 1765 год издавал сборник "Sammlung Russischer Geschichte", первое в Отечестве издание, основательно знакомившее иностранцев со страной и ее историей.

Ниже перечислим годы выхода основных трудов. Просто чтобы показать, что никакого значения вся эта показуха, баталия с М.В. Ломоносовым вокруг Рюрика, исключение из профессоров, для научной деятельности не имела.

"Сибирская история" (1750 - Часть 1, 1764 - Часть 2);
"О первом летописателе Российском Преподобном Несторе, о его летописи, и о продолжателях оныя" (1755);
"О начале и происхождении казаков" (1760);
"Описание морских путешествий по Ледовитому и по Восточному морю, с Российской стороны учиненных" (1758);
"Краткое описание о начале Новагорода и о происхождении Российского народа, о Новгородских князьях" (1761);
"Опыт новейшей истории России" (1761);

Просматривается интересный момент: в 60-е годы, в возрасте, когда ученые сидят за программными трудами, научная активность, как и публицистическая деятельность, сходит на нет. За все 70-е годы ученый публикует две работы, которые и научными можно назвать условно: "Географический лексикон Российского государства" (совместно с Ф.А. Полуниным, 1773) и "История Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" (1775 год, в связи с 50-летним юбилеем).

Вводился сегодняшний канон с Русью, русским народом, Рюриком, крещением, напомню, залпом, который конечно же требовал многих лет подготовки. В 1767 году вышел первый из списков ПВЛ, в 1768-1769 - первый том В.Н. Татищева со всеми новациями, в 1770 - показанный выше труд а.Я. Хилкова, в 1773 - второй том фундаментального труда В.Н. Татищева, в 1774 - третий.

Идея присвоить стране краткое, красивое историческое название Русь настолько прекрасна, просто великолепна, что никакому Миллеру придти не могла; это вдохновенное решение цеха создателей истории, какого-специализирующегося на подобной красоте креативщика конца первой половины XVIII века. К производному русский органично пристегивается множество важных терминов -слов - народ, государство, традиция, земля, культура… история из них делается легко и гладко, как из кубиков лего. Людям после введения название и парадигма производных зашли легко и стали любимы, людей искусства вдохновляют и сейчас. А помимо прочего парадигма дала возможность естественно и непринужденно удлинить историю аж до IX века. Попробуйте произвести эту парадигму от той России, какой до Московии называлась обширная территория к востоку от Руси западной, или от Московии - получится абсурд и нелепость.

Г.Ф. Миллер не задумывал смену названия страны и народа, но был важнейшим исполнителем этого мероприятия.

В 1749 году ему дали озвучить маленький фрагмент будущей ПВЛ с Рюриком и тем ввести в исторический канон этого персонажа. Сама ПВЛ, ее самая ранняя из опубликованных Радзивиловская редакция, не была готова; про ее остальное содержание, включая новации Русь и русский народ, ни Г.Ф. Миллер, ни другие ученые вплоть до публикации 1767 года не написали ни слова. Г.Ф. Миллер наверняка участвовал в ее создании. Разумеется, сам не писал, этим должен был заниматься человек, знающий церковнославянский язык, его текущую и архаичную версии, как свой, а в качестве консультанта по стилистике, Нестору, летописям вообще и Киево-Печерским в частности. Он был специалистом по Нестору, летописям, имел огромную библиотеку старых книг и уникальную коллекцию рукописей.

