Когда россиянин сталкивается со словом ГРАЖДАНИН, он не связывает его с
verybigfish — 22.02.2023 Когда россиянин сталкивается со словом ГРАЖДАНИН, он не связывает его с ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬЮ.Вывод такой делаю после наблюдений за гражданами СССР и РФ в течение 40 лет.
Начинается такое (не)понимание со школы.
Слово "гражданин" в советском учебнике "Обществоведение" упоминалось всего 9 (девять) раз.
Но ни разу в связи с гражданственностью, а -
1. "Каждому гражданину гарантируется получение соответствующей профессиональной подготовки и образования."
2. "Когда юный советский гражданин достигает семилетнего возраста, перед ним гостеприимно распахиваются двери школы".
3. "Приобретя знания, каждый советский гражданин получает возможность приложить к делу свои силы и способности."
4. "Советский гражданин имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности".
5. "Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития,
6. с достоинством нести высокое звание гражданина Союза Советских Социалистических Республик."
7. "Делом чести и обязанностью каждого трудоспособного гражданина является добросовестный труд".
8. "Подавляющее большинство наших людей рассматривает службу в армии именно как священное право гражданина с оружием в руках защищать Отчизну."
9. "Членом Коммунистической партии может быть любой гражданин Советского Союза."
ВСЁ. Слова "гражданственность" в учебнике вообще нет.
Потому что её и не воспитывали в советских людях.
Зато слово "государство" в учебнике присутствует 101 раз.
В других падежах и слова, от него образованные - 451 раз.
Понятию "гражданственность" не повезло и в РФ - в учебнике "Обществознание" для 11 класса нашёл его 1 (один) раз:
"Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность,
а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода»."
"Гражданину" повезло больше - упомянуто 74 раза, но чаще как юридическое понятие.
Однако всё же намёки на граждансвенность имеются, например:
"Политическое участие, как показано в курсе обществознания для 10 класса,— это действия гражданина
с целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров".
Или вот:
Как гражданину вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её предста вителями.
Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам.
Более того, следует твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти,
соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд."
Практический вывод неплох, но, думаю, школьники о нём забывают как только сдадут экзамены в школе.
После школы практически вряд ли они пытаются оценивать действия властей и тем более их контролировать.
Вот и поэтому в России не было и нет гражданского общества.
|
</> |