Кое-что об оборотнях

А вот вчерашний евангельский отрывок об изгнании бесов и потоплении свиного стада, по всей видимости, сыграл свою роль в представлениях об оборотнях. Это ведь только современная культура породила представление, будто оборотни - это особая каста сама по себе (ей придумывают разные цели - от бессмысленного продолжения своего рода до неких охранительских функций по отношению к роду человеческому). А у наших предков было совершенно чёткое понимание: за всеми подобным явлениями стоит дьявол, единственной целью которого является причинение людям вреда. Для этого он и вселяется в живых тварей, обращает людей в животных и т.п.
Вообще суд и казнь по судебному приговору знакома животным с незапамятных времён, это явление есть во всех культурах. Христианская не стала исключением - первые сохранившиеся сведения об уголовных процессах над братьями нашими меньшими относятся к XIII веку, но можно не сомневаться, что само явление гораздо старше. Однако у нас появилась своя изюминка: одно дело, когда животное само нанесло вред человеку или его имуществу, и другое дело, когда животное послужило только инструментом в лапах дьявола.
С практической точки зрения, есть там чертовщина или нет, для животного последствия были одинаковы - от него тем или иным образом избавлялись (могли казнить, а могли отправить в изгнание, например). Но процессы над одержимыми животными, конечно, имели свой шарм. Мышей могли проклясть с церковного амвона, козу отлучить от церкви (не спрашивайте), но обычно подобной хренью занималась не церковь, а вполне себе светские суды. Церковь, наоборот, чаще пыталась воздействовать отрезвляюще, но против течения ей плыть было нелегко.
Моя любимая история:
В 1474 г. в Базеле осуждён на сожжение петух, который снёс яйцо и тем навлёк на себя подозрение, что он вошёл в связь с дьяволом. Яйцо тоже было сожжено.
Разумеется, решение принимал гражданский, а не церковный суд.
Впрочем, не надо думать, что это пережитки тёмного прошлого. У нас в Требнике до сих пор сохраняется заклинательная молитва от всяких мышей и гусениц. (Некоторые говорят, что им помогает). И меня не оставляет ощущение, исходя из внутренней логики самого текста и его аналогий, что упоминание о дьяволе из этой молитвы было изъято только позднейшей цензурой.
|
</> |