Кое-что о тайне вкладов или «бабушка приехала»

топ 100 блогов Dmitry Bakulin17.07.2013

Кое-что о тайне вкладов или «бабушка приехала»

Написать эту заметку меня побудило пришедшее мне не так давно персональное письмо от Сбербанка, через карту которого я получаю зарплату. В письме, помимо всяких комплиментов и красивых слов по поводу того, что именно Сбербанк делает мою жизнь счастливой, содержалось и конкретное предложение.

Предложение заключалось в следующем:

«Откройте онлайн-вклад «Пополняй ОнЛ@йн», и результат не заставит себя ждать: к примеру, если вы откроете вклад на 5000 рублей и будете каждый день пополнять его на 250 рублей, то через 6 месяцев получите 50 406 рублей, включая начисленные проценты».

Поскольку в школе меня учили математике, я тут же на мелованной бумаге, на которой было отпечатано письмо, произвел ряд несложных вычислений: 250*30*3 + 250*31*3 + 5000. Получившийся результат удивил даже меня. Я проверил его на калькуляторе – нет, все правильно, 50 750 рублей. То есть на 344 рубля больше, чем Сбербанк обещает мне отдать вместе с процентами.

И это заставило меня надолго задуматься... 

Нет, в этой простой попытке тупо развести «на бабки» меня лично злит не то, что она есть. Я давно привык к просроченным продуктам, выставленным на видное место (есть даже такая профессия – мерчендайзер называется). К жуликам в автосервисе, пытающимся взять деньги за то, чего они не делали. К банкирам и финансистам, бесконечно выступающим по телевизору и радио с одним и тем же призывом – «несите ваши денежки только нам: у нас самый высокий процент»...

Суть в другом – в том, что это делает Сбербанк, главный банк РФ, основа финансовой системы страны, та структура, через которую подавляющее большинство бюджетников (про всех не знаю, может, кто-нибудь еще там подсуетился) получает зарплату и т.п.

И в связи с этим у меня есть несколько вопросов.

Первый – зачем им это надо? Не съешь ты – съедят другие? Почта РФ, например? Но тогда эта волна всеобщей лжи и обмана становится вообще пугающей.

Вопрос второй. Персональное письмо на мелованной бумаге в конверте с адресом (то есть имя, отчество и фамилия напечатаны и на конверте, и несколько раз повторены самом в письме) стоит достаточно больших денег (даже если рассылается не всем клиентам, а только избранным). Удастся ли вернуть затраты за счет того, что принесут пенсионеры и бюджетники, забывшие, как складывать и умножать цифры?

Впрочем, мне кажется, что те, кто стоит за данной «креативной кампанией», такими вопросами даже и не задумывались. Просто в Сбербанке тоже есть пиар-отдел (или Отдел по работе с клиентами), в котором сидят молодые (мне почему-то кажется, что непременно молодые) креативные люди, которым нужно отрабатывать свою, думаю, очень даже нехилую зарплату. А для этого надо что-то делать, «креативить». Вот и делают – так, как могут, так, как подсказывает соответствующее образование и опыт работы в банковской сфере.

И они такие не одни, увы. В каждом банке есть, помимо клерков, охранников, кассиров и других, свой пиар-отдел (Отдел по работе с клиентами, Отдел инноваций), которой занимается подобной деятельностью – выдумывает новые схемы «работы» с гражданами, новые «продукты» и новые методы их впаривания. И в каждой крупной компании, кстати, тоже.

Одного представителя (даже директора, если не ошибаюсь) такого Отдела я в последнее время регулярно вижу по телевизору. Молодой такой, лоснящийся, уже со склонностью к полноте, несмотря на возраст... Каждый раз, как я смотрю на него, с радостью сообщающего, что они разработали новую систему вкладов: «Вам даже никуда ходить не надо, мы все сделаем за вас и при этом процент будет такой, какой вы больше нигде не получите» (какой именно процент – не говорит, сволочь)... Так вот – каждый раз, как я его вижу, я вспоминаю свою бабушку, представительницу старинного дворянского рода Грушецких, которая в 20-е годы прошлого века была награждена именным оружием (наганом) за «заслуги в революционной борьбе с буржуями». Ее фотография в кожанке до сих пор хранится у меня где-то «в чулане».

