Когда ребенок не ест
ujzos_kakoi_to — 01.05.2011Обеспечить ребенка достаточным количеством пищи, чтобы он рос большим и толстым, всегда было основным способом выражения материнской любви. Исторически для человечества так складывались обстоятельства, что частенько наступали периоды, неблагоприятные для выращивания детей: внезапные засухи, наводнения, войны и т.п. В таких условиях шансы выжить заметно повышались у тех детей (как, впрочем, и взрослых!), которые имели значительные подкожные «запасы на черный день». С тех пор условия существования человека очень изменились, но психология родителя осталась той же: ребенок должен быть толст, румян и весел, и тогда никакие жизненные катаклизмы ему нипочем.
То есть чаще всего в родителях, не осознающих свои установки на «первобытную угрозу голода», желание проявить любовь принимает именно такие вот формы: накормить любой ценой. В ход идут чаще всего такие неправильные меры:
Уговоры (ложечку за маму, ложечку за папу)
Песни и пляски с бубнами (а также еда под мультики)
Подкуп (съешь котлетку, и мы тогда пойдем…)
Угрозы (если не съешь – не пойдем…!)
Наказания (не съел все – останешься без мультиков)
Воспитание жадности (съешь быстро, а то сейчас киса (папа, дядя, братик) съест!)
Соревнование (кто быстрее съест)
О том, что еда, съеденная насильно и без аппетита, впрок не пойдет, известно многим диетологам и даже детским психологам (да-да, существует даже детский невроз, связанный с боязнью принятия пищи!)
Не во всех семьях кормлению детей уделяется такое пристальное внимание. Некоторые мамы совершенно философски говорят: хорошо, когда ты проголодаешься, скажи. Но имей в виду, что я не буду отдельно готовить для тебя, и придется тебе есть то, что осталось, или довольствоваться бутербродом или хлопьями с молоком. Многим мамам стОило бы посмотреть в такой момент на довольное сияющее лицо ребенка, услышавшего такую «угрозу». Многим деткам только дай волю - и они будут питаться исключительно бутербродами и хлопьями.
Иногда причиной отказа от еды (или от каких-то конкретных блюд) может быть особое «строение» нервной системы, часто выражающееся в оральной гиперчувствительности.
Вот ее основные симптомы:
- ребенок не любит чистить зубы, ему не нравится вкус зубной пасты
- разборчив в еде, отдает предпочтение одним и тем же определенным продуктам
- может есть только протертую, пюреобразную пищу
- избегает новых продуктов
- не любит пряную, острую, сладкую, соленую пищу, отдает предпочтение пресной еде
- при употреблении пищи старается снимать кусочки с вилки/ложки только зубами, не дотрагиваясь до пищи губами
- подвержен рвоте
- запивает пищу водой
- имеются проблемы с пережевыванием и глотанием пищи; часто давится пищей (и)или испытывает страх подавиться
- может есть только холодную или горячую пищу
- у него могут наблюдаться также признаки тактильной гиперчувствительности: он может не любить прикосновений, избегать игр с пачкающими материалами (клеем, песком, пальчиковыми красками и т.п.)
Как в домашних условиях можно справиться с этой проблемой:
1. Предоставьте ребенку возможность для ежедневной оральной активности. Используйте предназначенные для этих целей игрушки:
- свистки, дудочки и др. игрушки, где требуется дуть;
- коктейльные трубочки (можно играть в футбол, дуя через них на ватные шарики)
- сладкие и кислые леденцы, жевательную резинку
2. Разрешите ребенку, прежде чем попробовать блюдо, исследовать его, поиграть с ним. Ребенку с оральной гиперчувствительностью будет проще съесть еду, если предварительно он потрогал (изучил) ее тактильно (руками).
3. Научите ребенка чистить не только зубы, но и язык, на котором, к слову, тоже скапливаются бактерии. Для чистки зубов используйте обычную или электрическую зубную щетку. Предпочтительнее второй вариант.
4. Разрешите ребенку использовать различные соусы. Их можно готовить и пробовать вместе.
5. Дайте ребенку съесть кусочек мороженого, прежде чем предложить попробовать новое блюдо. Это подействует как своеобразная "заморозка", снизив чувствительность во рту.
И еще несколько общих рекомендаций:
6. Выкладывайте на тарелку пищу разных цветов (зеленого, желтого, красного, оранжевого). Во-первых, это красиво, во-вторых, такое ассорти будет содержать все разнообразие необходимых витаминов и микроэлементов. Предложите ребенку попробовать каждый "цвет".
7. Привлекайте ребенка к приготовлению еды. Например, он может натереть на терке сыр или смешать вместе необходимые ингредиенты. Дети с большим удовольствием едят блюда, на приготовление которых они затратили собственное время и силы.
8. Ходите с ребенком в магазин за продуктами. Заранее составьте вместе с ним список необходимых продуктов. Пусть ребенок принимает активное участие в составлении списка покупок. Советуйтесь с ним, спрашивайте, почему он считает необходимым купить тот или иной продукт, а без чего, по его мнению, можно в этот раз обойтись.
