![Когда поют прокуроры Когда поют прокуроры](/images/main/kogda-poyut-prokurori-790f75.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/be4e3bb8f5694c0596df5135458b0fc8.webp)
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»
Новый 2003 год популярная программа «В нашу гавань заходили
корабли» отмечала в студии телеканала ТВС, который был образован на
месте канала ТВ-6, куда после разгрома НТВ перекочевала часть его
старой команды. Запись, к счастью, сохранилась, и благодаря ей
можно словно на машине времени перенестись почти на 20 лет назад и
окунуться в атмосферу подлинного праздника с сюрпризами и
неожиданными перевоплощениями его участников. Среди гостей студии —
внезапно — Элла Памфилова, в ту пору председатель Комиссии по
правам человека при президенте России, пришла попеть вместе с
другими участниками «Гавани». Юрий Щекочихин, частый участник этой
программы, сам большой любитель петь под гитару и встречающий, как
теперь понятно, свой последний год. Сотрудники канала Светлана
Сорокина, Владимир Соловьев (да-да, тот самый) и Виктор Шендерович*
(еще не «иноагент»).
Вот он стремительно вбегает на подиум и садится к роялю.
Берет бокал с шампанским, делает глоток и произносит тост: «Чтоб
нам так жить, как мы поем». А потом ударяет по клавишам и поет
знаменитый «Сиреневый туман». После первого куплета его сменяет за
роялем пианист-виртуоз Дмитрий Петров, а на подпевку и подтанцовку
к Шендеровичу выбегают Сорокина, Соловьев (да-да, тот самый!) и
Валерий Сюткин. На лицах зрителей неподдельный восторг. А
Шендерович, тоже пританцовывая, продолжает:
«Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь — Уеду ль я на год, а
может быть, на два. А может, навсегда ты друга
потеряешь? Еще один звонок, и уезжаю я».
Трио на подтанцовке комично подвывает, ритмично двигаясь в такт
мелодии. Шендерович хохочет. Кажется, что его тост-пожелание «Чтоб
мы так жили, как мы поем» сбывается на глазах: столько в этом
коллективном исполнении жизни, юмора, оптимизма, творческого
азарта.
…Канал ТВС прекратит свое существование в конце июня 2003
года. Его именитые сотрудники разбредутся: одни — в никуда, а
другие — в князья.
Перемотаем пленку. Январь 2022 года. Виктор Шендерович,
объявленный властями «иностранным агентом», сообщает о решении
уехать из страны под угрозой уголовного преследования за якобы
клевету в адрес скандально известного бизнесмена Евгения
Пригожина.
Добрые «коллеги» с телеканала «Россия-24» тут как тут —
откликаются на событие большим сюжетом под глумливым заголовком
«Бегство комика». Ведущий «Вестей-24» Алексей Казаков, процитировав
пост Шендеровича в фейсбуке с обоснованием этого решения,
пренебрежительно именует его автора «некогда небезызвестным
сатириком», который, не дожидаясь возбуждения уголовного дела,
«пожаловался на некий шантаж и попытки заткнуть ему рот». «Короче
говоря, обставил ситуацию максимально драматично, рисуя сам себе
портрет эдакого мученика». Конечная же цель, по мнению
пропагандистов, — вожделенная заграница: «подвернулось теплое
местечко — дефицита в таких для «иностранных агентов»
нет».
Как водится у исполнителей современных «песен», крупно в
кадре показывают пару счетов с обозначенными в них суммами
гонораров Шендеровича на родине и заголовок в одной из западных
газет: «Самый известный комик России выступит в Стокгольме».
«Персонаж, который называет себя самым известным борцом в России,
для европейцев — комик», — издеваются авторы сюжета, подытоживая в
финале: «Вы смотрели сюжет о бегстве давно уже несмешного комика —
«иностранного агента».
Это не комик не смешной. Это времена настали, мягко говоря, невеселые. И песни им под стать.