Пора доставать?

История моих отношений со Сбербанком, описанная в статье «О банковской тайне или «бабушка приехала», как я и ожидал, получила логическое продолжение. Однако, дабы меня не заподозрили в том, что я специально наезжаю на Сбербанк, расскажу другую историю.

Есть такой солидный банк – «Райффайзен». И так уж сложилось, что в этом банке у меня есть кредитная карта с солидным лимитом. Причем недавно, без моего на то согласия, кредитный лимит мне был повышен в полтора раза (видимо, в связи с хорошей кредитной историей, хотя я ни разу не использовал даже тот кредит больше, чем наполовину). Помимо этого, мне регулярно приходят сообщения от «Райффайзен-банка» о том, что мне одобрен разовый кредит на суммы что-то около полумиллиона или больше.

Так вот, в начале апреля этого года срок моей карты закончился. С некоторым опозданием (меня не было в Москве) я пришел получать новую карту, которую банк заботливо для меня выпустил. Однако при получении пин-кода в механизме, который его подтверждает, произошел какой-то сбой, и карта стала недействительной. Ее при мне уничтожили, пообещав предоставить мне новую через две с лишним недели. Что и сделали.

К тому времени я обнаружил, что прекрасно могу обходиться без этой карты, и решил посмотреть, что будет, если я не буду ею пользоваться вообще (меня тянуло разобраться, как и за что начисляются проценты и вообще – во сколько мне обходятся эти игры). Я полностью уплатил все начисленные мне проценты и долги и стал ждать...

Ждал я недолго – в начале июня мне пришла распечатка, в соответствии с которой я должен банку 485 рублей. Из них 300 – за приостановку операций и 185 – проценты. Долгие попытки выяснить у «мальчика» по телефону, как так, результат дали относительный – по поводу 300 рублей мы выяснили, что это плата за повторный перевыпуск карты. А по поводу процентов он не смог ничего сказать вразумительного.

Пока я собирался подъехать в банк, чтобы разобраться на месте, срок платежа прошел, и мне пришло (я как раз был на даче у внуков) уведомление, что я должен срочно заплатить банку 1185 рублей. И стало понятно, что действительно пора ехать.

В банке милые девушки (сначала одна, потом другая – постарше и возрастом, и должностью) объяснили мне, что еще 700 рублей представляют собой штраф за несвоевременное внесение платежей. А 185 рублей – это скрытые проценты, которые остались от предыдущих периодов. На все мои возражения по поводу того, что перевыпуск карты понадобился по вине самого банка, мне сказали, что это строгие правила и сделать исключение для меня никто не в силах. После моего отказа платить карту мне заблокировали. Хорошо, что не задержали прям на месте...

А совсем недавно мне в течение трех дней довелось испытать «телефонный обстрел» из «Альфа-банка» – разыскивали мою уже давно бывшую жену. Звонили разные люди, настойчиво требуя либо предоставить информацию о ее местонахождении, либо передать ей, что у них, мол, «для нее есть информация». На вопрос о том, что за информация, отвечали, что она «сугубо конфиденциальная» и мне они ничего сказать не могут. Измотанный их профессиональной осадой и несколько заинтригованный этой «конфиденциальностью», разыскал «бывшую» – выяснилось, что она задолжала «Альфа-банку» аж 300 рублей (!), причем в схожей ситуации.

Если вам еще не надоели эти «житейские истории от первого лица», расскажу вкратце и про Сбербанк. Там историй было две – одна тоже по поводу перевыпуска карты, вторая – по поводу открытия счета.

Для того, чтобы получить новую карту (и продолжать получать на эту карту причитающуюся мне зарплату), мне пришлось ехать в отделение банка по месту работы (не слишком далеко, но не шибко удобно). Очередная милая девушка минут сорок искала мою карту, потом ее осенило, и она решила спросить, не «зарплатная» ли она. На мой сугубо положительный ответ она сообщила, что «зарплатные» карты перевели в другое отделение, которое расположено вообще на улице Волгина. На мой усталый вопрос: «Мне что, теперь на Волгина ехать?» – девушка радостно сообщила, что нет смысла, поскольку все равно то отделение – на ремонте. И предложила единственный, по ее мнению, выход – повторно перевыпустить карту, что в конце концов и сделали – как я понимаю, тоже за мой счет…

