Когда не знаешь, как поступить, поступай по совести
— 02.12.2015
Это цитата из советского фильма "Выйти замуж за капитана". Наивного, доброго, в чем-то сказочного, а в чем-то правдивого. Как все лучшие советские фильмы. И отеческий совет этот капитану (за которого нужно выйти замуж) как раз исключительно правдив. Именно – по совести. И только по ней.
Припомнились же мне эти слова после просмотра ролика, в котором дальнобойщики обращаются к Путину. Задушевно так обращаются. Без титулов так. По-домашнему, по имени-отчеству. На ты. Что, дескать, беспокойная я, успокой меня. Мы, дескать, не за бузу. Мы за Родину. Грузы ей возить хотим. Ну, и, понятно, кормиться тем извозом. Не столько сами – сколько семьи кормить.
В общем, мы все – свои ребята, не колонна пятая. И давай договоримся. А то как бы до греха не дойти. Мы как поедем, как поедем в Москву. Полетят клочки... Мы если гневные, сам понимаешь... Так что, товарищи, держите меня!..
И ленточки георгиевские на ветру полощутся. Что, дескать, не сомневайся – не пятая мы колонна, свои. И надо договориться...
Как к этому относиться? Как относиться "пятой колонне" к колоннам дальнобойщиков? С надеждой на долгожданное пробуждение политической сознательности народных масс? С солидарностью: враг моего врага – мой друг? Заигрывать – в том духе, что мастера культуры с народом? Пытаться влиться и возглавить? Заработать на этом деле немного политических очков, то есть избирательских голосов? Или – говорить всё как есть, всю правду?
Беда наша в том, что последний вариант (со "всей правдой") греет нас очень мало. Потому, что, с одной стороны, так хочется надеяться! Что эти бородатые, серьезные мужики сейчас наведут порядок. А нам даже и с дивана слезать не придется. А с другой стороны, ну, как же такое упустить? Вот он сам народ поднимается, протестует. Как этим делом не воспользоваться! Ну, и третье – за кого же мы радеем, как не за этот самый народ? Униженный и оскорбленный. Как его не поддержать! Кого же еще, если не его?
Все эти мотивы мы всосали даже не с материнским, а с пра-прабабушкиным молоком. Все они питают нас добрых (то есть совсем не добрых, очень не добрых, злых) сто пятьдесят лет. И то, что я собираюсь сказать, мало резонирует с настроем душ людей протеста. Хотя сказать я хочу очень простую вещь: говорить надо правду. И по возможности громко.
Правда же такова. Задеты экономические интересы значительной группы предпринимателей. Именно так: "мужики-дальнобои" – предприниматели. И далеко не самые бедные. Знаете, сколько стоит фура. Естественно, в соответствии с законом сохранения материи ("если на ком-то материи убудет, то на ком-то другом ее прибавится") кто-то на этом собирается "наварить". Бенефициары же у нас всегда одни – ближний круг. Это тоже понятно. Так что здесь схватка экономических интересов. Очень жирных котов с котами менее жирными. Госкапиталистов с одной из групп малого-среднего бизнеса.
Ну, а что касается общества в целом? Здесь вылезают вообще другие темы. Дороги нужны обществу, как кровеносные сосуды человеку. Это раз. Дороги – штука очень дорогая. Это два. Люди в дорожном бизнесе, естественно, как и все, кто кормится от бюджета, воруют: вздувают цены на строительство-ремонт дорог. Что делает дорогую штуку еще дороже – иногда вдвое, а иногда и в десять раз. Это три.
Вопрос – как собирать деньги на дороги? Со всех поровну? Только с богатых? Только с малых и средних, кто при дороге живет и от нее кормится? Еще как-то? Как? Вопросы не простые. Только о них-то как раз никто не говорит.
Есть западный опыт, конечно. Но как раз в отношении дорог ему особенно не нравится перебираться в Россию. С пушкинского времени прошло пока не пятьсот, а только двести лет. Так что по исчислению философических таблиц до полного решения дорожного вопроса нам осталось еще лет триста. Пока же мы видим всё то же – у дураков хороших дорог не бывает.
Но это всё – вводная. А теперь посмотрим всё же, чем хорошо движение дальнобойщиков. Кроме того, что оно делает козу части власти, при этом всячески стараясь подластиться к другой части власти? Что, здесь есть борьба за интересы всего общества? За правду? За справедливость? За интересы экономики? За человеческое достоинство? Против беспредела?
Да, нет. Ничего этого здесь нет или почти нет. Всё это им неинтересно. Свой рубль – интересно. А остальное – нет. Как в бородатом анекдоте про пофигистов (назову их так), которым всё "по фиг", кроме денег, и которые, когда им говорят, что здесь же неувязочка: "Как же так: всё по фиг, а деньги не по фиг?", заявляют, что неувязочка им тоже "по фиг".
Вот я и спрашиваю – а что здесь поддерживать? Поддерживать надо ростки нового? А здесь что? Георгиевские ленточки? "Путин, помоги!"? "Мы против бузы"? "А против пятой колонны и совсем против"?
А может – гражданское действие? Так ведь нет же в этом действии, почти ничего нет гражданского? Есть эгоизм. Есть групповой эгоизм. А гражданственности как-то мало видно. Или надо поддерживать само желание действовать? То, что терпение лопнуло? Так что за толк, если и лопнуло, а ни понимания, что делать, нет, ни желания понять, ни желания делать что-то не только для себя? Очень мало в этом толку. Из такого действия, в самом деле, ничего путного не выйдет. Только – буза.
Защита малого и среднего бизнеса? Так и это не так. Тут вопроса два: а надо ли его вообще защищать и, если надо, то как? Ни тот, ни другой ни дальнобойщиков, ни их "пятоколонную" поддержку не интересуют. Первым не до высоких материй – своя рубашка... Вторым, по большому счету, не до экономики. Что и верно – к чему обсуждать пищеварение и мускулатуру трупа.
К слову, и об экономике. Ее это движение тоже не спасает. Отрасль не исчезнет. Цены перевозок, естественно, вырастут и, в конечном итоге, дорожные фонды всё равно будут создавать всё общество совместно. И даже воровать будут всё те же. Но если и говорить об экономической стороне всего этого дела, то разговор должен быть совсем другим. Не просто "уберите Платона!".
Репрессий пока на дальнобойщиков власть не обрушила. Так что и как жертв режима их поддерживать (пока во всяком случае) нет причин. Так что же остается?
Я понимаю, что слова эти мало придутся вам по душе. Они не могут гармонировать с ее общим настроем – нельзя больше терпеть! Понимаю. И всё же логика "враг моего врага – мой друг" – очень плохая логика. Чреватая попаданием в множество западней (и такие словоформы есть в нашем великом и могучем).
А какая логика хорошая? А вот та самая, капитанская: поступай по совести.
|
</> |