Когда использовать Adobe RGB?
medvedevphoto — 08.02.2011
Итак, вчера я напросился рассказать, в каких случаях стоит использовать цветовое пространство Adobe RGB. Вообще я сторонник максимально простых методов съёмки и обработки. У меня есть твёрдое убеждение: чем меньше уделяешь внимания техническим аспектам, тем больше остаётся места для творчества. Безусловно, важно знать теорию, важно её применять там, где это необходимо, но не стоит в повседневной жизни уделять технике слишком много внимания.
Именно поэтому, в 99% случаев я использую цветовое пространство sRGB. Это самое простое, стандартное цветовое пространство, которое поддерживается всем оборудованием по умолчанию и не доставит Вам проблем. Многие критикуют sRGB за недостаточный цветовой охват, но обычно мне вполне хватает насыщенности цветов для моих снимков. На основе вышесказанного, я рекомендую всем не мучить себя и работать в цветовом пространстве sRGB (а те, кто сами знают в каком пространстве работать, не будут спрашивать моего совета:).

Увеличить
Однако из любого правила есть исключения, и выше вы видите яркого представителя "отряда исключений". Снимок с ярким, насыщенным синим небом, который наотрез отказывается умещаться в sRGB. Это абсолютно реальная, не синтетическая задача. Я не искал себе лишних проблем, не читал форумов и статей. Просто открыл фотографию, начал обрабатывать и понял — я вылезаю за пределы цветового пространства и это серьёзно портит мой кадр. Я попробовал ещё раз, а потом ещё и ещё, но уложиться в sRGB мне так и не удалось. В результате я сдался, и мне пришлось прибегнуть к Adobe RGB. С тех пор я сразу вижу подобные кадры (с ярко-синим небом), в которых могут возникнуть проблемы и всегда обрабатываю их в цветовом пространстве Adobe RGB.
Хорошо, что у фотографий, снятых в RAW, есть замечательная особенность: мы в любой момент можем выбирать необходимое цветовое пространство. Чуть выше, Вы видите фотографию открытую в стандартном конвертере фотошопа - Adobe Camera Raw. В самом низу скриншота есть надпись Adobe RGB (1998); 16bit; ... Кликнув по этой надписи, Вы увидите диалоговое окно которое позволяет выбрать необходимое цветовое пространство:

Помимо стандартного sRGB, на наш выбор предоставляются более широкие цветовые пространства: Color Match RGB, ProPhoto RGB и Adobe RGB. Наиболее популярное из них Adobe RGB, оно значительно более широкое, чем sRGB но не такое избыточно большое как Photo Pro RGB.
Если мы сейчас выберем пункт "sRGB", и нажмём "Open", в фотошопе откроется кадр с выбитым красным каналом. В самой программе Photoshop мы даже сделать ничего не успеем: исходник будет испорчен и любая дополнительная коррекция вызовет серьёзное ухудшение качества.
Если же мы выберем Adobe RGB и точно также нажмём "Открыть", то мы получим хороший пластичный кадр, с которым можно работать сколько угодно совершенно не испытывая проблем. Посмотрите на 200% кропы красного канала сразу после открытия файла:

Большие фрагменты 100% кроп (1500*1300):
sRGB
Adobe RGB
Вы только взгляните на разницу! Неприятные шумы, пятна, такое впечатление что стоит ISO 3200! Но если посмотреть на красный канал в Adobe RGB, то становится понятно, что камера тут не при чём. И это далеко не самый плохой пример. Есть кадры в которых красный канал абсолютно уходит в чёрное:

фрагмент второго кадра из вчерашней подборки
И это я только открыл кадр после конвертера! Работать дальше с подобными кадрами в sRGB совершенно невозможно. Даже в 16 бит мы моментально теряем плавность переходов, появляются шумы и серьёзные искажения цвета. При одинаковой обработке кадров, буквально за три действия (!) картинка в sRGB стала браком, непригодным к использованию. А с фотографией в Adobe RGB вполне можно продолжать работать дальше (действия были абсолютно одинаковые, я специально записал экшн).
Судите сами:

Поэтому, для подобных кадров, я настоятельно рекомендую использовать только Adobe RGB. Кстати, если Вы считаете, что для чёрно-белых фотографий всё-равно какое цветовое пространство использовать, то Вы ошибаетесь! Я готовил эти кадры для чёрно-белой печати с использованием исключительно пространства Adobe RGB. Это очень важно.
И ещё один совет. Хотя бы при работе с Adobe RGB используйте 16 bit на канал. Битность изображения это тема для отдельного разговора, но в рамках этой статьи я не могу не отметить, что постеризация в Adobe RGB появляется быстрее, чем в sRGB (ведь Adobe RGB приходится описывать болшее цветовое пространство с тем-же набором бит). Чтобы не было проблем лучше обрабатывать снимки в 16 бит. А ещё лучше всегда обрабатывать в 16 бит. IMHO. Это не доставляет никаких проблем, зато даёт свободу действий и иногда повышает качество фотографий (точнее не даёт ему сильно ухудшиться в процессе обработки). :)

Итак, фотография готова, теперь осталось решить последний вопрос — что делать со снимком после обработки? Как выкладывать в интернет, как печатать? Ведь мало какой браузер понимает adobe RGB. Для интернета, безусловно необходимо конвертировать в sRGB. Причём это её почти не испортит. Если фотографию в sRGB не обрабатывать дополнительно, то смотреться она будет очень прилично. С печатью вопрос более сложный. Я бы посоветовался со специалистами у которых будете печататься, и делал так, как скажут они сами. Отдавая снимки в sRGB я на 100% знаю как они будут напечатаны, без всяких цветопроб меня всё устраивает. С adobe RGB всё-же лучше уточнить, чтобы не было потом проблем.
Надеюсь, что этот материал будет Вам полезен. Удачных кадров!
ps Да, и ещё одно замечание. Многие считают, что с цветовым пространством Adobe RGB, снимки автоматически станут "глубже и насыщеннее". Но этот стереотип совершенно не соответствует действительности. Если Вы меняете цветовое пространство, то точно должны знать, зачем это делаете. Иначе Ваши снимки будут только хуже.
ps2 А для чего Вы используете Adobe RGB? Какие ещё есть сюжеты не умещающиеся в sRGB? Какие ещё цветовые пространства "семейства RGB" Вы используете и для чего?
|
|
</> |
Разновидности и особенности металлопроката
Надменность, гордыня статусом
Как связаны собачьи поцелуи и солёные коленки Стенли Корена
ПРО НОВОГОДНИЕ УКРАШЕНИЯ
почему немецкие машины внезапно проиграли миру
Княгиня Шарлен на ювелирной выставке Joya
Сталин про Сталина, или что такое диктатура пролетариата
Покидая осеннюю Москву.
Рыбный канал