9. Предлагайте ребенку новые блюда еще и еще раз. Исследования показывают, что требуется по меньшей мере восемь раз предложить ребенку что-то новое из еды, чтобы он согласился это попробовать.
10. Если ребенок отказывается от еды, предложите ему съесть хотя бы по маленькому кусочку всего, что лежит на тарелке, и не выходить из-за стола до тех пор, пока все члены семьи не закончат трапезу.
Маленькие хитрости.
1) Сказки про зверей-малоежек. Подробный рассказ про лошадку, которая с утра не поела кашу и поэтому не смогла катать деток в цирке, поможет впечатлительному ребенку с хорошей фантазией.
2) Садитесь обедать все вместе. Пример мамы и папы – заразителен! Ешьте с аппетитом, и ребенок, возможно, с удовольствием начнет вам подражать.
3) Поменяйтесь тарелками. Чужая еда всегда кажется вкуснее. Положите себе в тарелку то, что хотите дать ребенку, поставьте на стол и приготовьтесь есть. Ему поставьте тарелку со своей едой и предложите поменяться. Может, сработает?
4) Делайте блюда красивыми. Есть специальные ножи, которые вырезают из фруктов и овощей фигурные гирлянды, шарики, цветочки и т.д. Можно делать «веселые бутерброды». Для картофельное пюре можно взять «толкушку» с дырочками, которой разминают картошку, и «выдавливать» пюре на тарелку тонкими струйками – получаются «картофельные макароны».
5) Есть суп и бульон, пить чай, компот и т. д. через трубочку. Очень важно делать это с серьезным видом, желательно несколько раз в присутствии ребенка. Позднее он заинтересуется данной процедурой и будет с удовольствием ее повторять.
6) Для кормления детей пользоваться интересной, яркой и необычной посудой. Желательно, чтобы на ее дне было что-нибудь изображено. У ребенка появится стимул съедать пищу полностью.
7) Дети очень любят конфеты. В яркие обертки можно поместить что-нибудь полезное, например, кусочки вареных овощей, яичный желток, творог, кусочек пирога и т. д. Но этот метод срабатывает только с маленькими детьми.
8) Можно готовить ребенка к обеду или ужину на протяжении нескольких часов, время от времени повторяя, какие вкусные блюда будут поданы. Через некоторое время малыш сам начнет ждать этого момента. Помогает повысить интерес к еде совместное с ребенком приготовление пищи.
9) Можно рисовать во время еды, положив рядом с тарелкой альбом и фломастеры. Можно нарисовать яблоко, и пусть ребенок, съедая настоящее яблоко, закрашивает картинку по кусочку. После этого можно предложить малышу изобразить, например, тарелку супа.
UPD: способы накормить, предложенные в комментах:
От petrovna_n:
1. Кормить на улице
2. Кормить из чужих рук или под руководством посторонних людей
3. Кормить в гостях
4. Кормить в общепите (особо чувствительные матери могут подменить еду домашней)
5. Кормить, разжегши рядом костерок и поджаривая корм на прутиках ( шампурах)
6. Предоставить возможность украсть еду, предназначенную для взрослых
7. Кормить в коллективе
8. Кормить вредной едой ( в ней тоже калории есть)
9. Кормить полезной едой из упаковок от вредной еды
От irka_knopkina:
Кормить после долгой-долгой активной прогулки.
От sova_ept:
-самостоятельное приготовление пищи (выдаю ингридиенты, сам мастрячит нечто жуткое)
- "шашлычки" из всего подряд. На деревянную палочку нанизываем(вместе) всё, что вообще можно нанизать на палочку. Особенно удачен шашлык из пельменей=) Жаль, с супами и кашами тут прокол...
- "суши" из всего подряд. В кусочек армянского лаваша или в кусочек листа салата заворачиваем, опять же, всё, что угодно. Тут даже каша подойдет=) Главное, чтоб калибр получился "сразу целиком в рот".
- кормление во внезапных местах. Творожки, например, очень удачно скармливаются во время купания=)
Советы чудные, но с Соней они не работают - так же, как и все остальные, перечисленные в посте. Но, может, кому-то пригодятся :)
Картинки еды, найденные на просторах ИнторнЭтов и особенно меня впечатлившие:
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0126.shtml оральная гиперчувствительность
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02u.shtml о детях, которые не хотят есть
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02z.shtml блюда для детей, украшения еды
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030161.shtml стоит ли насильно заставлять ребенка есть?
http://www.solnet.ee/parents/p12_12.html
http://receptymalysham.blogspot.com/2009/06/blog-post_16.html
Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"
Е.О. Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников".
Забавные блюда для детей:
http://www.babyblog.ru/community/post/cookingbook/476954
http://kolyan.net/index.php?newsid=22582
http://www.bugaga.ru/2007/05/07/smeshnye_buterbrody.html
http://www.liveinternet.ru/users/2475011/post116972738/
http://www.myjulia.ru/post/316908/
|
</> |