В канун старого Нового года на Первом канале чествовали прокуратуру России, которой
исполнилось 300 лет. Под трансляцию концерта из Кремля отвели
изрядную часть прайм-тайма, вытеснив из эфира даже любимое народом
ток-шоу «Пусть говорят».
Литературно-драматическая композиция в исполнении известных
артистов и певцов вместила в себя весь трехвековой доблестный путь
прокуратуры — от петровских времен до наших дней. Гражданственность
и патриотизм читаемых со сцены текстов и исполняемых музыкальных
произведений зашкаливали. Прокурорские работники и работницы в
парадной форме с каменными лицами слушали патриотические песни в
исполнении Кубанского казачьего хора, хора Сретенского монастыря
вперемешку с цитатами из положения о прокурорском надзоре, принятом
после окончания Великой Отечественной войны: «Советское
государство, все его органы действуют на основе государственной
законности, соблюдения прав и свобод граждан».
На огромном экране, установленном на сцене, текст слов
иллюстрировался сменяющимися картинами военной и мирной жизни.
Последнюю символизировали розовые пяточки младенца, бескрайние поля
и ромашки в них, а также песни «Я люблю тебя, жизнь», «Юность моя,
ты гори — не сгорай» и «Все, что в жизни есть у меня». На словах:
«Все, что я зову своей судьбой, связано, связано только с тобой», —
солистка ВИА «Новые самоцветы» с лучистым взглядом широким жестом
показала на зал, тем самым четко обозначив адресата песни.
Прокурорские стоически пережидали официоз, изрядно
попахивающий нафталином, и заулыбались, только когда на сцену вышел
Николай Басков. «С праздником, выдающиеся и великие люди России», —
обратился он к виновникам торжества, пригласив вслед за этим на
сцену певицу Валерию, которая тоже не подкачала в выражении чувств
к «великим людям России» и в последующем исполнении более свежих,
чем прежде, шлягеров, ожививших атмосферу в зале Кремлевского
дворца.
Завершилось это во всех отношениях впечатляющее действо
мощной кодой — хоровым исполнением Гимна прокуратуры РФ, которое
зрители в мундирах слушали стоя. Еще бы. Как усидеть, когда звучит
такое: «Перед законом все равны, / Гарантом в этом выступая. / Ты
не взираешь на чины, / Закон на деле применяя». И жизнеутверждающий
припев, подхваченный залом:
«Прокуратура — законности оплот, / Надзор в делах правопорядка. / Петровский дух в тебе живет / Как символ воли государства».
Текст неформального гимна «подарил» прокуратуре поэт-песенник Илья
Резник, в прошлом даривший совсем иные песни Алле Пугачевой, Лайме
Вайкуле, Валерию Леонтьеву, Филиппу Киркорову и другим звездам
отечественной эстрады. Когда пришла пора гимнов, не растерялся.
Молодец! Теперь на его творческом счету вирши, посвященные
работникам силовых ведомств, — «Моя милиция», «Призванный
Отечеством», «Марш пограничных войск», «Комиссары» (ко Дню
чекиста)…
Дар Ильи Резника откликаться на государственные праздники и
даты, схожий с «даром» Ляписа-Трубецкого (помните — «служил Гаврила
хлебопеком» и пр.), неожиданно оказался более чем востребован с
появлением и укреплением ведомств, жаждущих широко отмечать свои
профессиональные праздники.
Ну а тост нынешнего «иноагента» Виктора Шендеровича 20-летней
давности оказался по-своему провидческим. Так и живем, как поем.
Правда, поют во славу себя они, а живем в создаваемой ими
реальности мы. Хотя нельзя исключить, что скоро придется петь в
унисон с ними. Хором. Это будет называться скрепами и общими
духовными ценностями. Не то что какой-то там «Сиреневый
туман».
Ирина Петровская,
Обозреватель
«Новой»
*внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов
|
</> |