Ну а главным вкладом в историю конечно же стал фундаментальный труд «История Российская», приписанный умершему за 18 лет до выхода первого тома астраханскому губернатору Е.Н. Татищеву, где Г.Ф. Миллер указан редактором, в коем автор упоминает ПВЛ, оперирует всеми ее новациями и вообще излагает историческую матрицу, которая сегодня является каноном. У труда отсутствуют рукописи, черновики, наработки, схемы, наброски; есть только несколько листочков, которые даже не сотая часть процента того контента, который должен был сопровождать такой труд. И вообще со всех сторон невероятно, что номинальный автор, который был также и тайным советником РИ, и встречался с учеными и влиятельными лицами всех рангов, за десятилетия до всех заполучил уникальный летописный документ, написал втайне от всех грандиозный исторический труд, первый всеохватывающий научный труд в России, никому ничего не сообщил ни о ПВЛ, ни о своем труде, не показал ни главы никакому ученому или ведомству, не попытался напечатать хотя бы малый отрывок ни у себя в Астрахани, ни где-либо вообще, не отправил никаким ученым и ведомствам ни главы, ни части на ознакомление… Создание первых трех томов и, видимо, большей части четвертого и стало для Г.Ф. Миллера тем «программным трудом», ради которого он в середине 60-х годов прекратил научную и публицистическую активность. Четвертый том, где Г.Ф. Миллер также указан как ктор, вышел значительно позже других, через год после смерти ученного. Но он еще раньше отошел от дел в силу преклонного возраста; За год до смерти Екатерина II выкупила из казенных средств его библиотеку и коллекцию за колоссальную по тем временам сумму в 200 000 рублей. Как видно, в знак признательности за огромные заслуги, , хотя после второй части «Истории Сибири» ученый ничего стоящего не издавал. Книги были переданы для нужд Академии, рукописные документы переданы в архив Коллегии иностранных дел.

Знал ли М.В. Ломоносов о готовящемся обновлении исторической матрицы, т.е. смене названия страны и народа? Для меня этот вопрос открыт. Свой программный труд он завершил и вычитывал набор в типографии еще и в последний год своей жизни, хотя книга увидела свет только в следующем, 1766 году, и в этом программном труде слово Русь применяется в исконном значении, как территория Литвы-Жмуди-Подляхии, а народ в Отечестве исключительно российский. Чему есть два объяснения. Знал о скором обновлении, но не был от него в восторге. Не знал.

Склоняюсь к первому. Вот почему. М.В. Ломоносов упомянул половцев. Тех самых, с которыми связан сюжет будущего великого памятника «Слова о полку Игореве», по вопросу подлинности которого даже и в академической исторической науке нет единства, а половцы, считается, впервые были упомянуты в той же ПВЛ и с ней попали в историографию. И это с большой вероятностью означает, что М.В. Ломоносов таки-знал о готовящейся публикации 1767 года, видел подлог с названиями, но остался верен историческим фактам и своим научным воззрениям.

Все сказанное вовсе не означает,, что что нам надо отказываться от названий. Все в силе. Просто этим названиям два с половиной века, а не столько, сколько считали вы.

Продолжение темы: 1 2 3 4

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302..

Оставить комментарий

Популярные посты:
rivka381">rivka381
rivka381 Замаскированная "запретная" технология XIX века.
Архив записей в блогах:
Развиртуализировался с Юлей gope_om_yma  - это было супер! Она такая классная! Фоток нет, ибо было не до этого... Выпито было много, это факт, но и общение было ...
ГУМ - почти безотказный источник хорошего настроения в соответствии с сезоном. Вот и на этот раз я с удовольствием погуляла - с уклоном в гастроном. С удивлением обнаружила немало такого, что не найдешь в обычных магазинах, причем на разные кошельки. Считаю, это лучшее место для ...
Утром обнаружила, что муж посадил на свои треники пятно (можно я буду называть их трениками, мне лень вспоминать каждый раз названия новомодные). Решила попробовать отстирать. Съездили в магаз, заодно купила пятновыводитель. Собрала по дому все темное или относительно темное, не стирать ...
Утром потратил полчаса на мойку ковриков в Тигуане, пропылесосил там.  Удалось на редкость рано встать, по будильнику.  Рабочий день.. Вроде нормальный. Устал.  После работы скатались всей семьёй до Пятёрочки.  ...
Опять мы на даче. Как свободно дышится после города! Как хорошо отдыхается после тяжелой поездки!Прилетает к нам птица. Крупная, побольше голубя, на черных крыльях белые точки, грудь белая, и пузико красное. Названия не знаю. Неплохо бы иметь атлас ...