Вторая история случилась буквально на днях – мне нужно было открыть счет в моем отделении. Старший кассир – теперь уже не девушка, а вполне солидная дама – долго уговаривала меня, что мне нужен не счет, а «бесплатная банковская карта на предъявителя». И уговорила, но тут выяснилось, что данная карта у меня, оказывается, уже есть. Все мои робкие возражения натыкались на грубый ответ: «Ну вот же у меня в базе все записано!» После этого она сделала мне новую карту, привязанную к счету, который был открыт на мое имя в 2009-м году в каком-то отделении Сбербанка, местоположение которого мне так и осталось неизвестным. В конечном итоге после громкого скандала счет (обычный, со сберкнижкой) она мне все-таки открыла, но взаимный осадок у нас, естественно, остался...

Во время обсуждения предыдущего текста наиболее часто задававшийся вопрос был: «А при чем здесь бабушка?» Попробую ответить еще раз.

Так получилось, что мы своими руками взвалили себе на шею целый класс людей, которые не участвуют в производстве или другом общественно полезном труде, а играют с нами в игры. И это плюс к чиновникам, которых тоже с советского времени стало отнюдь не меньше (а уж аппетиты их выросли не в десятки – в сотни и тысячи раз). Они делают вид, что помогают нам жить (одно время мне тоже казалось, что кредитная карта – это очень удобно). А на самом деле паразитируют за наш счет. Причем не только по-крупному, но и просто по мелочи – «с миру по копейке».

И мне кажется, что понимание этого приходит ко все большему числу людей, не имеющих отношения к бизнесу. Недаром за то время, что я провел в «банковских структурах» в июне (в общей сложности часа четыре, не меньше), я наблюдал достаточно людей, аннулирующих карты, закрывающих счета и т.п. – в основном для того, чтобы избавиться от агрессивной рекламы, призывающей брать кредиты (наиболее частые слова: «Вы гарантируете, что этот спам мне больше приходить не будет?»). А также отказывающиеся от навязанных сервисов (типа автоматического платежа за телефон и т.п.).

Это явление можно рассматривать по-разному. И как ответ русского менталитета на навязанные извне правила игры, противоречащие привычному цивилизационному коду. И как социальный протест среднего класса, почувствовавшего угрозу своему существованию и усиление эксплуатации со стороны финансового капитала. Важно другое – как мне кажется, это процесс обоюдный и нарастающий: все более агрессивная реклама со стороны различных структур, навязывающих свои «сервисы», натыкается и будет натыкаться на все более агрессивный ответ со стороны тех, кому эти сервисы навязываются. Что из этого выйдет – это вопрос не ко мне, а скорее к тем, кто занимается финансовой теорией или революционной практикой. Если не ответят первые, то, скорее всего, придет время вторых...

P.S. Автор благодарит упомянутые (и не упомянутые) банки за помощь в создании данного текста. А также за то, что заставили перечитать работы М. Делягина («Общая теория глобализации») и К. Мямлина (про «свободные деньги» Гезелла) и по-новому отнестись к описанным в них идеям.
Андрей Виноградов
http://www.odnako.org/blogs/show_26778/
http://www.odnako.org/blogs/show_25790/
 
еще один PS
Лично я никаких подобных проблем не имел с банком "Авангард". Все остальные банки, с которыми приходилось иметь дело, вполне соответствуют всему. что описано в статье.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Готовясь к свадьбе, Дурек Верретт сообщил, что ему предоставили право проживания в Норвегии на полгода - и теперь все его имущество находится здесь. Гражданин США может находиться в Норвегии без визы до 90 дней, но если человек желает остаться дольше этого срока, необходимо подать ...
  Внимательно посмотрите на картинку в течение 15 секунд. Для спокойных, уравновешенных и отдохнувших людей картинка неподвижна. Если она активно движется, то вам нужен отдых и сон в течение 8 часов. Ну, а если иллюзия очень быстро ...
Пост для vjezdnoy_znak ...
В топе сейчас прекрасный пост. Про манеру вести бизнес на постсоветском пространстве. Точнее про отношение к наемным работникам. В посте задается очень простой вопрос - что делать, если руководитель не платит вовремя деньги или навешивает на подчиненного то, о чём не договаривались, или, ...